Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4. ОСНОВЫ ДИНАМИЧЕСКОГО РАСЧЕТА И ИСПЫТАНИЕ СЕРВОМЕХАНИЗМОВНа предыдущих этапах проектирования была найдена исходная структурная схема с обоснованием выбора входящих в нее элементов, определены основные параметры и передаточные функции всех элементов сервомеханизма и тем самым получены все исходные данные для его анализа в динамическом режиме. В результате динамического расчета необходимо определить запас устойчивости и показатели качества сервомеханизма и сопоставить их с требованиями технического задания. Анализ устойчивости может быть выполнен по любому из известных критериев. Если анализ производится с помощью логарифмических амплитудно-фазовых частотных характеристик, то последние могут быть построены для разомкнутой системы (рис. 1.10) по передаточной функции
Если запас устойчивости соответствует техническим требованиям, то в дальнейшем производится анализ качества сервомеханизма. Для определения показателей качества строится переходный процесс сервомеханизма — реакция на типовое воздействие в следующей последовательности: 1) по логарифмическим амплитудно-фазовым частотным характеристикам анализа устойчивости разомкнутого сервомеханизма с помощью специальной номограммы строится вещественная частотная характеристика 2) вещественная частотная характеристика аппроксимируется ломаной кривой и представляется в виде трапецеидальных характеристик; 3) используя таблицы 4) суммируя переходные процессы, соответствующие отдельным трапециям, получим результирующую кривую переходного процесса замкнутого сервомеханизма, по которой определяем показатели качества. Если окажется, что сервомеханизм по устойчивости и показателям качества удовлетворяет техническим требованиям, то в дальнейшем выполняется анализ динамической точности, т. е. определяется величина среднего значения квадрата ошибки Если же окажется, что сервомеханизм не удовлетворяет предъявляемым к нему требованиям по устойчивости или по показателям качества, то необходимо введение корректирующих устройств. Таким образом, следующей задачей динамического расчёта является синтез корректирующих устройств сервомеханизма (см. [14], кн. 2, гл. VIII). Синтез последовательных корректирующих устройств. Структурная схема сервомеханизма с последовательным корректирующим устройством может быть представлена в виде, показанном на рис. 1.11, а. В соответствии с этой структурной схемой передаточная функция разомкнутого контура сервомеханизма
где
Прологарифмировав последнее выражение, получим
откуда
т. e. логарифмическая амплитудно-фазовая частотная характеристика (ЛАФХ) корректирующего устройства определяется разностью между желаемой ЛАФХ и ЛАФХ неизменяемой части сервомеханизма. В процессе синтеза корректирующих устройств необходимо учитывать некоторые их особенности. 1. В большинстве случаев используются корректирующие устройства в виде пассивных RC-контуров, которые вносят ослабление сигнала. Поэтому в сервомеханизме должны быть предусмотрены средства компенсации этого ослабления. 2. Для простоты реализации последовательного корректирующего устройства полученная путем вычитания ЛАХ неизменяемой части из желаемой ЛАХ ломаная ЛАХ корректирующего устройства должна быть по возможности упрощена. Например, если ЛАХ корректирующего устройства имеет два излома, характеризующие две постоянные времени, и если эти постоянные времени малы но величине и незначительно отличаются друг от друга, то они могут быть заменены одним изломом. Можно показать, что если постоянные времени отличаются друг от друга менее чем на 25%, то погрешность, вносимая заменой двух постоянных времени одной, не превышает 2 дБ. Уменьшение количества изломов Прямые параллельные корректирующие устройства. В системах регулирования применяются прямые корректирующие устройства, как правило, в виде положительных связей для повышения точности и запаса устойчивости по фазе.
Рис. 1.11. Структурные схемы сервомеханизма с различными корректирующими устройствами: а — с последовательным; б — с прямым параллельным; в — в виде жесткой прямой параллельной связи; г и д — в виде отрицательной обратной связи; е — в виде положительной обратной связи Некоторые из этих корректирующих устройств увеличивают точность сервомеханизма, не изменяя запаса устойчивости, а некоторые увеличивают запас устойчивости не изменяя точности. Это можно показать на примере сервомеханизма, структурная схема которого приведена на рис. 1.11,6. Введение данного параллельного корректирующего устройства, очевидно, не влияет на устойчивость сервомеханизма, так как его можно рассматривать как воздействие. Для определения влияния параллельного корректирующего устройства на точность сервомеханизма запишем передаточную функцию ошибки в виде Но из структурной схемы следует
поэтому
или
Передаточная функция ошибки
Определим ошибку сервомеханизма по теореме о конечном значении:
Положим, что
Если неизменяемая часть сервомеханизма обладает астатизмом первого порядка, то
где
Для исходной схемы без прямого параллельного корректирующего устройства передаточная функция ошибки определяется формулой Фен
Таким образом, без изменения коэффициента усиления разомкнутой неизменяемой части скоростной ошибки при
коррекции позволяет повысить точность сервомеханизма при неизменном запасе устойчивости по фазе и постоянном коэффициенте усиления прямой цепи. Для обеспечения более высокой точности сервомеханизма можно использовать и другие прямые параллельные связи. Например, прямое параллельное корректирующее устройство, формирующее сигнал, изменяющийся по закону Корректирующее устройство, повышающее устойчивость сервомеханизма без изменения его точности, вводится в виде жесткой прямой параллельной связи, как показано на рис. 1.11, в. Пусть
Поэтому передаточная функция разомкнутого контура сервомеханизма
Из последнего выражения видно, что введение в структуру сервомеханизма жесткой прямой связи эквивалентно введению дифференцирующего звена второго порядка, а это вносит опережение по фазе, изменяющееся от 0 до Покажем, что при этом точность сервомеханизма не изменяется. Выражение для сигнала ошибки можно записать в
откуда Передаточная функция сервомеханизма по ошибке
Пусть
Последнее выражение показывает, что введение жесткой прямой статической связи не влияет на точность сервомеханизма, увеличивая его запас устойчивости. Покажем, что точность сервомеханизма не изменится и в том случае, если передаточная функция
В этом случае передаточная функция по ошибке имеет вид
Если положить, что
Теперь предположим, что передаточная функция параллельной прямой связи
Тогда
Обычно выбирают значения коэффициентов
Из последнего выражения видно, что подобная коррекция вводит в структуру сервомеханизма одну производную (дифференцирующее звено первого порядка), а это увеличивает запас устойчивости сервомеханизма по фазе. Можно показать, что точность сервомеханизма при введении этого корректирующего устройства не ухудшается. Действительно, передаточная функция сервомеханизма по ошибке
Ошибка определяется выражением
Таким образом, при введении корректирующего устройства точность сервомеханизма не изменяется, а устойчивость улучшается. Сделаем некоторые замечания о виде передаточных функций корректирующих устройств, которые могут быть использованы при синтезе сервомеханизмов. 1. Для того, чтобы введение параллельного корректирующего устройства не понижало порядка астатизма сервомеханизма, необходимо, чтобы порядок «нулевого» нуля его передаточной функции был бы не ниже порядка нулевого полюса передаточной функции звеньев, которые охватываются этим корректирующим устройством. 2. Если нужно, чтобы введение параллельного корректирующего устройства не изменило величину коэффициента ошибки сервомеханизма при первой производной входного сигнала, то для этого порядок «нулевого» нуля его передаточной функции должен быть выше порядка нулевого полюса передаточной функции звеньев, которые охватываются этим корректирующим устройством, по крайней мере, на единицу. 3. Для того чтобы введение параллельного корректирующего устройства не изменило величину коэффициента ошибки сервомеханизма при второй производной входного сигнала, порядок «нулевого» нуля его передаточной функции должен быть выше, по крайней мере, на две единицы порядка нулевого полюса передаточной функции звеньев, охватываемых этим корректирующим устройством. Отсюда, если коэффициент усиления сервомеханизма выбирается из условия удовлетворения требованиям, наложенным на величину коэффициентов ошибок, то структура передаточных функций корректирующих устройств должна удовлетворять изложенным выше требованиям. Только в этом случае введение корректирующих устройств не приведет к изменению выбранных коэффициентов ошибок. Корректирующие обратные связи. Обратные связи находят широкое применение вследствие простоты их технической реализации. Это объясняется тем обстоятельством, что на вход обратной связи поступает сигнал сравнительно высокого уровня обычно с выхода сервомеханизма или двигателя. Другим важным фактором, обусловленным введением обратной связи, является то, что если обратная связь охватывает звенья сервомеханизма, содержащие какие-либо нелинейности, вызванные трением, люфтом, наличием зон нечувствительности и т. д., то влияние этих нелинейностей на протекание процессов в сервомеханизме меняется существенным образом. Отрицательные обратные связи имеют свойство уменьшать влияние нелинейностей тех элементов, которые ими охватываются. Так как практически все элементы сервомеханизмов содержат те или иные нелинейности, ухудшающие их динамические характеристики, то использование корректирующих устройств в виде отрицательных обратных связей, как правило, дает возможность добиться лучших результатов по сравнению с другими типами корректирующих устройств. Аналогичным образом отрицательные обратные связи дают значительно лучший эффект в тех случаях, когда в процессе работы сервомеханизма, вследствие различных внешних воздействий, изменяются передаточные коэффициенты звеньев, охватываемых отрицательной обратной связью. В общем виде структурная схема любого сервомеханизма с корректирующим устройством в обратной связи может быть представлена в виде, показанном на рис. 1.11, г. Передаточная функция разомкнутого контура сервомеханизма в соответствии со структурной схемой, приведенной на рис. 1.11, г, может быть записана в виде
где Предположим, что
где
Рассмотрим выражение (1.45) в области положительных значений
то приближенно (с точностью до 3 дБ) можно считать справедливым следующее равенство:
Рис. 1.12. Логарифмическая амплитудная характеристика выражения Предположим, что
где К — передаточный коэффициент, откуда
Определим передаточный коэффициент
Тогда при получим
откуда
и
Подставляя это значение в выражение (1.47), получим
Последнее выражение не содержит дифференцирующего звена с постоянной времени В соответствии с изложенным можно сформулировать следующий порядок определения ЛАХ и передаточных функций корректирующих устройств, включенных в обратную связь: 1) в соответствии с заданными техническими требованиями, предъявляемыми к сервомеханизму, строится желаемая ЛАХ разомкнутого контура 2) строится ЛАХ исходной системы 3) строится ЛАХ той части сервомеханизма, которая охватывается обратной связью 4) находится ЛАХ выражения 5) учитывая неравенство (1.46), находится ЛАХ, соответствующая произведению 6) определяется ЛАХ
Жесткая обратная связь. Предположим, что некоторые элементы исходной (неизменяемой) части сервомеханизма, имеющего передаточную функцию Пусть
тогда передаточная функция замкнутого контура части сервомеханизма
Из последнего выражения видно, что жесткая обратная связь уменьшает постоянную времени и коэффициент передачи охватываемого ею контура в Отрицательные обратные связи очень часто используются для охвата исполнительного электродвигателя как наиболее инерционного звена. Пусть передаточная функция электродвигателя совместно с усилителем состоит из интегрирующего звена с апериодическим звеном (с замедлением):
а передаточная функция цепи обратной связи равна передаточному коэффициенту потенциометра, т. е.
где
Очевидно, чем больше коэффициент усиления Скоростная обратная связь. Пусть передаточная функция части сервомеханизма, охваченной обратной связью, имеет вид колебательного звена
При наличии скоростной отрицательной обратной связи с передаточной функцией
т. e. при введении отрицательной скоростной обратной связи коэффициент затухания Во многих случаях в качестве скоростной обратной связи используется тахометрическая обратная связь, охватывающая исполнительный двигатель. При этом передаточная функция цепи обратной связи Результирующая передаточная функция замкнутого контура
где
Полученная передаточная функция отличается от исходной передаточной функции двигателя только уменьшением в Отрицательная обратная связь по ускорению. При охвате двигателя обратной связью, состоящей из тахогенератора и дифференцирующего
где
Результирующая передаточная функция двигателя, охваченного этой обратной связью,
Этот случай аналогичен включению эквивалентного последовательного интегро-дифференцирующего звена. Если считать дифференцирующее звено идеальным (без запаздывания), то передаточная функция цепи обратной связи будет
где Из последнего выражения видно, что обратная связь по ускорению увеличивает электромеханическую постоянную времени электродвигателя. При синтезе цепей обратных связей необходимо следить за тем, чтобы коэффициент усиления в прямой цепи исходной схемы сервомеханизма не оказался больше коэффициента усиления прямой цепи скорректированного сервомеханизма, так как в противном случае функция Положительные обратные связи. Положительные обратные связи находят значительно меньшее применение в качестве корректирующих устройств по сравнению с отрицательными. Иногда они применяются в качестве так называемых корректоров ошибки. Например, если на рис.
При выполнении условия Положительные обратные связи широко применяются в магнитных усилителях с целью уменьшения их постоянных времени при сохранении коэффициента усиления по мощности. Реализация корректирующих устройств. Корректирующие устройства наиболее часто реализуются в виде пассивных электрических элементов, представляющих собой четырехполюсники, не содержащие источников питания. В этих устройствах обычно как входной, так и выходной величиной является электрическое напряжение. Пассивные корректирующие устройства строятся на стандартных Помехозащищенность сервомеханизмов. Сервомеханизм должен удовлетворительно работать в условиях наличия шумов. Если командный сигнал не содержит ложных сигналов, то при проектировании сервомеханизма не встречается никаких трудностей, связанных с передачей сигналов в условиях шума. Однако часто имеются случаи, когда шум в командном сигнале искажает истинное желаемое положение управляемого вала. Часто шумовые составляющие сигнала лежат за пределами частотной характеристики сервомеханизма и требования в отношении передачи шумов могут быть заданы указанием полосы пропускания сервомеханизма, т. е. заданием амплитудно-частотной характеристики сервомеханизма. Если же частоты шума лежат в пределах требующейся полосы пропускания сервомеханизма, тогда для линейного сервомеханизма невозможно отличить шумы от истинных сигналов. Уровень шума (нежелательных составляющих командного сигнала), передаваемый сервомеханизмом с передаточной функцией Испытания сервомеханизма. При предварительных испытаниях выявляются и уточняются значения некоторых динамических постоянных параметров сервомеханизма. Для этой цели может оказаться желательным собрать части сервомеханизма для экспериментальной проверки. При этом двигатель с усилительным устройством присоединяют к искусственной нагрузке. Для проведения этих испытаний обычно используются специальные механические стендовые устройства, оснащенные электронными усилителями. На испытательном стенде можно провести испытания как отдельных элементов, так и всего сервомеханизма в сборе. В тех случаях, когда некоторые элементы не могут быть установлены на стенде в виде макетов, например, если эти элементы требуют аэродинамической или гидравлической нагрузки, для имитации этих элементов используется моделирующее устройство, работающее совместно с реальными элементами. Иногда и весь сервомеханизм может быть исследован с помощью моделирования. На стадии предварительных испытаний сервомеханизма на испытательном стенде или с помощью моделирующего устройства проверяют все позиции технического задания и отрабатывают как динамику сервомеханизма, так и его конструкцию. На этой стадии проектирование заканчивается. При этом должна быть оформлена необходимая техническая документация на разрабатываемый сервомеханизм. Целью окончательных испытаний является определение соответствия разработанного сервомеханизма своему назначению, соответствия конструкции сервомеханизма требованиям технического задания.
|
1 |
Оглавление
|