Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4. ГАЗОМОТОРНЫЕ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ДВИГАТЕЛИВ газомоторных пневматических двигателях используется потенциальная энергия газового потока. В отличие от пневматических двигателей статического действия потенциальная энергия газового потока (давление газа) преобразуется не в одном, а в нескольких силовых цилиндрах, причем за счет пространственного расположения цилиндров давление газа преобразуется в крутящий момент на выходном валу газомоторного двигателя.
Рис. XI. 12. Принципиальные схемы аксиально-поршневых газомоторных двигателей: а — двигатель с наклонной шайбой; б — двигатель с наклонным блоком цилиндров Газомоторные двигатели можно разделить на поршневые и пластинчатые. Наиболее широкое применение в настоящее время получили аксиально-поршневые и пластинчатые газомоторные двигатели [3], поэтому в дальнейшем подробно анализируются именно эти два типа двигателей. Аксиально-поршневой газомоторный двигатель. Этот тип двигателей выполняют по двум конструктивным схемам: с наклонной шайбой (рис. XI.12, а) и с наклонным блоком цилиндров (рис. XI.12, б). Кинематическая основа этих схем — пространственный шатунно-кривошипный механизм (рис. XI.13). Для сохранения кинематики вращения точки х в плоскости шайбы цилиндр должен описывать некоторый эллипс, представляющий собой след проекции точки х на плоскость, перпендикулярную оси цилиндра
Рис. XI. 13. Расчетная схема газомоторного двигателя: V — угол наклона шайбы в плоскости Поскольку цилиндровый блок в обеих конструкциях вращается, необходимо специальное распределительное устройство для подвода газа к цилиндрам. Обычно оно выполняется в виде двух серпообразных окон в корпусе двигателя (соединенных с первым и вторым приемниками) и каналов в блоке цилиндров, которые соединяют эти прорези с цилиндрами. Для вывода уравнения данного типа газомоторного двигателя воспользуемся уравнением сохранения расхода газа через полости первого и второго приемников:
где
В уравнениях (XI.24) будут четыре неизвестных величины — давления и температуры в каждом из приемников. Для сокращения числа неизвестных величин допустим, что температуры в приемниках и в силовых цилиндрах мало отличаются от равновесной температуры, т. е.
а приращения давления равны по абсолютной величине, т. е.
С учетом этих допущений уравнения (XI.24) можно преобразовать к виду:
Вычитая из первого уравнения системы (XI.25) второе, получим
Для дальнейших преобразований уравнения (XI.26) необходимо вывести зависимости, связывающие изменения объемов первого и второго приемника Объем полости первого приемника будет состоять из объема собственно приемника с подводящими трубопроводами и суммы объемов половины силовых цилиндров (с точностью до размеров мертвых зон распределителей), а объем второго приемника — из такого же объема собственно приемника и другой половины объемов силовых цилиндров, т. е.
где
причем
Учитывая, что объем силового цилиндра диаметра
где
у — плотность газа, выражения (XI.24) можно переписать в следующем виде:
причем
При вращении блока цилиндров углы
Непосредственным геометрическим построением нетрудно убедиться, что в любой момент времени величины сумм
т. е.
Величина 2 определяется по формуле:
Отметим, что в обеих суммах величины синусов противоположны по знаку, т. е. данные суммы можно заменить суммой абсолютных величин синусов:
График изменения величины небольшом числе силовых цилиндров
Второе уравнение (XI.29) также можно привести к виду
Величину
Рис. XI. 14. График изменения суммарного объема цилиндров: 1 — суммарный объем цилиндров; 2 — объем Очевидно, что максимальная уголовая скорость будет достигаться на холостой ходу и при максимальной разности расходов, т. е.
Момент, развиваемый пневматическим двигателем, равен сумме произведений тенгенциальных составляющих усилий, развиваемых всеми силовыми цилиндрами, на плечо приложения усилия (радиус окружности осей цилиндров
где Учитывая закон распределения газа по цилиндрам в обоих приемниках и знак развиваемого момента, получим:
Общий крутящий момент, развиваемый двигателем, будет равен разности момента
При большом числе цилиндров можно приближенно принять:
где величина С учетом этого крутящий момент двигателя представим в виде
Учитывая, что разность давлений
Тогда в безразмерной форме выражение для момента, развиваемого двигателем, можно записать в следующем виде:
где Имея выражения для максимальной угловой скорости, максимального расхода и максимального момента, нетрудно получить уравнение газомоторного двигателя в форме
Отметим, что в данном линеаризованном уравнении переменные поэтому это уравнение не учитывает пульсации реальных угловой скорости и развиваемого момента. Переходя к преобразованию Лапласа при нулевых начальных условиях, получим операторное уравнение
или
Структурная схема, соответствующая последнему уравнению, дана на рис. XI.11, б. Пластинчатый газомоторный двигатель. Принципиальная схема простейшего пластинчатого газомоторного двигателя дана на рис. XI. 15. Он состоит из статора с приемниками, имеющего круглую выточку, и ротора с выдвижными пластинами, причем между осью круговой выточки статора и осью ротора имеется эксцентриситет
где
Из рис. XI. 15 видно, что максимальное перемещение пластины
Рис. XI. 15. Принципиальная схема пластинчатого газомоторного двигателя: 1 — статор; 2 — ротор; 3 — пластины; 4 — выходной вал Для вывода уравнения данного двигателя воспользуемся уравнениями (XI.24) сохранения расхода через полости приемников. Для линеаризации этих уравнений примем те же допущения, какие принимались для линеаризации уравнения аксиальнопоршневого газомоторного двигателя, в результате чего приходим к уравнению (XI.26). Для дальнейших преобразований этого уравнения необходимо вывести уравнения, связывающие изменения объемов первой В данном случае изменение объема происходит при движении лопасти в пределах угла причем ввиду его небольшой величины можно считать, что ширина кольцевого зазора между статором и ротором постоянна и равна
Тогда выражения для переменных объемов первой
где
а — угол поворота вала от нулевого положения. Тогда
Подставляя полученные выражения в уравнение (XI.26), запишем
Отметим далее, что число лопаток для непрерывной работы должно быть таким, чтобы
где
При выполнении этого условия можно допустить существование некоторой усредненной установившейся скорости. Ее максимальное значение определяется максимальным расходом газа при отсутствии нагрузки, т. е.
Момент, развиваемый двигателем, равен произведению площади лопатки на перепад давлений:
Вследствие того, что ротор имеет конечное число пластин, возникают неизбежные пульсации крутящего момента, однако с увеличением числа пластин их величина может быть значительно снижена. Известны следующие эмпирические формулы для подсчета коэффициента неравномерности пластинчатого двигателя [3]:
где
Номинальный максимальный момент
Определив максимальные переменные
где Уравнение (XI.37) совпадает с уравнением (XI.33) и, следовательно, аксиально-поршневой и пластинчатый газомоторные двигатели можно представить одной и той же структурной схемой, показанной на рис. XI.11, б.
|
1 |
Оглавление
|