11.8. Анализ цифровых фильтров
В этом разделе приведен простой метод анализа схем цифровых фильтров. Этот метод аналогичен анализу аналоговых схем по методу узловых напряжений. В действительности он обладает многими отличительными особенностями, а именно: простотой формулировки, легкостью машинного исполнения, эффективностью вычисления благодаря применимости разреженных матриц.
Рассмотрим цифровую схему
с одним входом и одним выходом, содержащую
узлов и
ветвей. Пусть узел 0 является входным узлом (или источником), узел
— выходным (или стоком), а
— переменной, относящейся к выходу сумматора в узле а при
Пусть также
— входная, а
выходная последовательность и, наконец,
-
-преобразование последовательности
для
В каждом узле а запишем узловое уравнение, описывающее взаимодействие сигналов ветвей, подходящих к узлу а, где
. В результате получим систему из
алгебраических комплексных уравнений
где
-
-матрица, содержащая характеристики ветвей,
-вектор,
— входной сигнал,
-вектор, состоящий из
узловых переменных:
Решая уравнение (11.185) относительно
получаем
Выходное уравнение можно получить, добавив уравнение в узле
где
-
-вектор-строка и
— скалярная величина. Подстановка уравнения (11.186) в выражение (11.187) дает
— передаточная функция схемы. Следует отметить, что передаточную функцию
[или частотную характеристику
схемы можно получить, находя
при входном воздействии
[или
для всех 0].
Пример 11.21. Найти частотную характеристику и передаточную функцию схемы, приведенной на рис. 11.19.
Решение. Поскольку задачей является нахождение частотной характеристики и передаточной функции схемы, то необходимо положить все начальвые условия схемы равными нулю. Если функция
является
-преобразованием
Рис. 11.19 Схема цифрового фильтра.
узловой последовательности в узле
при
, то узловые уравнения имеют вид
или
Выходное уравнение определяется как
Решая уравнение (11.189) для
и подставляя результат в последнее соотношение, получаем
Следовательно, передаточная функция и частотная характеристика схемы на рис. 11.19, определяются следующими соотношениями:
ЛИТЕРАТУРА
(см. скан)