Главная > Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

8.4.5. Алгоритм уточнения лингвистических критериев.

Глобальные представления ЛПР о выборе альтернатив формулируются в виде глобального критерия и решение многокритериальной задачи сводится к построению композиции , где

— множества значений признаков, локальных и глобального критериев. формируются на основе высказываний типа: «если значения признаков характеризующие альтернативу оцениваются термами то альтернатива удовлетворяет критерию с оценкой описываются наборами:

Степень удовлетворения глобальному критерию для альтернативы вычисляется следующим образом:

В процессе обучения уточняются оценки локальных и глобального критериев на основе сравнения выбраппых ЛПР альтернатив из множества предъявленных заменяется некоторым М, подтверждающим соответствующий выбор:

Рис. 8.8. Функции принадлежности терм-множества лингвистических критериев

Обучение осуществляется в два этапа: формирование обобщенных описаний предпочтений ЛПР (нечеткая модель М. М. Бонгарда [2, 20]); модификация М при несовпадении предпочтений ЛПР с порядком оценок На втором этапе выполняется следующее: генерация допустимых наборов оценок показателей; определение отношения предпочтения на парах сгенерированных альтернатив, выделение из наборов, не подтверждающих выявленные предпочтения и, следовательно, подлежащих корректировке; корректировка оценок по критериям.

Пример 8.10. Пусть показатели и лингвистические критерии оцениваются терм-множеством {1 - «хорошо», 2-«норма», 3-«плохо»}, функции принадлежности которого изображены на рис. 8.8.

Таблица 8.5 (см. скан)

Априорные сведения о критериях сформулированы в виде наборов оценок (термов), характеризующих степень удовлетворения критериям.

Рис. 8.9. Возможные оценки управляющего воздействия

В табл. 8.5 приведены наборы номеров термов. Анализируемые альтернативы описываются

значениями

Альтернатива отмечена в табл. 8.5 звездочкой. В результате обучения формируется обобщенное описание предпочтений ЛПР: ( На основании ) сформировано уточненное М, которое приведено на рис. 8.9, в, г.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru