Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 2.7. Примеры учета ограниченийДля иллюстрации нормировки и метода Лагранжа рассмотрим пример из § 2.3. В этом примере необходимо выбрать величину коэффициента усиления по скорости для следящей системы из условия минимума интегральной квадратичной ошибки. Сервомотор характеризуется простой передаточной функцией с постоянной времени Ускорение выходной величины обозначим через
Используем символ
Тогда на основании теоремы Парсеваля после нормировки получим
где
Так как изображение выходного сигнала равно изображению входного сигнала, умноженному на передаточную функцию, то (2.7-4) можно записать в виде
Если применить правило нормировки (§ 2.5), то получим
где
Записав (2.3-10) в нормированном виде, получим для
где
Нормировка изображения входного сигнала, согласно (2.3-11), дает
Подстановка в уравнение (2.7-6) функций
Следовательно, интегральное квадратичное значение ускорения определяется формулой
где
После вычисления интеграла при помощи формулы для
Если воспользоваться ненормированным коэффициентом усиления, т. е. коэффициентом усиления по скорости получим
Это выражение определяет интегральное квадратичное значение, ускорения на выходе как функцию параметров системы. В § 2.3 была определена величина интегральной квадратичной ошибки как функция параметров системы. Она имеет вид
Теперь можно минимизировать интегральную квадратичную ошибку при условии, что интегральное квадратичное значение ускорения на выходе не должно превышать заданной величины
Интегральное квадратичное значение ускорения является монотонно возрастающей функцией коэффициента усиления по скорости. Величина интегральной квадратичной ошибки — монотонно убывающая функция того же параметра. Если Если использовать в (2.7-17) знак равенства, то, подставляя из (2.7-16) интегральное квадратичное значение ускорения, получим уравнение, которое можно решить относительно коэффициента усиления по скорости. Это решение имеет вид
Подставляя это выражение в (2.3-18), получим
что является функцией постоянной времени двигателя и предельного значения интегральной квадратичной величины ускорения сигнала на выходе. Из рис. 2.7-1 видно, как величина интегральной квадратичной ошибки возрастает с убыванием интегральной квадратичной величины ускорения. Кривая Л вычерчена для постоянной времени двигателя, равной 0,1 сек, а кривая В — для 0,01 сек. Обе кривые стремятся к пределу при возрастании интегрального квадратичного значения ускорения. Так как в этом примере имеется всего один свободный параметр, то введение ограничения по ускорению устраняет всякую свободу выбора параметра. Поэтому предположим, что конструктор может произвольно выбирать постоянную времени двигателя. В практических задачах конструктор ограничен в выборе постоянной времени двигателя. Обычно он должен взять ее больше некоторой минимальной величины.
Рис. 2.7-1. Интегральная квадратичная ошибка в зависимости от ограничения на интегральную квадратичную величину ускорения выходного сигнала. При двух произвольно выбираемых параметрах мы можем теперь проиллюстрировать метод Лагранжа для минимизации функции, подчиненной дополнительным ограничениям. Применяя метод Лагранжа, можно минимизировать интегральную квадратичную ошибку при условии
где достигает минимума как функции Используя метод Лагранжа, будем минимизировать функцию
действуя при этом так, как будто не существует постоянной. Здесь
Приравнивая частные производные нулю, получаем два уравнения относительно искомых параметров:
После решения этих уравнений имеем
Используя эти равенства совместно с (2.7-16) и (2.7-20), получаем
откуда
На основании (2.7-29) формулы (2.7-26) и (2.7-27) можно записать в виде
и
После подстановки этих величин в (2.3-18) получаем выражение для интегральной квадратичной ошибки
Попутно отметим, что метод Лагранжа едва ли необходим для этой задачи, так как (2.7-16) можно легко разрешить относительно любого из двух параметров. Решая это уравнение относительно
Подставляя эту величину в выражение для интегральной квадратичной ошибки, получаем
Дифференцируя, имеем
Приравнивая эту производную нулю и решая полученное уравнение относительно Интегральная квадратичная ошибка, определяемая формулой (2.7-32), является монотонно убывающей функцией
Это является выражением для минимальной интегральной квадратичной ошибки как функции предельного значения значение должна иметь минимальная интегральная квадратичная ошибка. Можно наметить путь улучшения системы за счет увеличения числа степеней свободы, воспользовавшись для этого коэффициентом демпфирования. Для оптимальных значений параметров
Коэффициент демпфирования остается в этом случае постоянным, в то время как ранее, когда постоянная времени была задана, он убывал с увеличением коэффициента усиления. Вспомогательная цель ограничения интегрального квадратичного значения ускорения состоит в том, чтобы ограничивать косвенно пиковое значение ускорения. Так как система второго порядка достаточно проста, то можно очень легко выразить пиковое значение ускорения в функции регулируемых параметров. Таким образом, можно минимизировать интегральную квадратичную ошибку при ограничении пикового значения ускорения, которое мы обозначим буквой
Решая это относительно
Подставляя
Дифференцируя по
Приравнивая эту производную нулю и решая уравнение относительно
Постоянная времени двигателя при этом становится равной
и, следовательно, интегральная квадратичная ошибка равна
Для этого случая коэффициент демпфирования и собственная частота принимают вид
Отметим, что когда в качестве ограничения используется пиковое, а не интегральное квадратичное значение ускорения, то коэффициент демпфирования получается несколько меньшим. В заключение этого примера ответим на следующий вопрос. Каково отклонение интегральной квадратичной ошибки от оптимальной величины при ограничении интегрального квадратичного значения ускорения вместо пикового значения? Пиковое значение ускорения для неоптимального выбора параметров определяется формулой
Оно получается при подстановке в (2.7-39) значений параметров, определяемых формулами (2.7-30) и (2.7-31) при
Последняя формула дает значение интегральной квадратичной ошибки как функции пикового значения ускорения. При этом параметры выбраны из условия ограничения интегрального квадратичного значения ускорения. Сравнение (2.7-45) и (2.7-49) показывает, что интегральная квадратичная ошибка увеличивается приблизительно на 6 процентов по сравнению со случаем, когда используется непосредственно пиковое значение ускорения в качестве ограничения. Этот результат подтверждает возможность использования величины интегрального квадратичного ускорения в качестве ограничения, когда это необходимо вместо пикового значения ускорения.
|
1 |
Оглавление
|