Главная > Общий курс физики. Т. III. Электричество (Сивухин Д. В.)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

1. Как уже неоднократно говорилось, в металлах носителями тока являются свободные электроны, т.е. электроны, сравнительно слабо связанные с ионами кристаллической решетки металла. Ионы в металлах не участвуют в переносе электричества. Если бы это было не так, то прохождение электрического тока через металл сопровождалось бы электролизом и связанным с ним переносом вещества. На самом деле этого не наблюдается. К. Рике $(1845-1915)$ в течение года пропускал электрический ток через три поставленные друг на друга цилиндра медный, алюминиевый и снова медный. Несмотря на то, что общий заряд, прошедший через эти цилиндры в течение указанного времени, достигал примерно 3,5 миллиона кулонов, никакого проникновения металлов друг в друга обнаружено не было и масса цилиндров сохранялась с точностью до $\pm 0,03$ мг.
2. Еще более определенные заключения о природе носителей тока в металлах позволяют сделать опыты с возбуждением электрического тока силами инерции. Для уяснения идеи таких опытов рассмотрим тонкое проволочное кольцо, неравномерно вращающееся вокруг своей геометрической оси. При всяком ускорении вращения свободные электроны будут отставать, а при замедлении – опережать ионы кристаллической решетки кольца. Возникнет движение электронов относительно кристаллической решетки, т. е. электрический ток. Для количественного описания явления перейдем к системе отсчета, вращающейся вместе с кольцом. В этой системе отсчета появится сила инерции $\mathbf{F}_{\text {ин }}$, действующая на каждый свободный электрон. Разделив ее на заряд электрона $e$, получим стороннее поле $\mathbf{E}^{\text {стор }}=\mathbf{F}_{\text {ин }} / e$, которое и возбуждает электрический ток. Поскольку возбуждаемый ток – переменный, закон Ома надо писать в форме (42.6) или
\[
\mathbf{j}=\tau_{\text {ин }} \frac{d \mathbf{j}}{d t}=\lambda\left(\mathbf{E}^{\text {стор }}+\mathbf{E}\right),
\]

где $\mathbf{E}$ – электрическое поле, которое может появиться из-за смещения электронов относительно ионов. Приведя это уравнение обычным способом (см. § 44) к интегральной форме, получим
\[
R\left(I+\tau_{\text {ин }} \frac{d I}{d t}\right)=\oint\left(\mathbf{E}^{\text {стор }}+\mathbf{E}\right) d \mathbf{l},
\]

где $R$ – сопротивление кольца, а интегрирование ведется по контуру кольца. Первый интеграл $\oint \mathbf{E}^{\text {стор }} d \mathbf{l}$ есть электродвижущая сила $\mathscr{E}$ сторонних сил, действующих в контуре. Второй интеграл $\oint \mathbf{E} d \mathbf{l}$ равен $-L d I / d t$. Таким образом,
\[
\left(L+R \tau_{\text {ин }}\right) \frac{d I}{d t}+R I=\mathscr{E} .
\]

В рассматриваемом нами случае электродвижущая сила $\mathscr{E}$ создается силами инерции. Силы инерции, перпендикулярные к оси провода, на силу тока $I$ не влияют. Имеет значение только сила инерции, направленная вдоль оси провода. Она возникает из-за неравномерности вращения и равна $F_{\text {ин }}=-m \dot{v}$, где $m-$ масса электрона, а $v-$ линейная скорость вращения кольца. С учетом всего этого предыдущее уравнение принимает вид
\[
\left(L+R \tau_{\text {ин }}\right) \frac{d I}{d t}+R I=-\frac{m}{e} l \dot{v},
\]

где $l$ – длина кольца. Интегрируя полученное уравнение по времени от $t=t_{1}$ до $t=t_{2}$, найдем
\[
\left(L+R \tau_{\text {ин }}\right)\left(I_{2}-I_{1}\right)+R q=\frac{m}{e} l\left(v_{1}-v_{2}\right),
\]

где $q=\int I d t$ – количество протекшего электричества, а $I_{1}, I_{2}, v_{1}$, $v_{2}$ – значения силы тока $I$ и скорости $v$ в моменты времени $t_{1}$ и $t_{2}$ соответственно. Пусть до момента $t_{1}$ кольцо вращалось равномерно со скоростью $v_{1}=v$, а в момент $t_{2}$ скорость $v$ равна нулю и процесс установления тока в кольце к этому моменту закончился. Тогда $I_{1}=$ $=I_{2}=0$ и, следовательно,
\[
q=\frac{m l v}{e R} .
\]

Измерив с помощью баллистического гальванометра количество протекшего электричества $q$, можно из этого уравнения определить удельный заряд $e / m$, а по направлению отклонения гальванометра судить о знаке заряда $e$.

Идея подобных опытов была высказана в 1913 г. русскими физиками Л. И. Мандельштамом (1879-1944) и Н. Д. Папалекси (1880-1947). Они же поставили качественные опыты и показали, что при крутильных колебаниях проволочной катушки вокруг ее геометрической оси действительно возникает переменный ток (см. задачу 3 к § 132). Приближавшаяся первая мировая война (опыты производились в Страсбурге) помешала Мандельштаму и Папалекси закончить начатое исследование. Опыт был предложен вновь X. А. Лоренцем и осуществлен Толменом и Стюартом в 1916 г.

В опытах Толмена и Стюарта катушка из металлической проволоки приводилась в быстрое вращение вокруг своей геометрической оси (линейная скорость вращения достигала 300 м/с). Концы проволочной обмотки были соединены с очень чувствительным баллистическим гальванометром длинными гибкими проводами, скручивающимися во время вращения катушки. При помощи специальных неподвижных катушек с электрическим током магнитное поле Земли в пределах катушки было настолько тщательно скомпенсировано, что при равномерном вращении последней гальванометр не обнаруживал никаких индукционных токов. Убедившись в этом, экспериментаторы быстро затормаживали вращение катушки, и тогда тотчас же гальванометр отклонялся. К этому опыту применимо уравнение (97.3), если в нем под $l$ понимать длину проволоки в катушке (в опытах Толмена и Стюарта она достигала 500 м), а под $R$ – общее сопротивление цепи, включая сопротивление гальванометра и соединительных проводов. Катушки изготовлялись из медной, алюминиевой и серебряной проволок. Направление отклонения гальванометра показало, что носителями тока в металлах являются отрицательные заряды. Удельный заряд $e / m$ в пределах погрешностей измерений оказался таким же, как и у электронов в опытах с катодными лучами.
3. Кеттеринг и Скотт в 1944 г. произвели другой опыт, являющийся как бы обращением опыта Толмена и Стюарта. Они наблюдали изменение момента импульса проволочной катушки при изменении силы тока в ней. Подвешенная катушка, по которой протекал постоянный электрический ток, совершала крутильные колебания относительно своей геометрической оси $\varphi=a \sin \omega t$. Если ток обусловлен движением электронов, то сила тока представляется выражением $I=S n e u$, где $S$ – площадь поперечного сечения провода, $n$ – число свободных электронов в единице объема, а $u$ – средняя упорядоченная скорость электронов относительно провода. С этим током связан момент количества движения относительно оси катушки $L_{9}=l S n m u r$, где $l-$ длина проволоки, а $r$ – радиус витка. Таким образом, $L_{
i}=(m / e) l r I$. Если сила тока изменится на $\Delta I$, то изменится и момент импульса, связанный с движением электронов, а именно: $\Delta L_{
i}=(\mathrm{m} / \mathrm{e}) \operatorname{lr} \Delta I$. Однако момент импульса всей системы – кристаллической решетки и электронов – измениться не может. Действительно, ток меняется под действием электрического поля. Последнее действует не только на электроны, но и на ионы. Поскольку система электрически нейтральна, момент импульса, приобретенный электронами, будет равен по модулю и противоположен по знаку моменту импульса, приобретенному ионами кристаллической решетки. Отсюда следует, что при изменении тока $I$ решетка приобретает момент импульса
\[
\Delta L_{\mathrm{p}}=-\Delta L_{
i}=-\frac{m}{e} \operatorname{lr} \Delta I .
\]

Пусть изменение тока производится настолько быстро, что за время одного колебания катушка не успевает повернуться на заметный угол. Тогда можно считать, что угловая скорость решетки $\dot{\varphi}$ при крутильных колебаниях изменяется в соответствии с уравнением $\Theta \Delta \dot{\varphi}=\Delta L_{\mathrm{p}}$, где $\Theta$ – момент инерции катушки относительно ее геометрической оси. Пусть изменение тока произошло в момент, когда катушка проходила через положение равновесия. В этот момент $\dot{\varphi} \equiv \omega a \cos \omega t=\omega a$. Поэтому амплитуда колебаний $a$ получит приращение, определяемое уравнением $\Theta \omega \Delta a=\Delta L_{\mathrm{p}}$. Фактически в опыте производилось изменение на противоположное направления тока, так что $\Delta I=-2 I$, и, следовательно,
\[
\Delta a=\frac{\Delta L_{\mathrm{p}}}{\Theta \omega}=\frac{2 m l r}{e \Theta \omega} I=\frac{m l r T}{\pi e \Theta} I,
\]

где $T=2 \pi / \omega-$ период крутильных колебаний катушки. На опыте измерялась величина $\Delta a$ с помощью специального очень чувствительного устройства, которое мы не описываем.

Ввиду малости эффекта и необходимости защитить прибор от возмущений, значительно превосходящих самый эффект, опыт очень труден. Однако он был поставлен с использованием современной аппаратуры и притом настолько тщательно и в таких хороших условиях, что результаты получились весьма устойчивые. Опыт производился на специальной станции, расположенной вдали от дорог. Чувствительная часть прибора располагалась в идеально темном подвале, в котором поддерживалась постоянная температура и не было никаких потоков воздуха. В подвале были расположены три взаимно перпендикулярные системы катушек с общим центром. Они использовались для компенсации и контролирования различных составляющих земного магнитного поля. Наблюдатель делал отсчеты, находясь в верхнем помещении, при помощи особой системы телеуправления. Опыт производился с катушками из медной и алюминиевой проволок. Измеренное среднее значение удельного заряда $e / m$ отличалось от общепринятого всего на $0,2 \%$.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru