Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
1.4. РЕДУКТИВНЫЙ ВЫВОДЭтот тип вывода, иногда называемый также «абдуктивным» или «ретродуктивным», наиболее трудно поддается определению и обсуждению. Пирс утверждает, что индукция представляет собой экспериментальную проверку готовой теории; она никогда не генерирует какой-либо идеи [59, с. 85]. Это — несколько более узкий взгляд на индукцию, чем у Джеффриса, поскольку Джеффрис считает обобщение частью индуктивного процесса. Взгляды Джеффриса в отношении процесса обобщения, однако, несколько неясны. По Пирсу, абдукция, или редукция, предполагает, что нечто, может быть, имеет место, т. е. включает в себя как изучение фактов, так и разработку теорий для их объяснения. Пирс и другие последователи подчеркивают связь редукции с необычными фактами. В экономической науке нетрудно найти тому примеры. Обнаружение В. Кузнецом постоянства долговременной нормы сбережения привело к редуктивной деятельности, результатом которой явилось несколько хорошо известных теоретических объяснений. Хотя мы признаем, что во многих случаях имеет место триггерный эффект необычных и неожиданных фактов в отношении редуктивного процесса, уместно все же более глубоко исследовать сущность этого процесса. Особенно уместно здесь сослаться на труд Адамара об открытиях в области математики. Он пишет: «Очевидным фактом является то, что изобретение или открытие, будь то в математике или в любой другой области, происходит в результате комбинирования идей» [58, с. 29]. Следуя Пуанкаре, Адамар рассматривает задачу открытия или изобретения как задачу выбора из многих возможных комбинаций идей. Эти комбинации строятся в результате как сознательной, так и подсознательной деятельности. Исследователь должен стремиться избегать выбора бесполезных комбинаций и отбирать только полезные, которые составляют обычно лишь малую долю общего их числа. В этом процессе выбор «императивно управляется чувством научной красоты» [58, с. 39]. Далее, большая часть этой работы осуществляется в результате подсознательной деятельности. Но что касается приведения в действие этого процесса, то здесь важную роль играет сознательная деятельность разума. Именно она «инициирует процесс и в большей или меньшей степени определяет направление, в котором осуществляется подсознательная деятельность» [58, с. 46]. Она производит первоначальную мобилизацию идей, в свою очередь побуждающих запас идей, которыми ранее располагал исследователь, что ведет к возникновению новых комбинаций. При этом сознательная деятельность не должна быть зажата в узкие рамки или слишком строго следовать прежнему ходу мыслей. Если дать мыслям «уйти в сторону», то возникает большое многообразие идей, служащих материалом для возникновения комбинаций. Знакомство с развитием нескольких научных дисциплин служит той же цели, но прежде всего, по-видимому, старту редуктивного процесса способствует упорная подготовительная работа — «неожиданное озарение... никогда не приходит иначе, как после нескольких дней сознательных усилий, которые оказались абсолютно бесплодными, в момент, когда представлялось, что ничего путного уже не получится, когда казалось, что избранный путь окончательно уводит прочь от цели» [58, с. 46]. По мнению Адамара, вышеизложенное есть ответ сторонникам таких гипотез открытия, как «случай», «отдых», «забытье». Подготовительная работа сочетается с инкубационным периодом, который продолжается и после ее окончания, а затем следует, наконец, озарение. Далее сознательная деятельность разума уточняет результаты озарения и переходит к их верификации. Существует по крайней мере две концепции этого процесса: (а) задана цель и нужно найти путь ее достижения; (б) установлен некоторый научный факт, надо найти пути его использования. «И вот, каким бы парадоксальным это ни казалось, изобретения второго рода являются более общими и это положение усугубляется в ходе научного прогресса. Практическое приложение находят тогда, когда его не ищут, и можно сказать, что на этом принципе базируется почти весь прогресс цивилизации» [58, с. 124]. Из предшествовавшего обсуждения очевидно, что многие аспекты редукции еще не вполне ясны. Тем не менее можно выделить некоторые важные характеристики этого процесса. Во-первых, это — процесс выбора конкретных комбинаций идей, которые представляются плодотворными. В этом выборе участвуют как сознательная, так и подсознательная деятельность разума, руководствуясь в значительной степени эстетическим чувством научной красоты. Это эстетическое чувство является на самом деле субъективным, имеющим определенное отношение к простоте, хотя однозначное соответствие здесь необязательно. Как уже указывалось выше при обсуждении понятия простоты, существуют исследователи, которые считают, что стремление к простоте при выборе комбинаций идей основывается не на эстетических соображениях. Во-вторых, в процессе редукции сознательная деятельность разума играет важную роль как при выборе общей области исследования, так и в период интенсивной подготовительной работы. Подготовительная работа включает обычно наблюдение и эксперимент. Наблюдение, т. е. сильное взаимодействие с данными, характеризующими процесс, часто является ключевым фактором редукции. На этой подготовительной фазе старые комбинации идей разрушаются, формируются новые комбинации и исследователь сталкивается с задачей выбора. После того как выбор сделан, возникают проблемы уточнения и верификации. Поскольку редуктивный вывод еще не ясен, плодотворные правила, управляющие этим типом вывода, еще не сформулированы. В идеале мы хотели бы располагать полезными правилами, охватывающими как редуктивный, так и индуктивный выводы. Но в отсутствие таковых рассмотрим множество правил, относящихся только к индуктивному выводу.
|
1 |
Оглавление
|