2. РАЗГРУЗОЧНО-ПОГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ [4-8, 16]
Разгрузка и погрузка кусковых и сыпучих материалов. Среди способов механизации разгрузки полувагонов со смерзшимися сыпучими грузами вибрационный способ имеет ряд существенных преимуществ, значительную скорость и низкую стоимость разгрузки, возможность работы без причинения ущерба подвижному составу.
Простейший вибрационный разгрузчик содержит двухвальный дебалансный вибровозбудитель со встроенными асинхронными электродвигателями, который жестко соединен с плитой, снабженной рыхлящими штырями. С помощью виброизолирующей подвески машину навешивают на крюк крана, который ставит ее на поверхность подлежащего разгрузке материала. После открытия люков полувагона включают вибровозбудитель, штыри погружаются в смерзшийся материал, вызывая его растрескивание, дробление, рыхление и обрушение в люки. После разгрузки одного участка полувагона машину переставляют на следующий участок. При суммарной мощности двух электродвигателей
амплитуде вынуждающей силы
частоте 1440 кол/мин и массе
вибрационный разгрузчик обеспечивает разгрузку
смерзшегося, не очень влажного материала.
Рис. 7. Схема разгрузочной машины
Если смерзшийся сыпучий груз представляет собой сплошной монолит, то целесообразно использовать ударно-вибрационные разгрузочные машины. Одна из схем таких машин изображена на рис. 7. Вибровозбудитель 4 пружинами связан с плитой, несущей штыри 2, рыхлящие смерзшийся груз в полувагоне 1. С помощью канатов 5 кран устанавливает машину. Работа вибровозбудителя вызывает периодические удары бойков 3 по наковальням плиты. В зависимости от настройки удары бойков могут происходить либо одновременно, либо поочередно.
Существует несколько конструкций вибрационных установок для выгрузки сыпучих материалов из крытых вагонов. Одна из них представляет собой вибрационную платформу, на рельсы которой накатывают подлежащий разгрузке вагон. После жесткого скрепления вагона с платформой и отъединения последней от подъездного
пути открывают среднюю дверь с одной стороны вагона, наклоняют платформу на 10° в сторону открытой двери и включают дебалансный вибровозбудитель платформы, который возбуждает вынуждающую силу, направленную вдоль вагона. Благодаря шарнирно-рычажной подвеске продольная вибрация вагона сопровождается его покачиваниями, сыпучий материал движется по направлению к середине вагона и выгружается в открытую дверь.
Применение вибрации при погрузке кусковых материалов (руды, пустой породы, угля, щебня и т. п.) приводит к снижению силы внедрения исполнительного органа в погружаемый материал, что позволяет уменьшить массу погрузочных машии и повысить их производительность. Схемы погрузочных машин приведены на рис. 8, а — с вибрирующим черпающим ковшом; б - с вибрирующим гребком, в — с боковыми нагребающими лапами и вибрирующим носком; г - с вибрирующим лотком. Производительность таких машин
наибольшая крупность кусков погружаемого материала
частота вибрации 500—1000 кол/мин, амплитуда перемещения вибрирующего рабочего органа
мощность двигателя вибровозбудителя
Рис. 8. Схемы погрузочной машины
Рис. 9. Схема машины для укладки и уплотнения рыбы
Уплотнение транспортируемых материалов. Для уплотнения укладываемой в тару соленой и свежей рыбы широко применяют различные безударные вибрационные и ударно-вибрационные машины, сообщающие таре прямолинейные вертикальные или горизонтальные колебания. Такие машины обеспечивают быстрое и достаточно плотное заполнение тары при сохранении товарного вида рыбы. Подлежащая укладке и уплотнению рыба непрерывно подается питателем в вибрирующую тару. Одна из таких машин изображена на рис. 9. На станине 2 установлен электродвигатель 1, сообщающий движение эксцентриковому виброприводу 6. Последний вызывает горизонтальные колебания рамы 5. На раму устанавливают бочку, которую закрепляют между подвижной 4 и неподвижной 3 щеками зажимного устройства. Зажимающее усилие создает показанный слева пневмоцилиндр Амплитуда перемещения бочки около
частота около 10 Гц, производительность машины 20—25 бочек в час.
Вибрацию используют для уплотнения различных сыпучих, кусковых и штучных материалов, укладываемых в различную тару (мешки, пакеты, коробки, банки, контейнеры, ящики, бочки и т. д.), а также погружаемых непосредственно в емкости транспортных средств.