мы сможем приближенно записать уравнение авторулевого с жесткой обратной связью в виде:
Рис. 404. (см. скан) Схема и блок-схема двухпозиционного авторулевого с жесткой обратной связью. 1 — судно; 2 — курсовой гироскоп (гирокомпас); 3 — электрозолотник; 4 — реле; 5 — рулевая машинка; 6 — бортовая электрическая сеть; 7 — руль; 5— рычаг жесткой обратной связи; 9 — концевые выключатели.
Тогда в переменных
уравнения движения судна с двухпозиционным авторулевым с жесткой обратной связью запишутся следующим образом:
где
приведенный коэффициент обратной связи.
Фазовая плоскость системы
разбивается прямыми
на три области:
(рис. 405). Областью, в которой
(руль переложен в крайнее левое положение) и, следовательно,
очевидно, является область
В этой области уравнениями движения системы будут уравнения (8.55). Областью, где
(руль переложен в крайнее правое положение) и
является область (II):
В полосе —
(в области
не может равняться ни
ни —1 (руль не может занимать ни одного из крайних положений); поэтому там
электрозолотник находится в нейтральном положении в то время, как руль плавно перемещается, занимая промежуточные между крайними положения:
Рис. 405.
Это — также скользящий режим, который теперь (при наличии жесткой обратной связи) имеет место не на отрезке некоторой прямой, а на целой полосе
фазовой плоскости. Поэтому, в отличие от авторулевого со скоростной коррекцией, в авторулевом с жесткой обратной связью скользящий режим возникает при каждой перекладке руля или, иначе говоря, все перемещения руля совершаются авторулевым, работающим в скользящем режиме.
В реальном двухпозиционном авторулевом с жесткой обратной связью скользящий режим состоит в частых включениях и выключениях рулевой машинки, приводящих к перемещению руля малыми порциями, — по закону, близкому к (8.62). Происходит это следующим образом. При изменении курса электрозолотник включает в нужную
сторону рулевую машинку. Последняя перемещает руль и одновременно через жесткую обратную связь — контактные пластины электрозолотника, что приведет к выключению рулевой машинки через небольшой промежуток времени. Затем дальнейшее изменение курса вызовет новое кратковременное включение рулевой машинки и т. д. Частота включений и выключений рулевой машинки определяется запаздыванием срабатывания авторулевого (включая релейное устройство) и инерционностью самой рулевой машинки, т. е. теми факторами, которые действуют в любом реальном авторулевом и которыми мы пренебрегали в настоящем параграфе. Эта частота тем больше, чем меньше указанные факторы. Наша идеализация скользящего режима, выразившаяся в доопределении (8.62) уравнений авторулевого, получается как предельная при стремлении к нулю запаздывания авторулевого и инерционности рулевой машинки.
Рис. 406.
Заметим, что доопределение скользящего режима (8.62) можно получить и предельным переходом от непрерывной характеристики авторулевого, изображенной на рис. 406. Для такой характеристики при
где
откуда в пределе при
получим
Изменения курса корабля во время скользящего режима авторулевого (в области (III) на фазовой плоскости) в силу первого уравнения (8.61) и уравнения (8.62) описываются линейным уравнением
т. е. эти изменения курса будут всегда затухающими, причем затухание будет осцилляторным при
и апериодическим при
(наибольшая скорость затухания будет, очевидно, при
На рис. 405 изображено разбиение на траектории фазовой плоскости системы судно
двухпозиционный авторулевой с жесткой обратной связью. Можно показать, например, путем сведения задачи к некоторому точечному преобразованию прямой в прямую, что все траектории при
стремятся к устойчивому состоянию равновесия
Это означает, что судно при любых начальных условиях будет выходить на заданный курс, причем на последнем этапе
это установление курса происходит при работе авторулевого в скользящем режиме.