Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
3. УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА С НЕЗАВИСИМЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ ОТ ПОЛУПРОВОДНИКОВОГО УСИЛИТЕЛЯПолупроводниковая техника позволяет создать электрические приводы, имеющие в качестве силовой части систему транзисторный или тиристорный усилитель — исполнительный электродвигатель (ТУ-ИД). В настоящее время разработаны транзисторные усилители, предназначенные для управления электродвигателями постоянного тока мощностью до киловатта, и тиристорные усилители, предназначенные для управления электродвигателями мощностью до сотен киловатт. Электрический привод (ЭП) с полупроводниковыми усилителями и исполнительными электродвигателями постоянного тока имеет ряд достоинств, основные из которых: большая перегрузочная способность исполнительного двигателя; меньшая постоянная времени (несколько микросекунд для электродвигателей с гладким ротором), т. е. большее быстродействие ЭП; возможность использовать ток якоря как информацию о величине момента ИД. Ниже рассмотрено несколько схем силовых полупроводниковых усилителей, используемых для управления исполнительными электродвигателями постоянного тока. Схема ЭП с транзисторным усилителем (ТУ) в значительной степени определяется схемой его выходного каскада. В свою очередь, выбор схемы выходного каскада ТУ зависит от типа применяемого электродвигателя, его мощности, а также требований, предъявляем Уравнение системы транзисторный усилитель — исполнительный электродвигатель (ТУ-ИД) имеет более простой вид, чем уравнение системы ЭМУ-ИД или уравнение системы
Здесь использованы обозначения, принятые в § II.2, Ту — постоянная времени транзисторного усилителя. Так как
На рис.
Рис. II.12. Принципиальная схема оконечной части транзисторного усилителя мощностью до В этих схемах детально изображены оконечные части усилителей, схемы каскадов предварительного усилителя Схема, приведенная на рис. II.12, является наиболее простой схемой, так как она содержит в выходном каскаде В К лишь два плеча (триоды (кликните для просмотра скана) (кликните для просмотра скана) статической характеристики ТУ применен коммутирующий диод Назначение диода Для обеспечения более полного насыщения верхнего триода выходного каскада Подобная схема целесообразна на выходную мощность усилителя до 100 Вт. На рис. II. 13 изображена схема оконечной части В этом усилителе выходной каскад В К построен по мостовой схеме на триодах Предварительные усилители управляются от широтно-импульсного модулятора ШИМ, построенного на триодах Особенностью работы рассматриваемой схемы является то, что силовые триоды выходного каскада работают в режиме переключения: при этом переключение триодов сопровождается паузой между открытием верхних и нижних триодов одного плеча. Это гарантирует отсутствие токов короткого замыкания через оба левых (или правых) плеча выходного каскада. Работа схемы ШИМ состоит в том, что напряжение с выхода усилителя на выходе усилителя Питание выходного каскада В К осуществляется от трехфазного выпрямителя, выполненного на диодах Для защиты триодов выходного каскада от перенапряжений предусмотрены диоды Применение в рассмотренной схеме двух раздельных источников питания — высоковольтного для выходного каскада и низковольтного для предварительных усилителей позволяет уменьшить мощность рассеяния на триодах предварительного усилителя. В тех случаях, когда возникает необходимость еще более повысить к. п. д. силового транзисторного усилителя (например, при ограниченной мощности сети питания, или когда имеются затруднения с отводом тепла), применяется Основным отличием этой схемы от схемы; изображенной на рис. II.13, является то, что напряжение на выходе конденсаторов Данный усилитель применяется в диапазоне мощностей до нескольких киловатт. Приведенные на рис. 11.13 и рис. II. 14 схемы ТУ дают возможность реализовывать усилители с достаточно высокими мощностями, значительными зонами линейности статических характеристик. Эти усилители являются малоинерционными и позволяют обеспечить высокое качество работы
Рис. II.15. Принципиальная схема системы управляемый выпрямитель — двигатель постоянного тока независимого возбуждения Управление скоростью исполнительного двигателя постоянного тока с независимым возбуждением мощностью свыше Принципиальная схема силовой части такого привода приведена на рис. II.15. Так как система УВ-ИД является новым типом привода, необходимо более подробно рассмотреть особенности его работы. Реверсивный управляемый выпрямитель содержит две группы тиристоров Для этого от блока управления на тиристоры подаются управляющие импульсы, фаза которых, характеризуемая углом регулирования а, определенным образом изменяется относительно фазы напряжения питающей сети. При этом зависимость между средним значением выпрямленного напряжения и углом регулирования имеет вид
где
Как следует из выражения (11.23), при изменении угла регулирования в пределах Каждая из групп тиристоров реверсивного УВ может работать как в выпрямительном, так и в инверторном режимах, обеспечивая работу электродвигателя во всех четырех квадрантах механической характеристики, при этом всегда одна из групп тиристоров работает в выпрямительном, а другая в инверторном режиме. Существенное влияние на статические и динамические характеристики системы управляемый выпрямитель — исполнительный электродвигатель оказывает способ управления группами тиристоров. Существуют способы согласованного и раздельного управления группами тиристоров реверсивного УВ. При согласованном способе управления отпирающие импульсы подаются на обе группы тиристоров, причем в зависимости от соотношения величин углов регулирования выпрямителя и инвертора согласованное управление может быть линейным (режим класса А) и нелинейным (режим класса При линейном согласованном управлении углы регулирования выпрямительной и инверторной группами выбираются таким образом, что средние значения выпрямленного напряжения у обеих групп равны между собой. Условие, которому должны удовлетворять углы регулирования тиристорами двух групп, в этом случае может быть получено из равенства (II.23). Это условие можно записать в виде
где
При выполнении условия (II.24) средние значения выпрямленного напряжения двух групп равны между собой, противоположны по знаку и поэтому взаимно уравновешиваются. Однако при равенстве средних значений выпрямленных напряжений выпрямительной и инверторной групп мгновенные значения напряжений этих групп не совпадают. Это приводит к появлению неуравновешенной переменной составляющей напряжения между группами. Такое напряжение называют уравнительным напряжением. Уравнительное напряжение создает в контуре, образованном двумя группами тиристоров, уравнительный ток, для ограничения величины которого в контур включают ограничивающие дроссели
где Если способ линейного согласованного управления позволяет реализовать линейную статическую характеристику В переходных режимах из-за неполной управляемости тиристоров УВ соотношения (11.24) и (11.25) нарушаются и в контуре кроме статического тока возникает динамический уравнительный ток. Для его исключения в блок управления необходимо ввести апериодическое звено с постоянной времени Уравнительные токи полностью устраняются при использовании способа раздельного управления группами тиристоров (режим класса В). При раздельном способе управления управляющие импульсы подаются только на одну группу тиристоров, а вторая группа заперта. Поэтому в схеме УВ отсутствует цепь для протекания уравнительного тока. Такой способ приводит к существенному усложнению блока управления выпрямителем, поскольку возникает необходимость подавать и снимать управляющие импульсы в функции тока инверторной группы, так как снятие импульсов с инверторной группы при работе ее в режиме непрерывных токов приводит к аварийному режиму. Ухудшаются также и динамические свойства управляемого выпрямителя вследствие введения фиксированной задержки в цепи управления. Способ раздельного управления целесообразно использовать для приводов мощностью свыше большинства приводов меньшей мощности наиболее целесообразным является использование способа нелинейного согласованного управления. Лишь при повышенных требованиях к динамическим характеристикам привода следует рекомендовать способ линейного согласованного управления. Точное определение статических и динамических характеристик системы УВ-ИД представляет собой сложную задачу, поскольку процессы, происходящие в
Рис. II.16. Эквивалентная схема В ряде работ [7], [12], [18] даны приближенные решения уравнений, характеризующих систему УВ-ИД и позволяющих определить ее статические и динамические характеристики. Рассмотрим процессы, происходящие при работе УВ на электродвигатель постоянного тока независимого возбуждения. Схема замещения тиристорного
При анализе электромагнитных процессов системы УВ-ИД принимаем следующие допущения: характеристики тиристоров идеальны, параметры питающей сети и цепи нагрузки постоянны и не зависят от режима работы, ток ИД непрерывен. При работе УВ на нагрузку в установившемся режиме и условии непрерывности тока нагрузки можно выделить два основных режима его работы: режим коммутации, в котором ток проводят два тиристора и длительность которого определяется временем коммутации В этих двух режимах система УВ-ИД описывается следующими уравнениями: 1. Режим коммутации
2. Рабочий режим
В этих уравнениях имеем:
Из рис. II.16, б видно, что наличие явления коммутации уменьшает величину выпрямленного напряжения при том же угле регулирования по сравнению с режимом холостого хода. Мгновенное значение падения напряжения в период коммутации равно полуразйостй мгновенных значений напряжений фаз, проводящих ток в этом режиме:
где Вычитая первое уравнение системы (11.26) из второго, получим
Среднее значение падения выпрямленного напряжения УВ из-за наличия режима коммутации равно
где Пренебрегая активным сопротивлением фазы питающей сети, а также принимая, что
С учетом падения напряжения на активном сопротивлении фазы питающей сети выражение для среднего выпрямленного напряжения нагруженного УВ имеет вид
Выражение Приведенные соотношения могут нарушаться при существенном снижении тока нагрузки и уменьшении угла регулирования до некоторого граничного значения, при котором величина противо-э. д. с. электродвигателя превысит мгновенное значение напряжения на тиристоре. При этом в системе УВ-ИД возникает режим прерывистых токов, а внешняя и статическая характеристики системы изменяют свой вид. Однако, учитывая то, что режим прерывистых токов соответствует очень малым значениям тока нагрузки (единицы процента от номинального значения), а соответствующие меры при проектировании системы управления тиристорами позволяют избежать уменьшения угла регулирования меньше предельного значения, можно считать, что в системе УВ-ИД режим прерывистых токов отсутствует. В реверсивном УВ с линейным согласованным управлением группами тиристоров всегда протекает уравнительный ток. Это обстоятельство вообще исключает возможность возникновения режима прерывистых токов.
Рис. II.17. Внешняя характеристика системы УВ-ИД. Максимальное выпрямленное напряжение Семейство внешних характеристик УВ при различных значениях а показано на рис. II.17, а статическая характеристика на рис. II.18. Из этих рисунков видно, что внешняя и статическая характеристики системы реверсивный УВ-ИД аналогичны соответствующим характеристикам системы ЭМУ-ИД. В случае, если мощность источника питания значительно превышает мощность исполнительного электродвигателя (на порядок и больше), величинами индуктивности и активного сопротивления источника питания можно пренебречь. Тогда выражение (II.28) принимает вид (II.23). При нелинейном согласованном управлении реверсивным УВ линейность его характеристик нарушается, что проявляется в появлении излома во внешней характеристике в области малых токов и появлении зоны нечувствительности в статической характеристике.
Рис. II.18. Статическая характеристика системы УВ-ИД Большой интерес представляют динамические характеристики УВ как элемента следящего привода. Точное их определение затруднено из-за некоторых особенностей УВ. Одна из этих особенностей связана с дискретным характером работы УВ. Действительно, отпирание тиристоров осуществляется в определенные промежутки времени, определяемые частотой питающей сети и количеством фаз выпрямителя. При этом в момент изменения управляющего сигнала меняется период дискретности, причем величина изменения периода зависит как от величины, на которую меняется управляющий сигнал, так и от момента времени, в который это происходит, т. е. от величины угла регулирования перед изменением управляющего сигнала. Это обстоятельство не позволяет в общем случае использовать для анализа динамических свойств УВ методы теории линейных импульсных систем. Вторая особенность УВ определяется неполной управляемостью тиристоров управляемого выпрямителя. Эта особенность вызывает зависимость времени переходного процесса изменения выходного напряжения от полярности и величины управляющего сигнала. Однако в [12] показано, что дискретность У В не вносит фазового сдвига в управляющий сигнал до определенной частоты его изменения, называемой граничной. Граничная частота определяется из выражения
Рис. II.19. Диаграммы напряжения и тока системы У В-ИД в режиме нарастания тока двигателя при постоянном угле регулирования Ограничение скорости изменения управляющего напряжения может быть достигнуто за счет включения на входе блока управления апериодического звена с постоянной времени В реверсивном управляемом выпрямителе с согласованным управлением группами тиристоров наличие апериодического звена с такой постоянной времени оказывается также необходимым с целью ограничения динамических уравнительных токов, что отмечалось выше. Поэтому реверсивный УВ с согласованным управлением можно считать безынерционным вплоть до граничной частоты Для определения динамических характеристик системы УВ-ИД, рассмотрим процесс нарастания тока (рис. II. 19) в заторможенном ИД, работающем от УВ при постоянном угле регулирования. При увеличении тока нагрузки происходит увеличение угла коммутации. Пренебрегая величиной
Исключая из системы (11.29) токи тиристоров получим:
Для зоны проводимости одного тиристора имеем следующее уравнение:
Поскольку величина угла коммутации
Вводя обозначения
найдем уравнение системы УВ-ИД при заторможенном двигателе:
где Полученное выражение (11.32) является уравнением, связывающим ток и напряжение системы УВ-ИД в режиме непрерывных токов. Оно показывает, что в линейном приближении силовая часть системы УВ-ИД при заторможенном двигателе эквивалентна апериодическому звену. Режим прерывистых токов не оказывает особого влияния на динамические характеристики системы, поскольку, как уже отмечалось, он характерен лишь для очень малых значений токов, а при согласованном управлении реверсивным управляемым выпрямителем вообще отсутствует. При источнике питания большой мощности (на порядок превышающей мощность исполнительного электродвигателя) величинами 1. Уравнение блока управления
где
Арккосинусоидальная зависимость между углом регулирования и напряжением управления на входе блока управления характерна для управляющих устройств, использующих в качестве опорного напряжения напряжение питающей сети. Апериодическое звено с постоянной времени 2. Уравнение силовой цепи системы УВ-ИД
3. Уравнение моментов на валу исполнительного электродвигателя
4. Уравнение электромагнитного момента, развиваемого исполнительным электродвигателем
Решая совместно уравнения
Обозначим:
Тогда уравнение силовой части системы УВ-ИД примет вид
В уравнениях
|
1 |
Оглавление
|