Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4. ПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ЧАСТОТНО-ТОКОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМВ приводе с частотно-токовым управлением сигнал на входе формирует момент на валу, а не угловую скорость, как в приводе с частотным управлением. Поэтому механические характеристики привода с частотно-токовым управлением являются мягкими, а не жесткими. Поскольку функциональная зависимость момента электродвигателя переменного тока от величины тока якоря является более простой, чем от величины напряжения на якоре, входной сигнал формирует ток якоря. В общем случае исходят из того, что ток якоря является векторной величиной, которая может быть представлена, например, в прямоугольной или полярной системе координат. При этом для формирования вектора тока якоря применяют два входных сигнала. Если выбрана прямоугольная система координат, то входные сигналы рассматривают как два вектора, направленные соответственно по двум ортогональным осям системы и являющиеся составляющими вектора тока якоря [19]. Если выбрана полярная система координат, то один из входных сигналов формирует амплитуду, а другой — фазу вектора тока якоря [32]. Рассмотрим схемы приводов, в которых вектор тока якоря формируется в прямоугольной системе координат, так как эти приводы более удобны и для теоретических исследований, и для реализации. Одну из осей прямоугольной системы координат, например ось абсцисс, направим по продольной оси электродвигателя или по вектору потока, или по какому-либо другому вектору, угловая скорость вращения которого совпадает с угловой скоростью вращения вектора тока якоря. Для этого в приводе применяются устройства, обеспечивающие определение углового положения либо продольной оси, либо вектора потока и т. д. Так как продольная ось и вектор потока электродвигателя вращаются в процессе работы привода, то и прямоугольные оси, а следовательно, и вектора, определяемые входными сигналами и являющиеся составляющими вектора тока якоря, тоже вращаются. Отсюда вытекает, что в приводах с частотно-токовым управлением частота токов якоря электродвигателя не является независимым параметром, а образуется с помощью положительной обратной связи по угловой скорости вращения либо продольной оси, либо вектора потока электродвигателя, либо какого другого вектора. Рассмотренный принцип построения привода переменного тока обеспечивает управление электродвигателем по двум взаимно перпендикулярным осям — по двум каналам управления, моментом на валу и магнитным потоком, Ориентирование ортогональных осей, например к осям двигателя, играет важную роль, так как от этого зависит связь каналов управления между собой. Полное разделение каналов управления в приводе требует применения нелинейных элементов и достаточно сложных связей между ними. На практике стремятся обеспечить такое разделение каналов управления, при котором регулирование момента на валу привода не ведет к изменению магнитного потока электродвигателя. Определение положения продольной оси электродвигателя выполняют, как правило, с помощью датчика углового положения типа вращающегося синусно-косинусного трансформатора (СКВТ), устанавливаемого на роторе [3], [19]. Определение вектора потока производят по составляющим этого вектора, измеренным в воздушном зазоре электродвигателя [29]. Определение вектора потока можно выполнить и косвенным путем, например в синхронном приводе [28] определяют положение продольной оси ротора и затем по параметрам электродвигателя и входным сигналам вычисляют вектор потока. В асинхронных приводах [15], [29] определение ортогональных осей, связанных с вектором потока, ведут по результатам измерения либо положения вала, либо составляющих потока, либо составляющих э. д. с. электродвигателя. Таким образом, приводы с частотно-токовым управлением можно классифицировать как по привязке (по ориентации) осей координат, так и по параметру электродвигателя, измерение которого в приводе производят для ориентации. В соответствии с этим синхронные приводы [8] можно назвать приводами с ориентацией по продольной оси и с измерением углового положения вала электродвигателя, а синхронные приводы [28] — с ориентацией по потоку и с измерением углового положения вала. Асинхронные приводы при пренебрежении индуктивностью рассеяния ротора электродвигателя все являются приводами с ориентацией по потоку и отличаются только измеряемым параметром (угол поворота Вала, составляющие потока, составляющие э. д. с.), используемым в дальнейшем для определения углового положения потока [15], [19], [29]. Отличительной чертой приводов с частотно-токовым управлением является применение в них преобразователей энергии на основе усилителей тока, представляющих собой усилители напряжения, охваченные глубокой отрицательной связью по мгновенным значениям токов фаз электродвигателя. В этом случае напряжение на фазах электродвигателя формируется преобразователем энергии для заданного режима работы автоматически. Применение частотно-токового управления в приводах переменного тока позволило получить новые свойства как у отдельных элементов (исполнительного электродвигателя, преобразователя энергии, схемы управления), так и у всего привода в целом. Во-первых, обеспечиваются высокие статические и динамические характеристики привода: момент на валу является линейной функцией входного сигнала для всех рабочих скоростей привода [19]. Во-вторых, исключается возможность выпадения из синхронизма, опрокидывания и качания электродвигателей переменного тока. В-третьих, при достаточно простых технических средствах возможно оптимальное использование электродвигателя (привода) как в отношении получения максимального момента на валу при заданном токе, так и получения высоких энергетических показателей, например В-четвертых, достигается высокая надежность работы преобразователя энергии, поскольку осуществляется контроль за мгновенными значениями токов фаз электродвигателя. Рассмотрим приводы с частотно-токовым управлением, в которых угловое положение и скорость вращения ортогональных осей, необходимых для задания тока статора, определяются с помощью синус-косинусного вращающегося трансформатора, связанного с ротором электродвигателя, так как эти приводы получили наиболее широкое распространение. В этих приводах чаще всего одна из ортогональных осей направлена по продольной оси ротора Асинхронный привод. Если принять, что индуктивность рассеяния роторных обмоток отсутствует, т. е. ток ротора асинхронного короткозамкнутого электродвигателя является чисто активным, то можно записать следующие выражения [23]:
где
где К — постоянный размерный коэффициент пропорциональности;
Отметим, что в асинхронном электродвигателе нет продольной и поперечной осей, определяемых конструкцией электродвигателя. О таких осях можно говорить лишь условно, считая, что продольная ось совпадает с осью магнитного потока (с вектором намагничивающего тока
где
Рис. IV.5. Асинхронный привод с частотно-токовым управлением В этом случае в соответствии с выражениями (IV.10) момент на валу будет линейной функцией сигнала На рис. IV.5 показана функциональная схема асинхронного привода с частотно-токовым управлением, в котором реализуются выражения (IV.8) и (IV.9). Короткозамкнутый ротор асинхронного электродвигателя ЭДв жестко соединен с ротором датчика углового положения ДУ, на роторе которого имеется двухфазная, а на статоре — трехфазная обмотки. На рис. IV.5 выбрано такое начальное расположение обмоток, при котором ось статорной обмотки фазы А асинхронного электродвигателя направлена по горизонтальной оси, а ось статорной обмотки фазы с датчика — по вертикальной. Оси обмоток ротора ДУ направлены по осям ротора
Сигналы
где На статорных обмотках ДУ индуктируются три напряжения, амплитуды которых определяются углом поворота вала электродвигателя и углами пространственного расположения осей обмоток:
где
Роторные обмотки ДДУ подключены к статорным обмоткам ДУ. На статорных обмотках ДДУ индуктируются напряжения, которые поступают на входы ФЧВ:
где На выходах ФЧВ, опорным для которых служит напряжение
где УН, входящие в состав преобразователя энергии
где
С учетом выражений (IV.8), (IV.9), (IV. 11), (IV. 13) и (IV. 16) для установившихся режимов работы привода при
получим:
Отсюда следует, что в приводе (рис. IV.5) в соответствии с выражениями (IV.8) и (IV.9) асинхронный электродвигатель питается токами, действующее значение Исследования реального асинхронного привода показывают, что линейная зависимость момента на валу от сигнала На рис. IV.6 показаны экспериментальные механические характеристики асинхронного привода мощностью (IV. 18). В областях частот вращения При применении привода по схеме рис. IV.5 в замкнутых системах регулирования скорости и положения нагрузки в качестве сигнала
Рис. IV.6. Механические характеристики асинхронного привода с частотно-токовым управлением В рассмотренном асинхронном приводе вращающиеся прямоугольные оси, в которых формируется вектор тока статора, ориентированы по вектору потока — сигнал Однако, как показано в работе [19], это справедливо только при допущении об отсутствии индуктивности рассеяния ротора. В реальном приводе, выполненном по схеме рис. IV.5, прямоугольные оси оказываются автоматически ориентированными таким образом, что ось ординат, вдоль которой располагается составляющий вектор тока статора, определяемый сигналом Таким образом, более точно рассмотренный привод следует называть приводом с ориентацией по току ротора и с измерением углового положения ротора. Синхронный привод. В приводе с частотно-токовым управлением любым из известных синхронных электродвигателей в общем случае используются оба входных сигнала электродвигателей практически не отличаются друг от друга, то рассмотрим в качестве примера функциональную схему привода (рис. IV.7) на основе неявнополюсного электродвигателя ЭДв с возбуждением от постоянного магнита. В этом приводе вектор тока статора электродвигателя формируется в прямоугольной системе координат, ось абсцисс которой совпадает с продольной осью
Рис. IV.7. Синхронный привод с частотно-токовым управлением Оси координат определяются с помощью ДУ, а необходимая ориентация их на продольную ось электродвигателя достигается начальной установкой ДУ. Функциональный преобразователь
где угол Соотношения для токов, питающих синхронный электродвигатель ЭДв, получаются из выражений (IV. 16) при
Так как в приводе (рис. IV.7) составляющий вектор тока статора, определяемый сигналом Для установившихся режимов работы привода из выражений (IV.8),
Отсюда, во-первых, следует, что частота токов статора определяется скоростью Изменение знака момента происходит при изменении полярности сигнала В скоростной и позиционной системах регулирования, использующих привод рис. IV.7, возможно скачкообразное изменение сигнала задания и ударное приложение момента нагрузки, так как синхронный электродвигатель не будет выпадать из синхронизма и раскачиваться. Это достигнуто за счет того, что взаимное угловое положение вектора тока статора и потока ротора не зависит от углового положения ротора и определяется только сигналами На рис. IV.8 показаны экспериментальные механические характеристики синхронного привода с возбуждением на 8 кВт. Штриховой линией дана расчетная характеристика. Отличие характеристик от идеально мягких объясняется, как и у асинхронных приводов, наличием потерь в стали и на валу привода.
Рис. IV.8. Механические характеристики синхронного привода Отличие характеристик от характеристик асинхронного привода в нерабочей зоне при
|
1 |
Оглавление
|