Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ВИБРАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ МЕХАНИЗМА ВЛИЯНИЯ ТИПА БОбщие положения. Наиболее распространенной задачей испытаний объекта, характеризующейся зависимостью типа Организация и планирование виброиспытаний. Пусть имеется некоторый объект, информация о вибрационных состояниях которого в эксплуатации известна и модель изменения вибрационных состояний соответствует рассмотренной выше. Тогда вибрационное состояние на каждом «стационарном» интервале времени задается вектором Требуется построить процедуру испытаний объекта, чтобы убедиться в том, что вероятность усталостного разрушения одного из его элементов не превысит заданного уровня Процесс изменения напряжения
и связь между вектором
где Повреждение
Но с учетом того, что
Если задаться конкретным значением скорости накопления повреждения Так, для случая, когда вибрационное состояние задается в одной точке и дисперсионный вектор
можно рассматривать как равнотяжелый слой в пространстве вибросостояний (рис. 30). Разбив весь диапазон скоростей накопления повреждения в
Рис. 29. Кривые равнотяжелых вибрационных состояний для двух точек конструкции по скорости накопления повреждения
Рис. 30. Равнотяжелый по скорости накопления слой Время пребывания конструкции объекта в вибрационных состояниях, принадлежащих одному
Суммарное повреждение, накопленное в
Как «расслоение», так и относительное время пребывания вибросостояния в каждом слое, следовательно, и накопление повреждения индивидуальны для каждой точки конструкции. Если для всех точек конструкции по формуле (10) подсчитать накопленные за время Необходимой информацией для расчета является знание динамических свойств конструкции (вектор Достоверность такого расчета невелика по ряду причин. Во-первых, априори практически неизвестны динамические свойства конструкции объекта (за исключением тех редких случаев, когда конструкция проста и место возможного разрушения очевидно). Во-вторых, недостоверны сведения об усталостных свойствах материала и общеизвестна ограниченность применения наиболее распространенных гипотез накопления повреждения, Для того чтобы оценка усталостной прочности конструкции была получена с требуемой степенью достоверности, необходимо провести испытания объекта на вибропрочность. Какие режимы испытаний следует выбирать для получения такой оценки? Поскольку в эксплуатации реализуется последовательность различных вибросостояний, невозможно найти единственное Для каждого состояния в каждой точке имеется скорость накопления повреждений, так что при попытке выбрать одно эквивалентное состояние наиболее нагруженной оказывается одна точка конструкции, а в остальных скорость накопления отличается от эксплуатационной. Наиболее очевидной схемой испытаний могла бы быть последовательная реализация различных испытательных вибросостояний
Рис. 31. Схема разбиения множества эксплуатационных вибрационных состояний С на совокупность равнотяжелых слоев Однако практически реализовать такую схему трудно из-за того, что время существования каждого состояния должно быть достаточно коротким, а «настройка» нового состояния оказывается делом кропотливым и длительным даже при высокой автоматизации этого процесса. Поэтому переходные процессы могут быть соизмеримы по длительности с временем существования каждого режима. При этом снижается достоверность оценки. Кроме того, для получения достоверных оценок таким методом необходимо испытать значительное количество экземпляров объекта (следует помнить о широком разбросе усталостных свойств), что нежелательно по экономическим и технологическим соображениям. Поэтому подобная схема испытаний, вероятно, применима только в ограниченном числе случаев. Более экономическую (с точки зрения рационального планирования эксперимента) схему можно построить, если максимально исследовать имеющуюся или доступную для получения информацию о динамических и усталостных свойствах конструкции. При этом схему испытаний можно построить следующим образом. Первый этап — экспериментальное выявление структуры и параметров (векторов Если принять некоторую гипотезу накопления усталостных повреждений при стационарной случайной нагрузке, то по известным функциям усталости (зависимости числа циклов до разрушения от уровня периодического напряжения) материала (вектор
Справедливость этой зависимости подтверждается экспериментально найденными значениями Однако в силу ряда причин невозможность в большинстве случаев непосредственно организовать тензометрирование в опасных точках точность этих соотношений по-прежнему невысокая. Поэтому использовать эти соотношения можно лишь как априорную информацию, позволяющую более рационально организовать дальнейшие испытания. Введем понятие средней скорости накопления повреждения в точке за время эксплуатации:
Полученные средние скорости накопления позволяют осуществить ранжировку опасных точек, располагая их в порядке убывания средних скоростей. Тогда первая точка будет обладать наибольшей скоростью накопления Дальнейшие испытания на вибропрочность должны быть направлены на подтверждение правильности полученной ранжировки или при необходимости на ее уточнение. Одним из возможных путей является выбор такого испытательного режима, который должен обеспечить предсказанные скорости накопления повреждений в выбранном подмножестве точек. Этот режим есть не что иное, как решение системы уравнений (11) относительно компонент вектора Число точек объекта, в которых можно поддерживать определенные скорости накопления, не может быть большим, чем размерность вектора Испытания на найденном режиме ведутся до разрушения. Если разрушение происходит в первой точке, то опасное место найдено правильно. Однако следует помнить о возможности разброса свойств конструкции при принятии решения о достаточности испытаний одного образца объекта. При необходимости следует испытать несколько экземпляров. Далее сопоставляют фактическое время до разрушения с предсказанным и определяют поправочный коэффициент для первой точки
В такой форме она может быть использована для более точного предсказания долговечности конструкции. Однако может случиться так, что разрушение произойдет не в первой, а в одной из последующих точек ранжированного ряда. Такой результат означает, что ранжировка произведена неправильно. Тем не менее поправочный коэффициент Используя систему До сих пор рассматривались испытания на единственном фиксированном режиме вибрации (хотя и случайной). Но при малой уверенности в правильности используемых гипотез накопления результат может получиться ненадежным. Тогда можно построить программы испытаний, при которых сохраняются средние скорости накопления повреждений и распределение фактических скоростей более близко к эксплуатационному. Пусть программа испытаний включает вибрационные состояния
Задавшись определенными значениями Все изложенные подходы к организации и планированию вибрационных испытаний базируются на допущении, что любое эксплуатационное вибрационное состояние Так, в гл. XX даны материалы, содержащие информацию о методах и средствах воспроизведения эксплуатационных вибрационных состояний, представляющих собой гармонические вибрации с постоянной и переменной частотой (амплитудой), а также рекомендации о подходах к моделированию эксплуатационных вибраций в случае многоточечного возбуждения. В гл. XXI и XXII подробно описаны методы и средства моделирования узко- и широкополосных случайных вибрационных процессов, а также подходы к воспроизведению ударных воздействий. Список литературы(см. скан)
|
1 |
Оглавление
|