Главная > КЛАССИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА (Г.Голдстейн)
Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Свою книгу автор посвящает
памяти

ЛЮИСА ДЖ. КЛЕЙНА, учителя и друга

Углубленный курс классической механики долгое время считался обязательной частью учебных планов по физике. Однако в настоящее время целесообразность такого курса может показаться сомнительной, так как студентам старших курсов или аспирантам он не дает новых физичєских понятий, не вводит их непосредственно в современные физические исследования и не оказывает им заметной помощи при решении тех практических задач механики, с которыми им приходится встречаться в лабораторной практике. Но, несмотря на это, классическая механика все же остается неотъемлемой частью физического образования. При подготовке студентов, изучающих современную физику, она играет двоякую роль. Во-первых, в углубленном изложении она может быть использована при переходе к различным областям современной физики. Примером могут служить переменные действие – угол, нужные при построении старой квантовой механики, а также уравнение Гамильтона – Якоби и принцип наименьшего действия, обеспечивающие переход к волновой механике, или скобки Пуассона и канонические преобразования, которые весьма ценны при переходе к новейшей квантовой механике. Во-вторых, классическая механика позволяет студенту, не выходя за пределы понятий классической физики, изучить многие математические методы, необходимые в квантовой механике.

Обычное изложение, установившееся в основном около пятидесяти лет назад, конечно, не отвечает указанным целям. Поэтому автор сделал попытку привести классическую механику в соответствие с последними требованиями. В книге подчеркиваются формулировки, которые важны для современной физики, и всюду, где это возможно, используются математические методы, применяемые обычно в квантовой механике и обеспечивающие компактность и изящество изложения. Например, в связи с движением под действием центральных сил рассматривается задача о рассеянии элементарных частиц и дается классическое решение этой задачи. Большое место в книге отведено каноническим преобразованиям, скобкам Пуассона, теории Гамильтона – Якоби и переменным действие – угол. Дано также введение в теорию вариационных принципов для непрерывных систем и полей.

Для иллюстрации применения новых математических методов в книге широко применяется теория матриц, в частности, к исследованию вращения твердого тела. При таком изложении известная теорема Эйлера о повороте твердого тела превращается в теорему о собственных значениях ортогональной матрицы. При матричном изложении такие различные темы, как тензор инерции, преобразование Лоренца в пространстве Минковского и собственные частоты малых колебаний оказываются в математическом отношении тождественными. Кроме того, матричные методы позволяют уже в начале курса познакомиться с такими сложными понятиями, как понятия отражения и псевдотензора, которые так важны в современной кванговой механике. Наконец, в связи с изучением параметров Кэйли – Қлейна матричные методы позволяют ввести понятие «спинора».

Кроме того, мы сознательно допустили и некоторые другие отступления от обычного построения курса. Например, специальная теория относительности часто излагается недостаточно последовательно, если не считать весьма специального курса, охватывающего также и общую теорию относительности. Однако важность этой теории в современной физике требует знакомства с ней уже в ранней стадии обучения. Поэтому мы посвятили специально этому предмету шестую главу. Другим нововведением является рассмотрение сил, зависящих от скорости. В прошлом классическая механика строилась в основном на «статических» силах, т. е. силах, зависящих только от положения, таких, например, как гравитационные силы. Однако в современной физике нам постоянно прнходится встречаться с силами, зависящими от скорости, например, с электромагнитными силами. Для того чтобы возможно раньше научить студента обращению с этими силами, мы с самого начала ввели потенциалы, зависящие от скорости, и затем постоянно пользовались ими.

Следующим новшеством этой книги является включение в нее механики непрерывных систем и полей (гл. 11). Вообще говоря, эти вопросы охватывают тесрию упругости, гидродинамику и акустику, однако в таком объеме они выходят за рамки настоящей книги и, кроме того, по ним имеется соответствующая литература. В противоположность этому не существует хорошей литературы по применению классических вариационных принципов к непрерывным системам, хотя роль этих принципов в теории полей элементарных частиц все время возрастает. Вообще теорию поля можно развить достаточно глубоко и широко еще до рассмотрения квантования. Например, вполне возможно рассматривать тензор напряжение – энергия, микроскопические уравнения неразрывности, пространство обобщенных импульсов и т. д., целиком оставаясь при этом в рамках классической физики. Однако строгое рассмотрение этих вопросов предъявило бы чрезмерно высокие требования к студентам. Поэтому было решено (по крайней мере в этом издании) ограничиться лишь элементарным изложением методов Лагранжа и Гамильтона в применении к полям.

Стремясь к тому, чтобы этой книгой могли пользоваться лица с различной подготовкой, автор включил в главы 1 и 3 многое из того, что обычно содержится в общих курсах механики.

Математическая подготовка, необходимая для чтения этой книги, как правило, не выходит за пределы обычных курсов высшей математики и векторного анализа. Поэтому в книге отводится значительное место изложению более сложных математических методов, необходимых при изучении некоторых вопросов.

В тех случаях, когда речь шла об электромагнитных силах, мы преднолагали элементарное знакомство читателя с уравнениями Максвелла и простейшими следствиями из них. Кроме того, мы предполагали некоторое знакомство с современной физикой, учитывая, что большинство студентов старших курсов или аспирантов изучали ее, по крайней мере, в течение одного семестра. Поэтому автор часто коротко останавливался на связи между классическим развитием механики и его квантовым продолжением.

В литературе по механике встречается много элементарных задач, и поэтому мы считали нецелесообразным помещать их в большом количестве. По этой причине задачи, помещенные нами в конце каждой главы, служат большей частью продолжением текста и относятся к некоторым частным вопросам или различным вариантам доказательств теорем. Традиционных педантичных задач мы старательно избегали.

Выбор подходящих обозначений всегда связан с известными трудностями, так как нелегко найти обозначения, имеющие единственный смысл и не являющиеся громоздкими. В этой книге мы следовали установившейся практике, обозначая векторы полужирным латинским шрифтом, а все матрицы и тензоры – полужирным рубленым шрифтом. Список наиболее важных обозначений, встречающихся в этой книге, приводится в ее конце. Второстепенные обозначения, встречающиеся лишь один раз, в этот список не включены.

Для более глубокого изучения изложенного материала и ознакомления читателей с незатронутыми вопросами в конце каждой главы приводится список рекомендуемой литературы. Этот список сопровождается краткими аннотациями, которые даются для ориентации студентов в существующей литературе по механике. Конечно, эти аннотации выражают только личное мнение автора. В конце всей книги имеется также общий библиографический список, содержащий много книг, не указанных ранее; он, однако, не содержит устаревших книг. Литературой, указанной в этом списке, автор пользовался при написании данной книги и поэтому считает своим долгом выразить признательность авторам перечисленных работ.

Настоящая книга написана по материалам лекций по классической механике, прочитанных автором в Гарвардском университете. Автор выражает благодарность заведующему кафедрой физики профессору ван Флеку за его личную и официальную поддержку, а также профессору Швингеру и другим своим коллегам за ряд ценных советов. Кроме того, автор глубоко признателен слушавшим его лекции студентам, активный интерес и доброжелательное отношение которых служили постоянным стимулом в работе автора над этой книгой.
Кембридж, Март 1950
Герберт Голдстейн

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru