Главная > Современные проблемы хаоса и нелинейности (Симо К., Смейл С., Шенсине А. и др.)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Одним из наиболее загадочных и, возможно, сложных явлений в современной динамике является одновременное существование регулярных и хаотических движений в гамильтоновых динамических системах[18]. Если

*A. Giorgilli, V. F. Lazutkin, C. Simó Visualization of a hyperbolic structure in area preserving maps. Reg.\& Chaot. Dyn., 1997, v. 2, №3/4, p. 47-61. Исправления оригинала см. в Reg.\& Chaot. Dyn., 1998, v. 3, №2, p. 115. Перевод Арзамасцева А.Г.

число степеней свободы превышает 1 , оба типа движения возникают в фазовом пространстве большинства известных примеров, таких как стандартное отображение, двойной маятник, задача трех тел и т. д. Знаменитая КАМ теория позволяет получить много информации о регулярных движениях, и то же время почти ничего не известно о структуре хаотических движений. В случае отображений, сохраняющих площадь, регулярная часть представлена инвариантными окружностями или периодическими цепочками инвариантных окружностей. Структуры последнего вида часто называются островами. Также существуют промежутки между окружностями и движение в них демонстрирует хаос некоторого типа. Видимые области, заполненные хаотическими траекториями, называются стохастическими слоями. Насколько нам известно, впервые такие области обнаружил Хенон (см. исторические замечания в [8], а также в [7]). Разумеется Пуанкаре также знал о чрезвычайно запутанном характере движения [15]. Чтобы проиллюстрировать описанное выше одновременное существование различных видов движения, мы предлагаем здесь изображение фазового портрета отображения
\[
\left(\begin{array}{l}
x \\
y
\end{array}\right) \mapsto\left(\begin{array}{c}
0.2 \cos 2 \pi x-y \\
x
\end{array}\right),
\]

оиределенного на 2 -горе $\mathbb{T}^{2}=\mathbb{R}^{2} / \mathbb{Z}^{2}$. Изображена лишь четверть тора, а именно область $|x| \leqslant 1 / 4,|y| \leqslant 1 / 4$. Недостающую часть можно восстановить исходя из соображений симметрии (см. [9]).

Хорошо видна большая хаотическая зона, ограниченная инвариантными окружностями разных типов. Хаотическая зона также содержит острова (см. [16], [17]), а регулярная часть содержит много других узких хаотических зон в резонансных промежутках между КАМ кривыми. Их не видно при масштабах, взятых на рис. 1 , но по общему мнению, подтверждаемому численными экспериментами [1], они существуют. В этом контексте также см. [19].

Как мы уже упоминали, до сих пор почти ничего не известно о структуре хаотической зоны. Естественно предположить, что хаотичекая зона является инвариантным подмноженством положительной меры Лебега таким, что ограничение отображения на это подмножество изоморфно (в смысле теории меры) произведению конечной перестановки и сдвига Бернулли.

Для того чтобы доказать это предположение, можно применить теорию Песина [13], [14]. Отправным пунктом теории Песина является наличие гиперболической структуры. Приведем определение гиперболической струк-

Рис. 1. Несколько траекторий, представляющих характеристические свойства отображения (1), изображены на одной четверти тора, определенной неравенствами $-0.25 \leqslant x \leqslant 0.25,-0.25 \leqslant y \leqslant 0.25$

туры в простейшем случае, т. е. для отображений, сохраняющих площадь. Пусть $F: S \rightarrow S$ гладкое отображение, сохраняющее площадь, поверхности $S$ на саму себя. Предположим, что на $S$ существует риманова метрика. Будем говорить, что инвариантное множество $\Omega \subset S$ является гиперболическим, если в каждой точке $p \in \Omega$ существует два независимых касательных вектора $\vec{e}_{p}^{s}, \vec{e}_{p}^{u}$ таких, что поля $p \mapsto \vec{e}_{p}^{z}, u$ инвариантны, т. е.
\[
\begin{array}{l}
F^{\prime}(p) \vec{e}_{p}^{s}=C_{s}^{p} \vec{e}_{F}(p)^{s}, \\
F^{\prime}(p) \vec{e}_{p}^{u}=C_{u}^{p} \vec{e}_{F}(p)^{u},
\end{array}
\]

и
\[
\begin{array}{l}
\lim _{n \rightarrow \pm \infty} \frac{1}{n} \log \left\|\left(F^{n}\right)^{\prime}(p) \vec{e}_{p}^{s}\right\|=-\chi(p)<0, \\
\lim _{n \rightarrow \pm \infty} \frac{1}{n} \log \left\|\left(F^{n}\right)^{\prime}(p) \vec{e}_{p}^{u}\right\|=-\chi(p)<0 .
\end{array}
\]

Здесь $F^{\prime}(p): T_{p} S \rightarrow T_{p} S$ – касательное отображение к $F$ в точке $p$, $C_{p}^{u}$ и $C_{p}^{s}$ – некоторые ненулевые константы и обозначение $F^{n}$ используется для $n$-ой итерации $F$, т. е. $F^{n}=\underbrace{F \circ F \circ \cdots \circ F}_{n \text { раз }}$ для положительных целых $n$ и $F^{n}=\underbrace{F^{-1} \circ F^{-1} \circ \cdots \circ F^{-1}}_{- \text {праз }}$ для отрицательных целых $n$.
Величина $\chi(p)$ называется показателем Ляпунова в точке $p$.
Векторные поля $\left\{\vec{e}_{p}^{u}, p \in \Omega\right\}$ и $\left\{\vec{e}_{p}^{s}, p \in \Omega\right\}$ образуют гиперболическую структуру на $\Omega$. Направления $\vec{e}_{p}^{s}$ и $\vec{e}_{p}^{u}$ называются соответственно устойчивым и неустойчивым направлениями в точке $p$.

Заметим, что эквивалентные метрики в (2) приводят к одному и тому же значению показателя Ляпунова. Поскольку в случае компактной поверхности $S$ все римановы метрики эквивалентны, показатели Ляпунова не зависят от выбора метрики и, разумеется, зависят в случае некомпактной $S$. Существование всюду пределов в (2) доказано Оселедцем [12].

Наше предположение будет следовать из теории Песина, если мы докажем, что хаотическая область имеет положительную меру Лебега и обладает гиперболической структурой. По крайней мере, именно это Песин утверждает в [14].

Поэтому основной вопрос можно сформулировать следующим образом: как обнаружить гиперболическую структуру? В [10] второй автор предпринял попытку доказать существование гиперболической структуры для стандартного отображения, по крайней мере при больших значениях параметра отображения. Работа еще не закончена, но в качестве побочного результата после проведения большого количества численных экспериментов мы получили неожиданный метод, который позволяет наблюдателю увидеть эту гиперболическую структуру на фазовом пространстве системы, используя компьютер в качестве микроскопа. Метод основан на некоторых свойствах систем с одновременным существованием регулярного и хаотического поведения и не имеет аналога в случае так называемых систем Аносова, т. е. систем с чисто хаотическим характером движения. Грубо говоря, визуализирующий метод базируется на том факте, что траектории регулярных движений отмечают границы (псевдо-) параллелограммов марковского псевдоразбиения внутренней гиперболической структуры.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru