Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
8.8. ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗДинамическая модель должна была помочь решить, какие правительственные меры должны быть предприняты в 1971 г., чтобы наилучшим образом способствовать достижению выдвинутой глобальной цели: обеспечение качественного воздушного сообщения для Мехико до конца столетия. Согласно этой модели предполагалось, что полный или частичный пересмотр принимаемых сейчас решений может быть сделан только в 1975 или 1976 г., в конце президентского срока. Те действия, которые будут предприниматься в последующем, будут зависеть как от действий, предпринимаемых начиная с 1971 г., так и от важнейших событий, которые могут произойти в период с 1971 по 1976 г. Наш анализ с помощью динамической модели был гораздо менее формальным по сравнению с анализом, основанным на статистической модели, главным образом из-за недостатка времени и сложности общей ситуации. 8.8.1. Альтернативы для 1971 г. Прежде всего мы выделили (исходя из соображений здравого смысла) те разумные альтернативы, которые могли быть приемлемыми для правительства в 1971 г. Эти альтернативы различались между собой в части того, что и где нужно было сразу же начинать строить. Для характеристики объема предполагаемого строительства и связанных с ним мероприятий мы использовали четыре градации, называемые нами «уровнями развития» (минимальный, умеренный, ограниченный и высокий), что привело к появлению 16 альтернатив (см. рис. 8.6). В действительности каждый указанный на рис. 8.6 случай представляет определенный класс конкретных альтернатив. На данном этапе мы умышленно прибегли к огрубленному анализу, чтобы выделить те классы альтернатив, которые заслуживали более детального рассмотрения. Отметим, что две стратегии, определенные в процессе статического анализа, могут быть соотнесены со всеми указанными на рис. 8.6 («номинальными») динамическими альтернативами, кроме И, 12, 15 и 16. Далее мы более подробно определили имеющиеся альтернативы. Вкратце эти альтернативы для Текококо (на период с 1971 по 1975 гг.) выглядели следующим образом. Уровень развития: Минимальный: ограничиться эксплуатацией имеющихся, а также запланированных технических средств безопасности полетов. Ограниченный: удлинить взлетно-шосадочные полосы, усовершенствовать оборудование для технического обслуживания и ремонта, выполнять, всю текущую работу по абслужаванию, ввести новые средства безопасности. Умеренный: вдобавок к тому, что предусмотрено при ограниченном уровне развития, приобрести и подготовить необходимый земельный участок для строительства навой взлетно-посадочной полосы и расширить пассажирские службы.
Рис. 8.6. 16 номинальных динамических альтернатив для 1971 г. Высокий: построить новую взлетно-посадочную полосу, новые пассажирские службы, улучшить подъезды к аэропорту, т. е. фактически построить совершенно новый аэропорт в Теюскокю. Точно так же были определены уровни развития для Зумпанго: Минимальный: по крайней мере приобрести необходимые земельные участки в Зумпанго. Ограниченный: приобрести земельные участки, построить одну взлетно-посадочную полосу для реактивных самолетов и скромные пассажирские службы. Умеренный: приобрести земельные участки, построить первую взлетно-посадочную полосу для реактивных самолетов и провести планировку остальных, построить основные пассажирские службы» а также построить выезд на шоссе к Мехико. Высокий: построить несколько взлетно-посадочных полос для реактивных самолетов, основные пассажирские службы и подъездные пути, т. е. построить новый большой аэропорт в Зумпанго. 8.8.2. Цели. Мы определили четыре основные цели, которые играли главную роль при выборе стратегии развития аэропорта, следующим образом: эффективность, политические последствия, внешние факторы и гибкость различных альтернатив. Компонентами критерия «эффективность» были те же шесть мер эффективности, описанные нами в статической модели. К политическим последствиям были отнесены последствия, важные для президента, так как он являлся основным лицом, принимающим решение. Сюда же относились политические последствия, существенные с точки зрения МОР, МСТ и аппарата президента. «Гибкость» выражалась в «широте» диапазона возможностей, которые будут у президента на второй стадии процесса принятая решения: какой реальной свободой в принятии решений он будет располагать к концу своего пребывания у власти, т. е. насколько он сможет скорректировать свою первоначальную позицию, занятую ;В 1971 г., после того, как произойдут события, непредвиденные ранее? Наконец, все остальные важные моменты были объединены во «внешние факторы». К ним относилось количество необходимых подъездных путей, распределение федеральных расходов между Мехико и всей остальной страной, распределение расходов на аэропорты и на другие цели, развитие районов за пределами центра Мехико и рост национального престижа, связанный с появлением нового аэропорта. 8.8.3. Сценарии возможного развития событий. Для каждого класса альтернатив были разработаны свои детальные сценарии. Эти сценарии должны были дать общее представление о возможных последствиях выбираемых альтернатив. Сценарии включали в себя: 1) рассмотрение тех принципиально важных событий, которые могли бы произойти в период 1971—1976 гг. и, возможно, повлиять на выбор лучшей стратегии в 1976 г.; 2) оценку вероятности появления подобных событий; 3) реаяацию в стратегическом плане на каждый комплекс «вмешивающихся» событий; 4) описание возможных последствий для каждой последовательности «действие — событие — реакция». События были связаны с такими факторами, как безопасность и воздушные катастрофы, изменение во времени потребностей в воздушных перевозках и количестве обслуживаемых самолетов; технические новшества, тагаие, как глушители шума, разработка новых технологий строительства взлетно-посадочных полос на болотистых почвах; изменение отношения жителей к вопросам охраны окружающей среды; изменение в приоритетности имеющихся проблем, например, национальной готовности согласиться с направлением правительственных ассигнований на нужды строительства аэропорта. На рис. 8.7 схематически представлен один из возможных сценариев. В (каждом из сценариев был определен характер тех изменений, которые должны быть внесены в стратегию 1971 г. в 1976 г., чтобы учесть те важные события, которые перечислены выше. Например, если мы первоначально выбрали стратегию 6, то тогда самым правильным ответным действием на возрастающее число рейсов и уменьшающуюся при этом безопасность, а кроме того, возрастающую озабоченность шумом и загрязнением воздуха в Мехико будет ускорение строительства в Зумпанго и превращение его в международный аэропорт Мехико. С другой стороны, ответным действием со стороны правительства на сохраняющуюся потребность в аэропорте Текскоко, а также требование со стороны общественности усилить прежде всего правительственные ассигнования на нужды медицины и образования может быть принятие решения — отложить дальнейшее строительство в Зумпанго до более подходящего времени.
Рис. 8.7. Схема типичного сценария Допустим теперь, что в 1971 г. была выбрана стратегия 13 и с тех пор значительно возросли потребности в воздушных перевозках, возросла озабоченность жителей состоянием окружающей среды и не появилось никаких технических новшеств, благоприятных для Текскоко (например, новых технологий строительства взлетно-посадочных полос). Тодда в 1976 г. правительство может либо лепно переключиться на вариант двух аэропортов, либо продолжать развивать и расширять Зумпанго. Однако если была избрана стратегия 13, а потребности не изменились так, как это предсказывалось и т. д., то правительство может обнаружить в 1976 г., что не было никакой необходимости в строительстве нового аэропорта. Политический эффект, по всей видимости, будет резко отрицательным, и не будет возможностей для «исправления положения». Иными славами, рассматриваемая альтернатива в данной ситуации не обладает достаточной гибкостью. Основной целью, преследуемой при подготовке сценариев, было стремление лучше понять те последствия, которыми чреваты решения, принимаемые в 1971 т. Особенно важно это было сделать до начала процесса оценки, который мы опишем далее. В заключение отметим, что определенные действия, предпринимаемые в 1971 г., исключают возможность использования ряда других действий в 1976 г. вне зависимости от событий, которые могут произойти между этими годами. 8.8.4. Первая оценка номинальных альтернатив. В процессе ряда широких обсуждений (в которых участвовали директора управления аэропортов, центра «яатематичесяшх и статистических исследований, ряд сотрудников МОР, а также авторы этой работы) была проведена оценка 16 альтернатив, указанных на рис. 8.6. Предварительная оценка показала, что 7 из 16 альтернатив могут не приниматься во внимание. Альтернатива 1 не обеспечивала сохранения существующих уровней обслуживания из-за ожидаемого увеличения потребностей. Альтернативы 7, 8, 11, 12, 16 и 16 были нежелательны по той причине, что принимаемое в 1971 г. решение об интенсивном развитии Тексмоко сделает его основным аэропортам на ближайшие годы, в результате чего отпадет необходимость в одновременном строительстве в Зумпанго. Наконец, (поскольку размещение новой взлетной полосы в Текскоко при «умеренном» уровне его развития влечет за собой создание новых пассажирских служб, альтернатива 3 была по сути дела такой же, как и альтернатива 4. Поэтому они были объединены в одну — под номером 4. На следующем этапе анализа мы попросили сотрудников МОР проранжировать оставшиеся альтернативы (не уточняя их формулировок) с точки зрения их предпочтительности по таким критериям, как гибкость, политические последствия, внешние факторы и эффективность. Результаты отдельных ранжирований, полученные в процессе открытых дискуссий, представляли собой «согласованное» мнение. Если некоторые альтернативы было невозможно «различить» по какому-то критерию, им давался одинаковый рант. При рассмотрении политических последствий и внешних факторов сначала проводилась квантификация их компонентов, а затем устанавливалось общее ранжирование по этим критериям. Ранжирование альтернатив в соответствии с их эффективностью непосредственно вытекало из результатов, полученных с помощью статической модели. Результаты первой попытки ранжирования альтернатив приведены в табл. 8.3, где меньшая цифра означает (более высокий ранг. Из таблицы видно, что варианты 4, 9, 13 и 14 оказываются хуже остальных альтернатив по итогам их общего ранжирования по четырем основным мерам эффективности. Например, альтернатива 6 лучше альтернативы 14 в отношении всех четырех мер эффективности. Поэтому альтернатива 14, как и альтернативы 4, 9 и 13, могут быть исключены из дальнейшего рассмотрения. Альтернативы, которые не уступали другим, представлены нашими Таблица 8.3. Предварительная оценка (ранжирование) возможных правительственных решений в 1971 г.
«номинальными» альтернативами (случаями) 2, 5, 6 и 10. Здесь важно заметить, однако, что, прежде чем мы отказались от вышеуказанных доминируемых альтернатив, мы попытались дать им возможность «реабилитировать» себя, несколько завышая их оценки, но даже в этих условиях им не удалось сравняться с лучшими альтернативами. 8.8.5. Завершение анализа динамики возможных действий. Для более тщательного анализа возможных (Правительственных решений необходимо было более точно определить остающиеся альтернативы. Эти альтернативы формулировались следующим образом. 2. В Зумпанго: приобрести лишь необходимые земельные участки для аэропорта. В Текскоко: удлинить две основные взлетно-посадочные полосы, сделать «козырек» над местом посадки пассажиров в самолеты, построить необходимые объекты, связанные с попрузкой и хранением грузов, построить площадку для стоянки самолетов, новую диспетчерскую вышку. Не строить новый пассажирский вокзал. 5А. (Построить одну взлетно-посадочную полосу для реактивных самолетов, некоторые вокзальные службы и небольшую подъездную дорогу в Зумпанго. Закупить достаточно земли, чтобы построить основной международный аэропорт в Зумпанго. В Текскоко проводить только необходимые работы по эксплуатации и улучшить безопасность полетов. 5В. То же, что в альтернативе 5А, кроме одного: приобрести в Зумпанго только такой земельный участок, чтобы он был достаточен лишь для текущего строительства. 6. Удлинить одну взлетно-посадочную лолосу в Текскоко и проделать другие улучшения, перечисленные в альтернативе 2. Закупить землю для крупного международного аэропорта в Зумпанго и построить одну взлетно-посадочную полосу и некоторые пассажирские сооружения и подъездные пути. 10. Те же самые мероприятия для Текскоко, что и в альтернативе 6. Построить две взлетно-посадочные полосы для реактивных самолетов в Зумпанго, а также основные пассажирские сооружения и подъездные пути в Зумпанго. Эти пять альтернатив были изучены более подробно и были заново ранжированы. Результаты приведены в табл. 8.4. Так же, как и в предыдущем случае, мы сразу же находим, что альтернатива 6 превосходит альтернативу 10, а каждая из альтернатив 2, 5А и 6 превосходит альтернативу 5В. Таким образом, остаются лишь три альтернативы: 2, 5А и 6. Таблица 8.4. Окончательная оценка (ранжирование) возможных правительственных решений в 1971 г.
Относительные преимущества этих трех альтернатив на заключительной стадии анализа были субъективно взвешены сотрудниками МОР следующим образом. Альтернатива 6 выше по рангу по эффективности, внешним факторам и политическим последствиям, чем альтернативы 2 или
|
1 |
Оглавление
|