Главная > Вибрации в технике, Т. 4. Вибрационные процессы и машины
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

2. ВИБРАЦИОННЫЕ ТРАМБОВКИ

Совместное влияние вынуждающего воздействия и силы тяжести или силы упругости специальных пружин приводит исполнительный орган этих машин в вибрационное движение, сопровождающееся периодическими ударами о поверхность среды, в результате чего происходит ее уплотнение.

Рис. 1. Схемы ручных трамбовок: а — в — пружинного типа с кривошипно-шатунным механизмом; е, д - компрессионно-вакуумного типа с кривошипио-шатунным механизмом; взрывного типа

Ручные трамбовки подразделяют на легкие массой до которые можно вручную переставлять с одного места на другое, и тяжелые массой от 30 до которые во время уплотнения удерживают руками в рабочем положении. Схемы ручных трамбовок приведены на рис. 1 [5]. На рис. показаны схемы легких ручных трамбовок с кривошипно-шатунным механизмом 1, из них на рис. трамбовки пружинного типа, а на рис. компрессионно-вакуумного типа. В схеме на рис. 1, а нижняя головка шатуна шарнирно соединена с подвижным стаканом 2, в котором между двумя пружинами 3 зажат фланец трамбующего органа 4. Направление движения стакана обеспечено внутренней поверхностью корпуса 5,

а штока — отверстиями в нижних крышках стакана и корпуса. Вращение кривошипа вызывает колебания стакана относительно корпуса, удерживаемого за рукояти. Через пружины колебания передаются трамбующему органу, башмак которого периодически ударяется о поверхность уплотняемого материала.

Схема на рис. 1, б отличается от схемы на рис. 1, а только наличием четырех пружин 3, которые попарно расположены на шпильках 7 между траверсой 6 сверху и упорными шайбами снизу. В рассмотренных двух схемах использованы пружины сжатия, а в схеме на рис. 1, в установлена одна пружина растяжения-сжатия 3, расположенная между ползуном 8 и фланцем штока трамбующего органа.

Ручные трамбовки компрессионно-вакуумного типа часто выполняют по схеме, изображенной на рис. где кривошипно-шатунный механизм приводит в колебательное движение подвижный цилиндр 9, в котором перемещается поршень трамбующего органа.

Рис. 2. Схемы трамбовок с центробежными вибровозбудителями направленного действия: с ударами поддона по грунту; с ударами бойка ударной части по наковальне поддона

При ходе цилиндра вверх в его полости над поршнем возникает вакуум, тянущий трамбующий орган. При ходе цилиндра вниз в этой полости возникает компрессия, толкающая трамбующий орган вниз. Отсутствие пружин облегчает машину и повышает ее надежность, но такую трамбовку необходимо непрерывно поддерживать во избежание оседания вплоть до соприкосновения крышки подвижного цилиндра со штоком.

Все рассмотренные трамбовки могут быть самопередвигающимися: благодаря подпрыгиванию трамбующего органа после каждого удара они перемещаются в сторону наклона корпуса. Это свойство отсутствует у трамбовки (рис. 1,5), у которой поршень 10 не связан со штоком трамбующего органа, а выполнен в виде бойка, периодически ударяющего по штоку. Эту трамбовку надо вручную переставлять на новое место.

У тяжелых ручных трамбовок взрывного типа (рис. 1, е) для запуска поршень 14 рукоятью 15 несколько приподнимают в цилиндре 11 и опускают. Благодаря этому в полость поршня через клапан 12 поступает горючая смесь. Вспышку (взрыв) горючей смеси вызывает электрическая искра. Образующиеся газы посылают поршень вниз, а цилиндр, выполненный заодно с корпусом трамбовки, — вверх; при этом пружина 17 штока 18 трамбующего органа увлекает последний также вверх. Затем трамбовка падает, уплотняя грунт В это время пружина 16 подбрасывает поршень вверх; последний выталкивает отработанные газы через клапан 13 и, падая, снова засасывает горючую смесь.

По указанному принципу работают и гораздо более тяжелые самопсредвигающиеся трамбовки массой от 0,1 до Удельный ударный импульс таких трамбовок частота ударов — от 120 до 80 в минуту, глубина уплотнения связных грунтов — от 0,4 до 0,7 м (нижние пределы относятся к легким машинам, верхние — к тяжелым). Высота прыжков трамбующего органа, зависящая от плотности и других свойств грунта, обычно составляет от 0,25 до Постоянный наклон оси цилиндра обеспечивает продвижение на при каждом прыжке [4].

В вибротрамбовках большой группы используют центробежные вибровозбудители (см. гл. XIV). Известно много схем таких машин. Схемы трамбовок с двухваль-ным центробежным вибровозбудителем приведены на рис. 2, из них на рис. буксируемые вибротрамбовки и на рис. буксируемые навесные [1]. При надлежащем конструктивном исполнении трамбовки (см. рис. могут быть самопередвигающимися. На рис. поддон 2 периодически подпрыгивает над грунтом 3 и, падая, уплотняет его. На рис. 2, а вибровозбудитель 1 жестко соединен с поддоном; трамбовка сцепным устройством 4 присоединена к тягачу. На рис. 2, б дополнительный груз 5 связан с поддопом пружинами 6. Этим грузом может быть Двигатель вибровозбудителя, и тогда назначают низкую жесткость пружин для обеспечения виброизоляции. В иных случаях жесткость выбирают из условий максимизации размахов колебаний поддона. Этим же критерием руководствуются при проектировании схемы, изображенной на рис. 2, в, где к поддону прикреплен груз 7, а вибровозбудитель связан с поддоном пружинами.

На рис. поддон с присоединенным к нему вибровозбудителем навешен на кронштейне 9 тягача 8 с помощью пружин 6, призванных увеличить ударные импульсы поддона. Сила тяги передается через сцепное устройство 10. На рис. указанные пружины соединяют поддон с грузом, а последний соединен с кронштейном тягача податливыми виброизолирующими пружинами 11.

На рис. поддон непрерывно сохраняет контакт с поверхностью грунта, а уплотнения достигают ударами бойка 12 по наковальне 13 поддона. Боек связан с вибровозбудителем (рис. или с грузом, который расположен между поддоном и вибровозбудителем (рис. 2, ж) либо над вибровозбудителем (рис. 2, з). В последнем случае боек проходит сквозь отверстие в вибровозбудителе.

Навесные многосекционные виброуплотнителп применяют для уплотнения несвязных грунтов и гравийно-щебеночных оснований. Они состоят из четырех, шести или 12 виброплит, представляющих собой поддоны с жестко присоединенными к ним Двухвальными дебалансными вибровозбудителями со встроенными электродвигателями. При числе виброплит четыре или шесть их устанавливают в один ряд, а при 12 — в два ряда. Такие виброуплотнители при работе на гравийно-щебеночных дорожных основаниях показывают более высокие производительность и качество уплотнения, чем самоходные катки. К тому же в отличие от катков они не дробят уплотняемый материал.

Помимо двухвальных дебалансных вибровозбудителей направленного действия, на трамбовках иногда устанавливают трехвальные, четырехвальные и маятниковые вибровозбудители. На самопередвигающихся вибротрамбовках в отдельных случаях монтируют одновальные вибровозбудители кругового действия, но обычно используют вибровозбудители направленного действия, причем направление вынуждающей силы наклонено в сторону движения машины. Как правило, предусматривают возможность на ходу изменять угол наклона с целью изменения скорости самопередвижения и для осуществления реверса. В некоторых конструкциях обеспечена возможность плавного изменения статического момента массы дебалансов и их угловой скорости.

Самопередвигающиеся вибрационные трамбовки с дебалансным виброприводом чаще применяют по одиночке, но иногда в сцепе от двух до четырех трамбовок, расположенных параллельно. Масса таких трамбовок частота вибровозбудителей 400—700 кол/мин, амплитуда вынуждающей силы максимальная скорость передвижения

Известна конструктивная схема буксируемой вибротрамбовки, похожая на схему, представленную на рис. 1, а, и отличающаяся тем, что отсутствуют пружины 3, а нижняя головка шатуна шарнирно соединена непосредственно с трамбующим

органом 4. При соударении башмака трамбующего органа с поверхностью грунта ударные импульсы передаются шатуну, маховику кривошипа и корпусу трамбовки. В результате этого шатун и маховик кривошипа воспринимают ударные воздействия.

Поддоны вибротрамбовок в плане обычно имеют прямоугольную форму, причем ширина В поддона должна быть больше требуемой толщины уплотняемого слоя. Длина поддона [3, 6]

где скорость передвижения поддона; частота вращения дебалансов; число оборотов дебалансов за период ударов; число ударов по одному месту, необходимое для достижения требуемого уплотнения; для несвязных грунтов н- 5000. Масса машины

где ускорение свободного падения; статическое давление поддона трамбовки на грунт, которое принимают равным для очень влажных песков, для песков средней влажности и для супесчаных грунтов средней влажности.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru