Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Мы рассматривали две взаимодействующие системы, из которых вторая была измерительным прибором. Но, чтобы можно было в результате измерения получить точное значение некой величины, характеризующей первую систему, нужно, чтобы взаимодействие было особого рода. Другими словами, не всякое взаимодействие пригодно для измерения определенной величины, характеризующей первую систему. В самом деле, мы видели, что, констатировав (макроскопическим путем) состояние второй системы после измерения, можно установить, что первая система находится в некотором чистом состоянии. Но, поскольку в чистом состоянии физическая величина, вообще говоря, не имеет точного значения, мы в общем случае не получим значения интересующей нас величины первой системы. Пусть \( A \) — физическая величина первой системы, которую мы хотим измерить. Возьмем в качестве базисных функций первой системы функции \( u_{k}(x) \), являющиеся собственными функциями наблюдаемой \( A \). Для того чтобы прибор был пригоден для измерения величины \( A \), должна существовать некая величина \( B \) второй системы (например, положение стрелки на шкале), такая, что если \( v_{\rho}(y) \) — ее собственные функции, то волновая функция \( \Psi \) полной системы после взаимодействия будет иметь вид T.e. Тогда можно установить взаимно однозначное соответствие между \( v \) и \( u \) (скажем, между положением стрелки прибора и величиной \( A \) ). Вычислим при таком предположении \( P_{1} \) Имеем откуда так что Следовательно \( P_{1} \) — диагональная матрица, диагональные элементы которой равны \( \left|C_{k}\right|^{2} \). Легко видеть, что матрица \( P_{\mathrm{II}} \) тождественна матрице \( P_{\mathrm{I}} \). Итак, мы получаем смесь состояний, каждому из которых соответствуют два значения \( \alpha_{k} \) и \( \beta_{k} \), находящиеся между собой во взаимно-однозначном соответствии, причем вероятность пары значений \( \alpha_{k}, \beta_{k} \) равна \( \left|C_{k}\right|^{2} \). Таким образом, констатация значения \( \beta_{k} \) величины \( B \) (положения стрелки прибора) позволяет приписать величине \( A \) значение \( \alpha_{k} \), т.е. измерить ее. Констатация, которую мы считаем осуществимой макроскопически (путем прямого восприятия или регистрации при помощи прибора), уточняет то, что нам известно о величине \( A \), показывая, какое из значений величины \( A \) в смеси, возникшей в результате взаимодействия, реализуется на самом деле. Посмотрим теперь, при каких условиях требование (21) относительно вида функции \( \Psi \) может быть действительно выполнено. Предположим, что до измерения система II находится в состоянии \( v_{0}(y) \), а система I — в состоянии \( u_{k}(x) \). Тогда волновая функция полной системы имеет начальное значение так что измерение величины \( A \) будет возможно. Далее мы приведем пример такого рода. Важно, чтобы констатация конечного состояния измерительного прибора могла быть осуществлена макроскопически — путем прямого отсчета положения стрелки на шкале или в результате срабатывания электронного счетчика при попадании в него электрона и т.д. Это мы тоже увидим в рассматриваемом далее, примере. Эволюция волновой функции \( \Psi \) для всей системы протекает непрерывно в процессе измерения, причем полная система остается в чистом состоянии, а состояние каждой подсистемы становится определенным смешанным состоянием. Разрыв непрерывности происходит и возникает новая ситуация, когда наблюдатель, констатируя состояние системы II, приписывает системе I волновую функцию, соответствующую вполне определенному значению величины \( A \). Мы видим, что именно сознание наблюдателя, констатирующего состояние измерительного прибора, дает возможность свести смесь состояний изучаемой системы, возникшую в результате взаимодействия, к одной из ее составляющих. Этот очень тонкий вопрос о роли сознания наблюдателя подробно разбирался, в частности, фон Нейманом. Я приведу резюме его анализа, которое было дано Лондоном и Бауэром в их работе, опубликованной в одном из выпусков “Actualités scientifiques\». Рассмотрим три системы: изучаемый объект \( x \), измерительный прибор \( y \) и наблюдателя \( z \), образующие единую полную систему. Опишем ее волновой функу ией Но најлюдатель стоит на другой точке зрения: для него к внешней объективной реальности относятся лишь объект \( x \) и измерительный прибор. Сам же он находится в совершенно особом положении, так как обладает сознанием или способностью интроспекции, что дает ему возможность непосредственно знать свое состояние. Именно в силу такого непосредственного знания он считает себя вправе создать свою собственную объективность, разорвав цепь статистических связей, выражаемых функцией \( \Psi \), и констатировав: «я нахожусь в состоянии \( w_{k} \), значит, измерительный прибор находится в состоянии \( v_{k} \), а объект — в состоянии \( u_{k} \), что позволяет приписать определенное значение величине \( A \), для которой \( u_{k} \) — собственная функция, т.е. измерить величину \( A » \) ». Необходимо отметить, что причиной квантовых неопределенностей нельзя считать неопределенности в состоянии наблюдателя. Даже если допустить, что наблюдатель может точно учесть свое состояние, т.е. если, например, он совершенно не делает (субъективной) ошибки при отсчете показания прибора, то все-таки останутся квантовые неопределенности, связанные с невозможностью найти систему собственных функций \( u_{k}(x) \), общую для двух некоммутирующих величин. Отсюда ясно, в чем состоит различие между квантовой неопределенностью и простой ошибкой наблюдения. Мы видим, сколь глубока и трудна проблема изложенной интерпретации процесса измерения. В связи с ней возникают самые разнообразные философские вопросы, которые полностью еще не решены. В частности, она показывает (как неоднократно подчеркивал Бор), насколько трудно в квантовой теории провести точную границу между объективным и субъективным, поскольку объективное в какой-то степени создается сознанием наблюдателя. Один из деликатных моментов такой интерпретации состоит в следующем: если объективная реальность создается сознанием наблюдателя, то не меняется ли такая реальность от одного наблюдателя к другому? Несомненно, что этого нет, так как иначе никакая коллективная наука, никакая наука, общая для всех людей, не была бы возможна. В связи с этим необходимо отметить, что констатация, позволяющая провести измерение, — это констатация макроскопическая, которая не влияет на наблюдаемые явления: так, например, отсчет положения стрелки по шкале прибора является макроскопической констатацией, и взгляд, который наблюдатель бросает на шкалу прибора, чтобы определить положение стрелки, не оказывает влияния на саму систему. Поэтому ничто не мешает другим наблюдателям также провести аналогичные операции, и опыт показывает, что с точностью до ошибок наблюдения все наблюдатели приходят к одному и тому же результату. Это обстоятельство дает возможность отвлечься от личности наблюдателя и создать объективную науку. Короче говоря, в смешанном состоянии, которое возникает при взаимодействин изучаемого объекта с измерительным прибором, имеется только одна возможность, которую обнаруживают реализованной все наблюдатели. Еще раз вернемся к рассуждениям Лондона и Бауэра. В классической физике считается, что система обладает в каждый момент однозначной непрерывно изменяющейся совокупностью свойств, которые определяются измеряемыми величинами, имеющими вполне определенные значения. Именно возможность установления этой непрерывности и эта точность в определении величин, характеризующих систему, рассматривалась, вообще говоря, как доказательство того, что физика изучает «объективную реальность», свойства которой не зависят от наблюдателя. В противоположность этому в квантовой микрофизике объект выступает как носитель не точно измеримых величин, а совокупностй потенциально возможных статистических распределений, характеризующих измеряемые величины, распределений, каждое из которых вступает в силу лишь с момента измерения соответствующей величины. Если отвлечься от всех измерений, то не имеет смысла считать, что величины, сопоставляемые с объектами, имеют определенные значения. Мы видели (в частности, это следует из общих рассуждений фон Неймана), что это не позволяет делать математическая форма вероятностных распределений, поскольку ни в одном состоянии объекта все величины одновременно не могут быть без дисперсии. Это не мешает нам предсказывать и интерпретировать результаты экспериментов. Квантовая теория учит нас, каким образом мы можем приготовить чистое состояние для некой величины, т.е. состояние, в котором повторные измерения рассматриваемой величины дают один и тот же результат. Она также говорит нам, каким образом нужно проводить измерения для проверки теоретических предсказаний. Квантовая теория чрезвычайно хорошо приспособлена для изучения проблем, которые ставит опыт, и не дает ответа на надуманные вопросы, которые не имеют отношения к опыту. В квантовой микрофизике понятие объективности оказывается несколько иным, нежели в классической физике. Здесь уже больше нельзя видеть объективность в возможности всегда приписать величинам, сопоставляемым с объектом, вполне определенные значения. Здесь в понятие объективности входят: наличие соответствующих свойств объекта в момент опыта, возможность получения для измеряемых величин значений, соответствующих статистическим предсказаниям теории, и одинаковые результаты констатации для всех наблюдателей в момент измерения. В предельном случае макроскопических явлений мы, естественно, приходим к классическому понятию объективности \( { }^{1} \). ханику, которые уже более 20 лет считаются общепринятыми и которые мы, следуя работам фон Неймана и их краткому изложению Бауэра и Лондона, попытались развить, доведя до крайних логических выводов. Несомненно, что все эти представления, столь Не останавливаясь больше на этих вопросах, о которых можно очень много говорить, мы на одном примере поясним суть процесса измерения физической величины.
|
1 |
Оглавление
|