Главная > Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ГЛАВА 8. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТА ДЛЯ МЕХИКО

В этой главе рассматривается применение анализа решений для крупномасштабной проблемы, затрагивающей интересы большого числа людей, — выбор стратегии развития аэропорта для столицы Мексики. При обсуждении выполненного исследования мы преследуем две цели. Во-первых, методы, описанные в предыдущих главах этой книги, применяются здесь для решения очень важной «типичной» проблемы. Типичность таких единственных в своем роде стратегических решений заключается во всегда присущих им многих нетипичных аспектах. Во-вторых, хотя наш анализ сконцентрирован вокруг вопросов нахождения и использования количественных оценок применительно к рассматриваемой многокритериальной проблеме, он также включает в себя структуризацию проблемы, различные аспекты моделирования возможных последствий рассматриваемых альтернатив, т. е. наше обсуждение касается вопросов выполнения анализа в целом.

В эту работу внесли свой вклад многие. Работа была выполнена летам 1971 г. для мексиканского правительства и проводилась под эгидой министерства общественных работ (МОР). Руководителями ее являлись Ф. Дж. Джоффред — директор центра математических и статистических исследований и Ф. Довали —

глава управления аэропортов. Консультантами МОР были Ричард де Нефвиль из Массачусетского технологического института и авторы этой книги. Общее время, затраченное консультантами на выполнение данного проекта, — 50 человеко-дней.

8.1. ПРОБЛЕМА

Быстрый рост воздушных перевозок, а также растущие трудности, связанные с обеспечением нормальных условий работы существующего аэропорта, привели к необходимости рассмотрения правительством Мексики весьма актуальной проблемы: каким образом следует развивать аэропорт Мехико, чтобы обеспечить качественное обслуживание этого района до 2000 года? Это основная проблема, над которой работала наша исследовательская группа.

Однако первоначально поставленная перед нами задача была иной. Два ранее проведенные исследования по проблеме развития аэропорта Мехико рекомендовали совершенно различные способы решения этой проблемы. Согласно первому находящийся в настоящее время в пяти милях от центра города аэропорт должен быть значительно расширен, а согласно второму — предлагалось построить новый аэропорт в 25 милях севернее города. Нам было предложено оценить предложенные варианты развития (в свете имеющихся расхождений во мнениях) и разработать рекомендации относительно наиболее эффективной программы развития аэропорта.

В процессе проведения этого более ограниченного исследования мы рассмотрели следующие вопросы:

1) Месторасположение аэропорта (или аэропортов);

2) эксплуатационные особенности и проводимая политика, определяющие вместе, какие виды обслуживания должны обеспечиваться и где должны располагаться «соответствующие службы;

3) последовательность во времени развития отдельных объектов двух аэропортов.

Природные особенности той (Местности, где расположена столица Мексики, обусловили тот факт, что те два уже упомянутые района расположения были единственными подходящими местами для большого международного аэропорта. Вопросы конфигурации территории аэропорта, например с точки арения расположения взлетно-посадочных полос, для этой проблемы не имели очень большого значения.

Однако были возможны самые разнообразные способы эксплуатации аэропортов (с существенно различным качеством обслуживания). Особенно важно было решить, обслуживание каких самолетов (международных или внутренних авиалиний, самолетов

военного или общего назначения) будет (производиться в каждом из них.

Вопрос «роков строительства тех или иных объектов был очень важным, так как задержка в осуществлении одних мероприятий могла существенно повлиять на осуществление других. Например, земельные территории, имеющиеся «в настоящее время, возможно, нельзя будет использовать в будущем. С другой стороны, преждевременные действия могут значительно увеличить общие затраты для страны. Вопросы временных сроков и эксплуатационной политики были важнейшими для этой первоначально поставленной проблемы.

8.2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Существующий аэропорт находится в пяти милях восточнее центра города, т. е. практически в чарте города. С востока естественной границей территории аэропорта является жромка озера Текскоко. Второе возможное место для расположения аэропорта находится в 25 милях севернее Мехико в слаборазвитом сельскохозяйственном районе, неподалеку от деревни Зумпанго. Месторасположение этих пунктов относительно друг друга показано на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Особенности географического расположения Мехико

8.2.1. Географическое положение Мехико. Мехико расположен на высоте 2250 м в долине, окруженной горами, достигающими высоты 5200 м над уровнем моря. Только к северо-востоку высота гор уменьшается примерно до 3000 м. Большинство самолетов, прилетающих в Мехико или вылетающих из него, летят над этими более низшими лорами на северо-востоке, лишь небольшая их часть использует довольно узкий коридор между высокими горами на юге.

Маневренность самолетов на большой высоте (и особенно в жарком климате) низка. Это снижает безопасность полетов в горных районах, поэтому возникает необходимость в установлении возле Мехико более широких летных коридоров. Однако воздушное пространство над Мехико, пригодное для полетов, очень ограничено. И это главная причина, одерживающая рост пропускной способности существующего аэропорта в Текскоко. Ограничение пропускной способности представляется особенно серьезным фактором, поскольку аэропорт Мехико обслуживает свыше 2 млн. пассажиров в год и является одним из крупнейших аэропортов Американского континента.

Аэропорт Текскоко был построен в 30-е годы. В ту пору он находился за пределами города, но население столицы росло со скоростью 5% в год и с 5 млн. в 1960 г. Возросло до 8 млн. в 1970 т. За это время аэропорт Текскоко окружили с трех сторон жилые и деловые районы. Это повлекло за собой проблемы шума и безопасности.

Если бы во время посадки или взлета самолета по направлению к городу произошла крупная катастрофа, она повлекла бы за собой сотни жертв. Район аэропорта плотно населен, например всего в 150 м от конца взлетно-посадочной полосы по курсу полета расположена большая школа. Поскольку траектория захода на посадку проходит над центральными районами города, многие тысячи жителей страдают от сильного шума. И в ближайшие годы уровень шума снижаться не будет, так как для разработки и установки на самолетах малошумящих («тихих») двигателей понадобится не менее 15 лет. Кроме того, значительное расширение существующего аэропорта потребовало бы переселения почти 200 000 человек. Обстоятельством, говорящим в пользу сохранения и развития существующего аэропорта, является то, что здесь уже имеется большинство необходимых сооружений. Однако они не удовлетворяют стандартам, существующим в крупных аэропортах других развитых стран.

То, что Мехико расположен на дне бывшего озера, делает строительство в существующем аэропорту Текскоко особенно дорогим. Тяжелые конструкции, такие, как взлетно-посадочные полосы, оседают не только быстро, но и с различной скоростью в разных местах в зависимости от нагрузок на них. Каждая из двух взлетно-посадочных полос Текскоко нуждается в восстановлении уровня и покрытия каждые два года. Такие ремонтные работы на четыре месяца закрыли половину аэропорта в 1971 г.

Аэропорт в Зумпанго будет создаваться на более возвышенном и стабильном месте, что должно позволить избежать подобных трудностей.

Доступ в аэропорт для наземного транспорта представляется одинаково приемлемым для обоих пунктов. Старый аэропорт находится вблизи окружного шоссе, которое связывает предместья и обеспечивает прохождение необходимых транспортных потоков. Однако он не особенно хорошо связан с центром города, так как путь туда лежит через тесные городские улицы. Расположение аэропорта в Зумпанго имеет очевидный недостаток — аэропорт будет дальше от города, но зато его можно легко связать с туристскими и деловыми районами скоростным шоссе север — юг.

8.2.2. Заинтересованные организации. Почти 40 лет правительство Мексики формировалось одной и той же партией. Политическая виасть концентрируется в руках федерального правительства, а важные решения принимает сам президент. Любое решение, касающееся столичного аэропорта в период с 1970 по 1976 гг., должно было быть утверждено президентом Луисом Эчеверрия. Рассмотрение возможных вариантов проводили три основных государственных органа: 1) министерство общественных работ (МОР), 2) министерство связи и транспорта (МСТ), 3) аппарат президента — орган, функции которого сходны с функциями Отдела управления и бюджета в США.

8.2.3. Предыдущие исследования. На протяжении последних нескольких лет по заказам как МОР, так и МСТ был выполнен ряд широких исследований проблемы аэропорта, имевших своей целью обоснование различных вариантов решения этой проблемы. Исследование, проводившееся под эгидой MOP [SOP (1967), Wilsey у Ham de Mexico (1967)] и выполненное Управлением аэропортов этого министерства в 1965—1967 гг., в итоге рекомендовало строительство нового аэропорта в Зумпанго и перевод всех коммерческих полетов в новый аэропорт. Предложенный тогда план работ принят не был. Исследование, проделанное под руководством МСТ в 1970 г. [Ipesa Consultores and SCT (1970)], вылилось в план расширения старого аэропорта за счет строительства новой взлетно-посадочной полосы и аэровокзала. Интересно отметить, что авторы этого исследования исходили из того, что самолеты будут взлетать по направлению от города, т. е. на восток, и заходить на посадку с востока по направлению к городу, т. е. против движения на соседних полосах. Хотя это предложение «решает» проблему шума, оно чревато очень серьезными последствиями с точки зрения вопросов безопасности перемещения самолетов при любом сколько-нибудь значительном уровне движения и вряд ли может быть приемлемым для ожидаемых объемов перевозок. Авторы предполагали также, что «тихие» двигатели совершенно решат проблемы шума вне границ аэропорта к 1990 г. Доклад МСТ был подготовлен и представлен в последние месяцы правления администрации 1964—1970 гг., в 1970 г. он принят не был. Однако правительство Мексики высказалось за необходимость решения этой проблемы.

В 1971 г. новая администрация приняла решение о повторном исследовании проблемы. Президент Эчеверрия заявил в своей речи

1 сентября 1971 г.: «В настоящее время изучается вопрос о строительстве нового международного аэропорта в столице». Изучение, о котором говорил президент, и есть та работа, которая будет здесь рассмотрена.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru