6. СТРУЙНО-РЕАКТИВНЫЕ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ДВИГАТЕЛИ
В струйно-реактивных пневматических двигателях энергия газового потока, поступающего в приемники, преобразуется в усилие (момент), развиваемое реактивными соплами. Струйно-реактивные пневматические двигатели могут применяться как обычные двигатели сервопривода (струйно-реактивные турбины) с последующей передачей движения на управляющий орган. На летательных аппаратах они используются непосредственно для создания управляющего момента, причем нагрузкой пневматического двигателя в этом случае является не орган управления (руль, рулевой двигатель), а сам
летательный аппарат. Но несмотря на указанное различие в практическом применении струйно-реактивные пневматические двигатели описываются одним и тем же уравнением.
Выходной величиной струйно-реактивного пневматического двигателя является момент, создаваемый парой встречно-направленных реактивных сопл относительно какой-то оси (в случае двигателя сервопривода — оси вращения ротора, в случае струйнореактивного управления летательного аппарата — оси, проходящей через центр тяжести летательного аппарата). Для вывода уравнения струйно-реактивного двигателя прежде всего необходимо найти зависимость крутящего момента от конструктивных параметров двигателя.
Рис. XI.17. Расчетная схема струйно-реактивного пневматического двигателя: 1 — корпус управляемого объекта; 2 — реактивные сопла
Как видно из рис. XI. 17, момент, создаваемый струйно-реактивным двигателем, можно представить в следующем виде:
где — реактивная тяга сопла, соединенного с первым приемником;
— реактивная тяга сопла, соединенного со вторым приемником;
— расстояние от оси сопл до оси вращения двигателя.
Сила тяги расширяющегося сопла может быть выражена уравнением [10]
где — массовый расход газа через сопло;
— весовой расход газа через сопло;
— скорость газа на срезе сопла;
— давление газа на срезе сопла; — площадь среза сопла.
Так как давление газа в приемниках обычно превосходит двойное давление выхлопа течение газа через сопло можно принять сверхкритическим, т. е. расход газа через сопло можно выразить следующим образом:
где — коэффициент расхода в критическом сечении сопла;
— площадь критического сечения сопла;
— давление и температура газа на входе в сопло;
— газовая постояння; — показатель адиабаты.
Приняв процесс расширения газа адиабатическим, достаточно просто найти скорость газа на срезе сопла:
для обеспечения адиабатического истекания газа в среду с давлением и скоростью необходимо, чтобы между площадью критического сечения и площадью среза сопла существовало вполне определенное соотношение
Очевидно, что сопло будет работать в расчетном режиме только при строго определенном выборе давления и температуры перед ним. При нерасчетном режиме к. п. д. сопла незначительно снижается, но расчетные зависимости не изменяются.
Реверсивный струйно-реактивный пневматический двигатель имеет два одинаковых сопла, работающих при переменных температуре и давлении. Но в качестве расчетного давления и расчетной температуры обычно принимают давление и температуру равновесного режима. В этом случае
Пусть в обоих соплах площади выходных сечений одинаковы и равны.
Тогда уравнение (XI.55) с учетом выражений (XI.56) и (XI.57) можно переписать в виде
где — коэффициент, зависящий от показателя адиабаты;
— функция, зависящая от давления
Отметим, что при достаточно больших функция В практически постоянна. Поэтому можно сделать допущение
Подставив (XI.60) в (XI.54) с учетом (XI.61), получим
Максимальный момент, развиваемый двигателем, будет иметь место при максимальной разности давлений, т. е. при
В безразмерном виде момент, развиваемый струйно-реактивным пневматическим двигателем, будет
Уравнение струйно-реактивного двигателя можно получить на основании уравнения сохранения расхода газа через полости приемника. При этом, как и в случае турбинного пневматического двигателя, объем обоих полостей приемника не меняется. Повторив выкладки аналогичные проведенным при анализе работы турбинного двигателя, получим уравнение струйно-реактивного пневматического двигателя
где - постоянная времени двигателя;
— безразмерные крутящий момент двигателя и разность расходов;
— максимальный расход, потребляемый двигателем.
В операторной форме уравнение (XI.64) имеет вид
Поскольку уравнения (XI.64) и (XI.65) совпадают с уравнениями (XI.52) и (XI.53), то структурная схема струйно-реактивного пневматического двигателя совпадает со структурной схемой турбинного пневматического двигателя, приведенной на рис. XI.11, в. Анализируя все изложенное выше, можно заключить: пневматические двигатели, в которых используется кинетическая энергия газового потока, не имеют отрицательной связи по перемещению выходного звена, т. е. развиваемый ими момент не зависит (в определенных пределах) от угловой скорости выходного звена.