Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике 2.2. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВНа практике всегда имеется взаимосвязь между творческим процессом формирования целей и выбором критериев для этих делей. Прежде чем перейти к более глубокому рассмотрению этих связей, необходимо рассмотреть цели и критерии отдельно. 2.2.1. Некоторые методы формирования целей. Укажем некоторые основные пущ формирования целей для определенной проблемы. В качестве отправного пункта допустим, что одна цель уже определена, например общая цель «улучшить благополучие жителей» в проблеме загрязнения воздуха. Ясно, что в данном случае желательно уточнить эту широкую цель. Уточнением может быть ответ на вопрос: «Что имеется в виду под «благополучием жителей?» Например, частью благополучия можно считать здоровье и экономические условия. Каждое из этих условий может быть подразделено и дальше. Маккриммон (1969) указывает на следующие подходы, используемые при формировании целей: а) изучение соответствующей литературы, б) аналитическое изучение и в) каузальный эмпиризм. Что такое изучение литературы, должно быть ясно. Если проблемы, подобные нашим, стояли перед кем-то другим, то возможно, имеются определенные материалы и документы по поводу тех или иных целей, которые имеют отношение и к вашей проблеме. Аналитическое изучение исходит из того, что подходящие цели могут быть найдены в результате построения модели изучаемой системы и нахождения соответствующих входных и выходных переменных. Этот метод полезен для отыскания тех целей, которые первоначально были опущены случайно или намеренно. Некоторые цели, первоначально казавшиеся неважными, могут оказаться важными после того, как будут рассмотрены результаты изучения модели. Третий способ (каузальный эмпиризм) предполагает наблюдение за людьми, с тем чтобы увидеть, как они в настоящее время принимают решения, связанные с изучаемой проблемой, как они объясняют свои действия, о чем они говорят? Например, выбирая цели для рассмотрения альтернатив развития жилищных условий, можно пронаблюдать, как люди выбирают варианты, существующие в настоящее время. Эти наблюдения могут указать соответствующие цели. При выборе целей, касающихся широких слоев общества, может быть полезна подготовка обзоров. Можно обратиться с вопросом: «Какие цели должны быть включены в исследование?» — к тем лицам, на которых то или иное решение может оказать влияние. Такой процесс может дать много целей «нижнего уровня». В этом случае мы используем эти цели для определения более широких целей. Например, если одной из целей оказалась цель «избавиться от чувства тошноты, возникающего при появлении смога», то, ответив на вопрос «Почему важно, чтобы жители не чувствовали тошноты?», мы получим более широкую цель. Чувство тошноты указывает на существование какого-то отрицательного фактора, влияющего на здоровье людей. Поэтому более широкой целью будет цель «улучшить состояние здоровья населения данной местности». Во многих случаях полезно, чтобы группа экспертов определила цели для проблемной области. Часто эту роль установления целей играют советы директоров фирм. В последние годы и правительство, и частные предприниматели для формирования целей стали прибегать к помощи «совета экспертов» — группы людей, имеющих опыт в интересующей области. И это особенно заметно в технической и научной областях. 2.2.2. Иллюстративные примеры. Научные цела НАСА. Национальное агентство по аэронавтике и космонавтике применило интересный подход к количественной оценке научных достоинств альтернативных планов изучения космоса. Сначала научные цели были сгруппированы в пять основных подгрупп: 1) земля и окружающее ее пространство, 2) внеземная жизнь, 3) солнечная система, 4) вселенная и 5) космос как место исследований. Затем были составлены списки «действий», «признаков объектов» и самих «объектов целей», как они были названы. Лучше всего смысл этих списков виден в табл. 2.1, перепечатанной из работы Доула и др. (1968а). Таблица 2.1. Формирование научных целей для космической программы
Можно попробовать составить различные комбинации (действий, признаков и объектов цели), а затем спросить: «Является ли это одной из научных целей космической программы?» Если полученная группа слов оказывалась целью, то она включалась в список. Если получалась бессмысленная группа слов, то она отбрасывалась. Так, например, «выявление структуры внутреннего строения солнца» было целью, а «измерение приливных деформаций космического пространства» таковой не являлось. В результате этой работы было получено 1030 целей нижнего уровня. Полные результаты работы содержатся в книге Доула и др. (19686). Луисвильское исследование. Группа жителей Луисвилля, Кентукки, представлявшая различные слои общества и работавшая в теоном сотрудничестве с мэром, определила области (кликните для просмотра скана) Продолжение табл. 2.2 (см. скан) заинтересованности и выбрала цели общественно-социального развития города. Этот консультативный комитет граждан при мэре определил 10 основных областей заинтересованности, которые были далее разделены на 35 целей нижнего уровня, представляющих интересы города Луисвилля. Эти «цели» указаны в табл. 2.2. Таблица 2.2 является превосходным пунктом для дальнейшей формулировки целей. Рассмотрим область заинтересованности «Обеспечить оптимальное использование всей земельной площади». Эта формулировка говорит о том, что использование земли важно и, как следует из определения, каждый желал бы оптимального использования. Однако разные люди вкладывали бы в эту цель разный смысл. Что такое оптимальное использование? Эту важную проблему, возможно, решит консультативный комитет граждан при мэре или любая другая подобная группа, опирающаяся на помощь городских налоговых властей. Конкретизация таких открытых проблем и есть тот вклад, который вносит формальное определение целей. После того как такой «примерный» список целей опубликован, он может быть использован всеми заинтересованными сторонами и лицами как основа для конструктивной критики и улучшения положения. Такой способ «суммирования» мнений должен помочь в составлении брльшего числа целей для какой-то данной проблемы, но, что также важно, его положительный эффект состоит и в том, что он заставляет заинтересованных лиц активно рассматривать ту сложную проблему, которая имеет к ним отношение. 2.2.3. Конкретизация критериев. Для полного описания последствий любого из возможных курсов действий, разрабатываемых применительно к действительно сложной проблеме решения, потребуются многие тома. В проблеме загрязнения воздуха последствия должны охватить такие вопросы, как кто заболел, где, насколько тяжелой была болезнь, когда эти люди поправились, экономические эффекты для каждого человека, связанные с загрязнением воздуха, и все связанные с загрязнением воздуха психологические, физические и экономические последствия. Такой охват был бы полным. Но для процесса принятия решения информация в таком виде бесполезна. Необходимо применение суммарной статистики для того, чтобы превратить это обилие информации в нечто, имеющее полезную и удобную форму. Критерий должен быть всесторонним и измеримым, тогда им сможет воспользоваться лицо, принимающее решение. Критерий является всесторонним, если лицо, принимающее решение, зная значение критерия в определенной ситуации, полностью понимает, в какой степени достигается соответствующая цель. Критерий является измеримым, если он оказывается пригодным как (а) для получения вероятностного распределения его возможных значений для каждой альтернативы или в особых случаях для определения его точного («точечного») значения, так и (б) для количественного описания степени предпочтений лица, принимающего решение, различных возможных значений критерия, например, через функцию полезности или в некоторых случаях хотя бы через упорядочение (ранжирование) возможных значений критерия по их предпочтительности. Более того, мы хотели бы выполнить обе задачи, не затрачивая чрезмерно много времени, денежных средств и усилий. Таким образом, требование всестороннего характера критерия связано с оценкой пригодности критерия с теоретических позиций: даст ли он нам ту информацию, которую мы хотели бы получить, независимо от того, можем ли мы вообще получить ее? А измеримость, в свою очередь, связана с практической стороной дела: сможем ли мы получить необходимые ко-личественные оценки? Всесторонний критерий должен одинаково полно охватывать характерные особенности всех конкретно рассматриваемых альтернативных курсов действий и на него не должны влиять никакие посторонние соображения. Допустим, например, что одной из целей предлагаемого закона, требующего от всех водителей всегда и везде пользоваться ремнями безопасности, является цель «сокращение числа автомобильных катастроф». В этом случае критерий «количество разбитых автомобилей в год» не будет всесторонним, так как трудно разграничить изменения в значении этого критерия, связанные с применением ремней, и воздействием; других факторов, например числа всех дорожно-транспортных, происшествий. Другой пример: допустим, что конечной целью правительственной кампании по борьбе с курением является «улучшение здоровья населения страны». В этом случае критерий «количество-смертиых случаев, вызванных курением» не будет всесторонним, так как он не содержит никаких сведений о тех, кто болен или обречен на инвалидность из-за курения. Во всех случаях, когда мы рассматриваем критерии, связанные с числом больных, раненых и т. д., необходимо помнить о точности (степени агрегированности данных, присущей используемому критерию). Например, в транспортной задаче, где одной из целей будет уменьшение травматизма, критерий «число ранений» не будет точным, так как не ясно определение того, что такое ранение. И это независимо от того, будут ли все ранения считаться (в соответствии с выбранным определением) одинаково значительными. По причине неточности разные люди могут относить зарегистрированное число ранений к различным уровням (Достижения цели) даже в том случае, если они имели доступ к одной и той же информации. Во многих случаях, если цель ясна, выбор критерия не будет трудным. Если целью бизнесмена является максимальное увеличение прибыли, то логически вытекающим критерием будет прибыль, измеряемая в долларах. Знание того, какова прибыль оттого или иного мероприятия, покажет, насколько достигается цель, максимально увеличить прибыль. Если фирма, предоставляющая суда для перевозок грузов, стремится доставить все грузы вовремя, то подходящим критерием может быть время задержки прибытия груза. У врачей главной целью может быть «сохранение жизни пациента», в этом случае подходящим критерием будет «вероятность летального исхода». Задержка в доставке грузов, прибыль, вероятность гибели могут быть выражены в цифрах, тогда как соответствующие цели сами по себе не могут быть определены количественно. 2.2.4. Субъективные шкалы критериев. Многие критерии, которые мы интуитивно находим и начинаем использовать, объективны (в противоположность субъективным) по своей природе. Иначе говоря, для таких критериев уже имеется всем понятная шкала и уровни значений этого критерия могут быть объективно измерены. Однако имеются такие цели, для которых не существует объективного показателя. В этих случаях необходимо вводить субъективные показатели. Рассмотрим такой пример: бизнесмен стремится «максимально увеличить прибыль» и «повысить престиж». Как уже говорилось, очевидным критерием для первой цели будет объективный показатель «прибыль», измеренная в долларах. Но поскольку для престижа никакой объективной шкалы нет, нам нужно построить субъективный показатель для этой цели. Например, на первом этапе можно составить последовательную шкалу из десяти точек от «крайне низкой» до «всемирно прославленной репутации». Затем мы можем попытаться субъективно подобрать последствия (от наихудшего к наилучшему) для нескольких точек на этой шкале. В некоторых случаях нам может понадобиться дать оценку распределений вероятности и установить числовую меру полезности для этой шкалы. Литература по психометрии изобилует примерами составления таких шкал, но там мотивы совершенно отличаются от наших. Тем не менее в этой книге мы воспользуемся именно этой методологической основой. Здесь мы рассмотрим только один пример субъективно составленной шкалы (см. второй пример в п. 7.7.5). Хубер, Серей и Форд (1969) попросили ряд опытных квалифицированных работников большой больницы дать субъективную оценку 12 гипотетическим больничным палатам по шкале от 0 до 100. Полученные результаты, по мнению авторов, показывают, что специалисты могут разработать и использовать весьма надежные субъективные модели оценки. В нашей работе, если бы нам нужно было использовать такую шкалу совместно с другими шкалами при рассмотрении многокритериальной проблемы, необходимо было бы внутренне (т. е. для самих себя) составить эту шкалу таким образом, чтобы внешне она была бы согласована с другими шкалами. Это ведет к проблеме объединенного измерения, которую мы обсудим в гл. 3. Конечно, имеются трудности в использовании субъективно составленных шкал критериев, и <в зависимости от обстоятельств может оказаться важным использовать нереальные крайние случаи, чтобы получить объективную основу. В § 2.5 мы обсудим значение Критериев-заместителей, которые помогают смягчить некоторые из этих трудностей.
|
1 |
Оглавление
|