Главная > Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

8.8. ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Динамическая модель должна была помочь решить, какие правительственные меры должны быть предприняты в 1971 г., чтобы наилучшим образом способствовать достижению выдвинутой глобальной цели: обеспечение качественного воздушного сообщения для Мехико до конца столетия. Согласно этой модели предполагалось, что полный или частичный пересмотр принимаемых сейчас решений может быть сделан только в 1975 или 1976 г., в конце президентского срока. Те действия, которые будут предприниматься в последующем, будут зависеть как от действий, предпринимаемых начиная с 1971 г., так и от важнейших событий, которые могут произойти в период с 1971 по 1976 г. Наш анализ с помощью динамической модели был гораздо менее формальным по сравнению с анализом, основанным на статистической модели, главным образом из-за недостатка времени и сложности общей ситуации.

8.8.1. Альтернативы для 1971 г. Прежде всего мы выделили (исходя из соображений здравого смысла) те разумные альтернативы, которые могли быть приемлемыми для правительства в 1971 г. Эти альтернативы различались между собой в части того, что и где нужно было сразу же начинать строить. Для характеристики объема предполагаемого строительства и связанных с ним мероприятий мы использовали четыре градации, называемые нами «уровнями развития» (минимальный, умеренный, ограниченный и высокий), что привело к появлению 16 альтернатив (см. рис. 8.6). В действительности каждый указанный на рис. 8.6 случай представляет определенный класс конкретных альтернатив. На данном этапе мы умышленно прибегли к огрубленному анализу, чтобы выделить те классы альтернатив, которые заслуживали более детального рассмотрения. Отметим, что две стратегии, определенные в процессе статического анализа, могут быть соотнесены со всеми указанными на рис. 8.6 («номинальными») динамическими альтернативами, кроме И, 12, 15 и 16.

Далее мы более подробно определили имеющиеся альтернативы. Вкратце эти альтернативы для Текококо (на период с 1971 по 1975 гг.) выглядели следующим образом.

Уровень развития:

Минимальный: ограничиться эксплуатацией имеющихся, а также запланированных технических средств безопасности полетов.

Ограниченный: удлинить взлетно-шосадочные полосы, усовершенствовать оборудование для технического обслуживания и

ремонта, выполнять, всю текущую работу по абслужаванию, ввести новые средства безопасности.

Умеренный: вдобавок к тому, что предусмотрено при ограниченном уровне развития, приобрести и подготовить необходимый земельный участок для строительства навой взлетно-посадочной полосы и расширить пассажирские службы.

Рис. 8.6. 16 номинальных динамических альтернатив для 1971 г.

Высокий: построить новую взлетно-посадочную полосу, новые пассажирские службы, улучшить подъезды к аэропорту, т. е. фактически построить совершенно новый аэропорт в Теюскокю.

Точно так же были определены уровни развития для Зумпанго:

Минимальный: по крайней мере приобрести необходимые земельные участки в Зумпанго.

Ограниченный: приобрести земельные участки, построить одну взлетно-посадочную полосу для реактивных самолетов и скромные пассажирские службы.

Умеренный: приобрести земельные участки, построить первую взлетно-посадочную полосу для реактивных самолетов и провести планировку остальных, построить основные пассажирские службы» а также построить выезд на шоссе к Мехико.

Высокий: построить несколько взлетно-посадочных полос для реактивных самолетов, основные пассажирские службы и подъездные пути, т. е. построить новый большой аэропорт в Зумпанго.

8.8.2. Цели. Мы определили четыре основные цели, которые играли главную роль при выборе стратегии развития аэропорта, следующим образом: эффективность, политические последствия, внешние факторы и гибкость различных альтернатив. Компонентами критерия «эффективность» были те же шесть мер эффективности, описанные нами в статической модели. К политическим

последствиям были отнесены последствия, важные для президента, так как он являлся основным лицом, принимающим решение. Сюда же относились политические последствия, существенные с точки зрения МОР, МСТ и аппарата президента. «Гибкость» выражалась в «широте» диапазона возможностей, которые будут у президента на второй стадии процесса принятая решения: какой реальной свободой в принятии решений он будет располагать к концу своего пребывания у власти, т. е. насколько он сможет скорректировать свою первоначальную позицию, занятую ;В 1971 г., после того, как произойдут события, непредвиденные ранее? Наконец, все остальные важные моменты были объединены во «внешние факторы». К ним относилось количество необходимых подъездных путей, распределение федеральных расходов между Мехико и всей остальной страной, распределение расходов на аэропорты и на другие цели, развитие районов за пределами центра Мехико и рост национального престижа, связанный с появлением нового аэропорта.

8.8.3. Сценарии возможного развития событий. Для каждого класса альтернатив были разработаны свои детальные сценарии. Эти сценарии должны были дать общее представление о возможных последствиях выбираемых альтернатив. Сценарии включали в себя: 1) рассмотрение тех принципиально важных событий, которые могли бы произойти в период 1971—1976 гг. и, возможно, повлиять на выбор лучшей стратегии в 1976 г.; 2) оценку вероятности появления подобных событий; 3) реаяацию в стратегическом плане на каждый комплекс «вмешивающихся» событий; 4) описание возможных последствий для каждой последовательности «действие — событие — реакция». События были связаны с такими факторами, как безопасность и воздушные катастрофы, изменение во времени потребностей в воздушных перевозках и количестве обслуживаемых самолетов; технические новшества, тагаие, как глушители шума, разработка новых технологий строительства взлетно-посадочных полос на болотистых почвах; изменение отношения жителей к вопросам охраны окружающей среды; изменение в приоритетности имеющихся проблем, например, национальной готовности согласиться с направлением правительственных ассигнований на нужды строительства аэропорта. На рис. 8.7 схематически представлен один из возможных сценариев.

В (каждом из сценариев был определен характер тех изменений, которые должны быть внесены в стратегию 1971 г. в 1976 г., чтобы учесть те важные события, которые перечислены выше. Например, если мы первоначально выбрали стратегию 6, то тогда самым правильным ответным действием на возрастающее число рейсов и уменьшающуюся при этом безопасность, а кроме того, возрастающую озабоченность шумом и загрязнением воздуха в Мехико будет ускорение строительства в Зумпанго и превращение его в международный аэропорт Мехико. С другой стороны, ответным действием со стороны правительства на сохраняющуюся потребность в аэропорте Текскоко, а также требование со

стороны общественности усилить прежде всего правительственные ассигнования на нужды медицины и образования может быть принятие решения — отложить дальнейшее строительство в Зумпанго до более подходящего времени.

Рис. 8.7. Схема типичного сценария

Допустим теперь, что в 1971 г. была выбрана стратегия 13 и с тех пор значительно возросли потребности в воздушных перевозках, возросла озабоченность жителей состоянием окружающей среды и не появилось никаких технических новшеств, благоприятных для Текскоко (например, новых технологий строительства взлетно-посадочных полос). Тодда в 1976 г. правительство может либо лепно переключиться на вариант двух аэропортов, либо продолжать развивать и расширять Зумпанго. Однако если была избрана стратегия 13, а потребности не изменились так, как это предсказывалось и т. д., то правительство может обнаружить в 1976 г., что не было никакой необходимости в строительстве нового аэропорта. Политический эффект, по всей видимости, будет резко отрицательным, и не будет возможностей для «исправления положения». Иными славами, рассматриваемая альтернатива в данной ситуации не обладает достаточной гибкостью.

Основной целью, преследуемой при подготовке сценариев, было стремление лучше понять те последствия, которыми чреваты решения, принимаемые в 1971 т. Особенно важно это было сделать до начала процесса оценки, который мы опишем далее. В заключение отметим, что определенные действия, предпринимаемые в 1971 г., исключают возможность использования ряда других действий в 1976 г. вне зависимости от событий, которые могут произойти между этими годами.

8.8.4. Первая оценка номинальных альтернатив. В процессе ряда широких обсуждений (в которых участвовали директора управления аэропортов, центра «яатематичесяшх и статистических исследований, ряд сотрудников МОР, а также авторы этой работы) была проведена оценка 16 альтернатив, указанных на рис. 8.6.

Предварительная оценка показала, что 7 из 16 альтернатив могут не приниматься во внимание. Альтернатива 1 не обеспечивала сохранения существующих уровней обслуживания из-за ожидаемого увеличения потребностей. Альтернативы 7, 8, 11, 12, 16 и 16 были нежелательны по той причине, что принимаемое в 1971 г. решение об интенсивном развитии Тексмоко сделает его основным аэропортам на ближайшие годы, в результате чего отпадет необходимость в одновременном строительстве в Зумпанго. Наконец, (поскольку размещение новой взлетной полосы в Текскоко при «умеренном» уровне его развития влечет за собой создание новых пассажирских служб, альтернатива 3 была по сути дела такой же, как и альтернатива 4. Поэтому они были объединены в одну — под номером 4.

На следующем этапе анализа мы попросили сотрудников МОР проранжировать оставшиеся альтернативы (не уточняя их формулировок) с точки зрения их предпочтительности по таким критериям, как гибкость, политические последствия, внешние факторы и эффективность. Результаты отдельных ранжирований, полученные в процессе открытых дискуссий, представляли собой «согласованное» мнение. Если некоторые альтернативы было невозможно «различить» по какому-то критерию, им давался одинаковый рант. При рассмотрении политических последствий и внешних факторов сначала проводилась квантификация их компонентов, а затем устанавливалось общее ранжирование по этим критериям. Ранжирование альтернатив в соответствии с их эффективностью непосредственно вытекало из результатов, полученных с помощью статической модели.

Результаты первой попытки ранжирования альтернатив приведены в табл. 8.3, где меньшая цифра означает (более высокий ранг. Из таблицы видно, что варианты 4, 9, 13 и 14 оказываются хуже остальных альтернатив по итогам их общего ранжирования по четырем основным мерам эффективности. Например, альтернатива 6 лучше альтернативы 14 в отношении всех четырех мер эффективности. Поэтому альтернатива 14, как и альтернативы 4, 9 и 13, могут быть исключены из дальнейшего рассмотрения. Альтернативы, которые не уступали другим, представлены нашими

Таблица 8.3. Предварительная оценка (ранжирование) возможных правительственных решений в 1971 г.

«номинальными» альтернативами (случаями) 2, 5, 6 и 10. Здесь важно заметить, однако, что, прежде чем мы отказались от вышеуказанных доминируемых альтернатив, мы попытались дать им возможность «реабилитировать» себя, несколько завышая их оценки, но даже в этих условиях им не удалось сравняться с лучшими альтернативами.

8.8.5. Завершение анализа динамики возможных действий. Для более тщательного анализа возможных (Правительственных решений необходимо было более точно определить остающиеся альтернативы. Эти альтернативы формулировались следующим образом.

2. В Зумпанго: приобрести лишь необходимые земельные участки для аэропорта. В Текскоко: удлинить две основные взлетно-посадочные полосы, сделать «козырек» над местом посадки пассажиров в самолеты, построить необходимые объекты, связанные с попрузкой и хранением грузов, построить площадку для стоянки самолетов, новую диспетчерскую вышку. Не строить новый пассажирский вокзал.

5А. (Построить одну взлетно-посадочную полосу для реактивных самолетов, некоторые вокзальные службы и небольшую подъездную дорогу в Зумпанго. Закупить достаточно земли, чтобы построить основной международный аэропорт в Зумпанго. В Текскоко проводить только необходимые работы по эксплуатации и улучшить безопасность полетов.

5В. То же, что в альтернативе 5А, кроме одного: приобрести в Зумпанго только такой земельный участок, чтобы он был достаточен лишь для текущего строительства.

6. Удлинить одну взлетно-посадочную лолосу в Текскоко и проделать другие улучшения, перечисленные в альтернативе 2.

Закупить землю для крупного международного аэропорта в Зумпанго и построить одну взлетно-посадочную полосу и некоторые пассажирские сооружения и подъездные пути.

10. Те же самые мероприятия для Текскоко, что и в альтернативе 6. Построить две взлетно-посадочные полосы для реактивных самолетов в Зумпанго, а также основные пассажирские сооружения и подъездные пути в Зумпанго.

Эти пять альтернатив были изучены более подробно и были заново ранжированы. Результаты приведены в табл. 8.4. Так же, как и в предыдущем случае, мы сразу же находим, что альтернатива 6 превосходит альтернативу 10, а каждая из альтернатив 2, 5А и 6 превосходит альтернативу 5В. Таким образом, остаются лишь три альтернативы: 2, 5А и 6.

Таблица 8.4. Окончательная оценка (ранжирование) возможных правительственных решений в 1971 г.

Относительные преимущества этих трех альтернатив на заключительной стадии анализа были субъективно взвешены сотрудниками МОР следующим образом. Альтернатива 6 выше по рангу по эффективности, внешним факторам и политическим последствиям, чем альтернативы 2 или Хотя она хуже в отношении относительной гибкости, она позволяет президенту принять эффективные меры в случае всех тех важных («решающих») событий, которые могут произойти между 1971 и 1976 г., когда должно быть принято решение о второй стадии развития аэропорта. Таким образом, по мнению сотрудников МОР, принимавших участие в работе над проблемой, лучшей альтернативой является альтернатива 6.

1
Оглавление
email@scask.ru