Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
1.4. Управляемые системыДля динамических систем их будущее состояние
определяется одним векторным полем Для того чтобы влиять на динамику, управлять ею, введем семейство динамических систем
где семейство векторных полей В теории управления мы изменяем динамику управляемой системы (1.8) в любой момент времени, изменяя значения управления и Типичная задача теории управления состоит в нахождении множества точек, достижимых из начальной точки Пусть мы выходим из точки
а все множество достижимых точек имеет вид
т. е. это кусок
Естественно задать следующий вопрос: какие точки достижимы из Мы вернемся к этому вопросу ниже, а сейчас рассмотрим пример управляемой системы — упрощенной модели автомобиля. Пример 1.2. Мы считаем, что состояние машины определяется положением ее центра масс
Будем предполагать, что возможны движения двух видов: можно ехать вперед и назад с некоторой постоянной линейной скоростью угловой скоростью Динамическая система, описывающая движение по прямой со скоростью
Вращение с угловой скоростью
Управляющий параметр
где
суть векторные поля на многообразии
Эту модель можно записать в комплексной форме:
Замечание. Управляемую систему (1.8) часто записывают в другом виде:
Мы предпочитаем обозначение Вернемся к изучению множества точек, достижимых вдоль траекторий управляемой системы из начальной точки. Определение 1.13. Множество достижимости управляемой системы (1.8) с кусочно постоянными управлениями из точки
Множество достижимости из
Рис. 1.7. Множество достижимости Для простоты рассмотрим сначала наименьшее нетривиальное пространство управлений, состоящее из двух индексов:
(даже этот простой случай позволяет увидеть характерные особенности задачи). Тогда множество достижимости за любое неотрицательное время можно представить в следующем виде:
Это выражение подсказывает, что множество достижимости Сначала рассмотрим тривиальный коммутативный случай, т. е. предположим, что потоки перестановочны:
Тогда множество достижимости может быть вычислено точно: так как
то получаем
Поэтому в коммутативном случае множество достижимости с помощью двух управляющих параметров есть кусок двумерной поверхности, быть может, с особенностями. Легко видеть, что если количество управляющих параметров равно к 2 и соответствующие потоки Пример 1.3. В построенной выше модели машины динамика управления определяется двумя векторными полями (1.11) на трехмерном многообразии
Очевидно, что мы можем перевести машину из любой начальной конфигурации
Рис. 1.8. Начальная и конечная конфигурации машины
Рис. 1.9. Перевод машины из попеременно совершая поступательные движения и вращения (с постоянной скоростью); рис. 1.8, 1.9. Поэтому любая точка трехмерного многообразия Как можно определить коммутационные свойства пары векторных полей Если потоки
не зависит от
здесь бесполезны так же, как и чистые производные второго порядка
Искомой производной должна быть смешанная вторая производная
Оказывается, что эта производная задает некоторый касательный вектор к
Векторное поле Эффективная формула для вычисления скобки Ли векторных полей в локальных координатах дается в следующем предложении. Предложение 1.3. Пусть
Доказательство предоставляется читателю как упражнение. Скобку Ли векторных полей
Рис. 1.10. Скобка Ли векторных полей Упражнение 1.3. Покажите, что в локальных координатах
т.е.
В следующей главе мы построим эффективное алгебраическое исчисление для выполнения подобных вычислений без использования координат. В коммутативном случае множество достижимости системы из двух полей Пусть мы можем двигаться вдоль векторных полей Пример 1.4. Вычислим скобку Ли векторных полей
возникающих в модели машины. Напомним, что поле Согласно (1.14) получаем
Векторное поле
Рис. 1.11. Реализация скобки Ли маневром машины Это типичный маневр при парковке автомобиля: последовательность четырех движений с одной и той же малой амплитудой вида
приводит к движению вправо (в главном члене); рис. 1.11. Покажем это явно, вычисляя скобку Ли
Опять получаем
Конечно, эту скобку Ли можно вычислить и по определению, как в (1.13):
и коммутатор (1.15) получен еще раз.
|
1 |
Оглавление
|