Главная > Механика (Зубов В.Г.)
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

§ 54. Две основные задачи динамики

Теперь, когда найдена полная система законов динамики, можно сформулировать две основные задачи, которые решаются в динамике.

Задача 1 (прямая). По известным движениям тел определить силы, которые необходимы для создания таких движений.

Задача 2 (обратная). По известным силам и начальным условиям определить ускорения и рассчитать движения тел.

Обе задачи имеют одинаково важное значение и встречаются также одинаково часто в различных областях науки, инженерного дела и в жизни.

Большое количество простейших примеров обратной задачи мы рассматривали в предыдущих параграфах. Напомним некоторые из них.

Самолет совершает посадку. Известны все силы, тормозящие его движение. Нужно определить длину пробега самолета до полной остановки. Или необходимо определить длину тормозного пути автомобиля, имевшего некоторую начальную скорость.

Артиллерист знает начальную скорость снаряда и все силы, действующие на снаряд во время полета. Для того чтобы попасть точно

в цель, необходимо по этим данным рассчитать траекторию полета снаряда.

Известны силы всемирного тяготения (гравитации), действующие между Солнцем и всеми телами Солнечной системы. Необходимо полностью рассчитать движения планет.

Во всех этих случаях известны силы, действующие на тело, и по ним нужно рассчитать возникающие движения тела. Это и есть обратная задача динамики.

С прямой задачей значительно чаще сталкиваются инженер-конструктор и ученый-исследователь.

При создании любой машины сначала определяют виды тех движений, которые должны совершать отдельные части и детали машины. После этого рассчитывают те силы и напряжения, которые будут действовать на каждую из деталей. Только после определения этих сил по уже известным движениям деталей инженер может выбрать нужные конструкции деталей.

Хорошо известно, что при полете спутников непрерывно ведутся очень тщательные траекторные измерения. Это необходимо не только для управления полетом спутника. Форма траектории и ее отклонения от расчетной орбиты зависят от величины сил притяжения спутника Землей в тех точках, через которые он проходит. А эти силы зависят от формы фигуры Земли и от того, где и как расположены в Земле тяжелые и легкие горные породы.

Таким образом, спутник во время полета формой траектории своего движения рассказывает нам о строении самой Земли. Чтобы расшифровать этот рассказ, надо решить задачу об определении сил, действующих на спутник, по известной скорости и траектории его движения.

Особенно важное значение прямая задача динамики приобрела в последнее время в электронике. Действительно, для того чтобы телевизор хорошо работал, необходимо сообщить электронам в телевизионной трубке определенную скорость, сфокусировать электронный пучок и заставить его перемещаться на экране телевизора по заданным траекториям и законам движения. Другими словами, инженеру-конструктору телевизионной трубки заранее задано движение электронов. И он по заданному движению рассчитывает, с какими силами и где должны действовать на электроны магнитные и электрические поля. Затем по результатам такого расчета он определяет все напряжения, подаваемые на трубку, и форму отдельных деталей трубки.

Такие же задачи возникают при создании многих других электронных приборов (магнитных ловушек для плазмы, плазменных генераторов и т. д.).

Самым простым примером прямой задачи динамики может служить отыскание ответа на вопрос, чему равна сила тяжести действующая на тело массы По закону Галилея все тела падают на Землю с одинаковым ускорением Значит, известны особенности движения тела при свободном падении. Зная ускорение

свободного падения можно по второму закону Ньютона найти силу тяжести, которая на него действует (сопротивление воздуха не учитываем). Итак, полагая получим

Это соотношение между массой тела и силой тяжести действующей на него, мы часто будем использовать при решении задач.

В дальнейшем мы часто будем встречаться с каждой из двух основных задачдинамики. Заметим, что нередко в одном и том же примере приходится встречаться сразу с обеими задачами. Рассмотрим простейший из таких примеров.

Два тела с массами связаны нерастяжимой легкой нитью и могут без трения скользить по горизонтальной плоскости. На первое тело действуют с силой направленной горизонтально (рис. 2.34). Определить ускорение а, с которым будут двигаться тела, и силу натяжения нити

В этом примере требуется сразу рассмотреть и прямую и обратную задачи. Сначала по заданному внешнему воздействию надо определить ускорение движения системы тел. Затем по найденному движению системы определить силы, действующие между отдельными телами.

Так как тела могут совершать движение только по горизонтали, то будем рассматривать силы, действующие горизонтально, и будем рассчитывать только их модули. На первое тело действует внешняя сила и сила натяжения нити направленная влево (рис. 2.34). Движение второго тела будет вызываться только силой натяжения нити

По условию задачи нить легкая, т. е. такая, что ее массой можно пренебречь. Поэтому мы можем считать, что сила натяжения будет во всех точках нити одинакова. Это значит, что силы, с которыми нить действует на оба тела, тоже можно считать численно одинаковыми. Так как направления векторов сил показаны на чертеже, то можно ограничиться алгебраическим расчетом ускорений и сил.

Будем считать для всех векторов направление вправо положительным и напишем уравнения второго закона Ньютона для каждого из тел:

Рис. 2.34.

В системе двух уравнений только два неизвестных и задача решается до конца:

Обратим внимание на полученное выражение для силы натяжения нити Нить связывает между собой движения двух тел, она как бы передает движение от одного тела к другому. Поэтому силы натяжения таких нитей часто называют силами связи.

Важным в полученном выражении является то, что силы связи между отдельными телами системы зависят не только от внешних воздействий, но и от соотношения масс тел, между которыми эта связь действует.

1
Оглавление
email@scask.ru