Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ВВЕДЕНИЕСодержание курса. В современной радиотехнике и связи широкое применение находят электромагнитные волновые процессы и разнообразные устройства, в которых эти процессы играют суще ственную роль: (передающие линии и волноводы, излучатели и приемные антенны, объемные резонаторы и фильтры, невзаимные устройства с ферритами, элементы быстродействующих вычислительных машин и коммутационных устройств, работающих в сантиметровом или оптическом диапазоне. Их работа основана на закономерностях теории электромагнитного толя. Курс технической электродинамики включает изучение теории электромагнитных процессов и техники электродинамических устройств. Он охватывает широкую область электромагнитных явлений: от распространения волн в космических или околоземных (пространствах до процессов в (миниатюрных устройствах сантиметрового и миллиметрового диапазонов. В настоящее время немьгслим квалифицированный специалист но радиотехнике и связи, не обладающий определенным запасом сведений по технической электродинамике. Без этих сведений невозможно даже общее рассмотрение многих современных технических устройств и проблем развития техники. Создание электростатики и магнитостатики. Некоторые сведения об электрических и магнитных силах были известны еще дрввмим трекам. Наблюдалось два удивительных явления: кусочки папируса прилипали к натертому куску янтаря; железные предметы притягивались к камням, найденным близ города Магнезия. Уже до нашей эры китайскими путешественниками было найдено полезное применение свойству магнита указывать направление на север. Объяснения обнаруженных явлений вплоть до XVIII в. были далеки от истины: считалась, что (магнитные и электрические силы вызываются истечениями особой (невесомой магнитной или электрической материи. В течение веков даже не подозревали о взаимной связи между электрическими и магнитными явлениями. Основные закономерности электричества и магнетизма были найдены в конце XVIII и в начале XIX веков. Эпоха возрождения принесла признание экспериментальному методу познания природы и количественному описанию ее закономерностей. По аналогии с законом всемирного тяготения Ньютона Ш. О. Кулан установил в 1785-1788 гг. первые количественные законы взаимодействия электрических зарядов и магнитных полюсов, что позволило создать электростатику и магнитостатику и а основе уже разработанной для небесной механики теории потенциала. Доминирующей точкой зрения стало предоставление о дистанционном силовом действии: электрические (или магнитные) заряды взаимодействуют мгновенно и на расстоянии. Предполагалось, что если явления происходят в вакууме, то среда (пространство между зарядами) не играет никакой роли в передаче силовых воздействий; даже если пространство заполнено жидкостьюлибо твердым телом, влияние среды второстепенно. Установление связи между магнитными «электрическими явлениями. В 1820 г. Г. Эрстед обнаружил влияние электрического тока на магнитную стрелку. А. М. Ампер изучил это явление и обосновал новую точку зрения, согласно которой магнитным действием обладают только движущиеся электрические заряды; им же были установлены количественные связи магнитного поля с электрическим таком. Так были заложены основы новой науки, рассматривающей взаимодействие электричества и магнетизма. Ампер назвал ее электродинамикой. Широкий круг экспериментальных исследований провел в первой половине XIX в. М. Фарадей. Им было установлено, что любое изменение магнитного потока через виток провода, независимо от причины этого изменения, вызывает в витке электродвижущую силу. Открытие Фарадеем этого закона электромагнитной индукции завершило существенный этап в изучении взаимных превращений электричества и магнетизма и явилось важнейшим шагом к познанию электромагнитных волновых процессов. Фарадей ввел основные понятия электромагнитного поля, опираясь на концепцию электрических и магнитных силовых линий, пронизывающих все пространство. Он показал, что сила электрических и магнитных взаимодействий зависит от свойств среды. Создание теории электромагнитного поля. В одной из первых своих работ «О фарадеевых силовых линиях» Д. К. Максвеллу удалось выразить картину силовых линий в более строгой математической форме. В 1864 г. Максвелл впервые опубликовал полную систему уравнений электромагнитного поля, которые объединили в лаконичной форме известные ранее соотношения. Максвелл впервые обнаружил внутреннее противоречие в установленных до него законах электромагнетизма — не выполнялся закон сохранения заряда. Введя в уравнение, полученное Ампером, дополнительное слагаемое, Максвелл устранил это противоречие. Обобщенное таким образом уравнение устанавливало, что причиной возникновения магнитного поля может служить не только ток проводимости, но и изменение электрического поля, вызывающее так называемый ток смещения. Эта небольшая, на первый взгляд, поправка, полученная чисто теоретическим путем, позволила описать новый класс явлений — электромагнитные волны, представляющие собой переменное электромагнитное поле, распространяющееся со скоростью света. Заключив отсюда, что свет — тоже электромагнитный процесс, Максвелл посироил электромагнитную теорию света. Современники Максвелла принимали его теорию очень неохотно; здесь сыграли роль и ее новизна, и сложное истолкование самим автором своих идей с помощью упругих натяжений в механической модели эфира, и отсутствие в то время экспериментального подтверждения теоретических выводов. Теперь мы можем оценить значение сделанного Максвеллом открытия, которое считается одним из самых выдающихся событий в физике XIX в. Экспериментальное (подтверждение теории. Знаменитые опыты Г. Герца, проведенные в 1886-1888 гг. с несомненностью подтвердили существование электромагнитных волн и Изумительные по тонкости опыты русского физика П. Н. Лебедева (1900 г.) позволили обнаружить и измерить световое давление, существование и величина которото также были предсказаны Максвеллом. Таким образом, Лебедев впервые установил наличие у электромагнитного поля инертной массы. Изобретение радио. Наш соотечественник А. С. Попов блестяще завершил все перечисленные теоретические открытия и физические эксперименты, сделав решающий шаг, отделяющий физику от ее технических приложений. Он практически осуществил систему радиосвязи для нужд морского флота. Весной 1895 г. он провел серию опытов в полевых условиях и добился дальности передачи 30—40 сажен (60-80 м). В этих экспериментах имелись все известные нам элементы линии радиосвязи: передатчик, антенны, приемник. Первая публичная демонстрация Поповым, изобретенной им системы во время доклада в Русском физикохимическом обществе 7 мая 1895 г. считается днем изобретения радио. Электродинамика XX века. В конце XIX в. были обнаружены первые элементарные частицы — электроны, существование соторых в какой-то мере противоречило теории (непрерывного поля. Электронную теорию вещества, обобщающую теорию Максвелла, создал голландский физик Г. А. Лоренц. К концу XIX в. волновая теория электрических, магнитных и Оптических явлений, основанная на уравнениях Максвелла, стала общепризнанной. Из всего предыдущего опыта изучения волновых движений следовало, что волны всегда распространяются в некой среде; вполне естественно было предположить, что для распространения света тоже необходима некоторая ореда; как уже отмечалось, она была названа эфиром. Свойства электромагнитных воли требовали, чтобы эфир заполнял все пространство, имел пренебрежимо малую плотность и практически не взаимодействовал с веществом. Однако эта гипотеза ставила электромагнитные явления в особое положение. Было изтестно, что законы механики одинаковы (инвариантны) в различных системах координат, движущихся равномерно одна относительно другой (галлилеевы системы отсчета). Признание существования эфира подразумевает неинвариантность законов электромагнетизма для галлилеевых систем координат, так как имеется преимущественная система координат, в которой эфир покоится, и только в ней скорость света равна с В 1905 г. А. Эйнштейн опубликовал статью «К электродинамике движущихся тел», положившую начало специальной теории относительности. Обобщая опытные данные, Эйнштейн выдвинул два постулата, гласящие, что скорость света постоянна в любой галлилеевой системе отсчета (1) и не зависит от движения источника (2). Эти постулаты сделали бессмысленным вопрос об определении движения относительно эфира и тем самым отвергли гипотезу о существовании эфира как некоторой единой среды, несущей электромагнитные волны. Теория Эйнштейна совершила переворот в фундаментальных представлениях физики и во многом определила современные взгляды на материю. Важнейшим выводом этой теории является также взаимосвязь массы Изучение микроскопического строения материи привело к созданию квантовой физики, а впоследствии и квантовой радиотехвики, в основе которых лежит представление о дискретности излучения электромагнитной энергии. Техника радиосвязи началась с искровых передатчиков Йециметровых волн; в этом диапазоне проводил свои передачи А. С. Попов. Первые передатчики незатухающих колебаний работали в диапазоне сверхдлинных волн. Постепенно осваивались все более короткие волны, что расширяло возможности передачи информации. К началу Великой Отечественной войны более широкое применение нашли дециметровые волны. Появление радиолокации, в затем радиорелейной связи дало толчок к развитию техники сантиметровых и миллиметровых волн. Сейчас радиоволны преодолевают космические расстояния порядка сотни миллионов километр ров на линии Венера — Земля. Последние десятилетия характеризуются непрерывным расширением технических приложений и развитием теории электромагнетизма. На очереди — освоение новых радиотехнических диапазонов: миллиметрового, субмиллиметрового, инфракрасного, оптического. Они имеют исключительно большие потенциальные возможности передачи информации. Выдающийся вклад в развитие современной электродинамики внесли многие советские ученые, среди которых, в первую очередь, следует назвать Б. А. Введенского, М. А. Леонтовича, Л. И. Мандельштама, Н. Д. Папалекси, А. А. Пистолькорса, М. В. Шулейкина, В. А. Фока.
|
1 |
Оглавление
|