Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 1.10. ОДНОКОНТУРНЫЕ И МНОГОКОНТУРНЫЕ СИСТЕМЫЛюбая замкнутая система регулирования (см. рис. 1.7) имеет хотя бы одну обратную связь, при помощи которой сигнал, характеризующий действительное значение регулируемой величины, подается на вход сравнивающего элемента. Эта обратная связь называется главной обратной связью. САР, имеющие только одну (главную) обратную связь, называются одноконтурными. В таких системах воздействие, приложенное к какому-либо элементу, может обойти систему и вернуться в исходную точку по одному пути обхода. Примером одноконтурных систем являются САР, показанные на рис. 1.8, а; 1.9, а; 1.10, а и 1.12, а. Современные системы регулирования, помимо главной обратной связи, мсгут иметь одну или несколько дополнительных, или местных, обратных связей. Обычно эти обратные связи используются в корректирующих, усилительных или исполнительных элементах САР для придания им требуемых свойств. САР, содержащие одну или несколько местных обратных связей, называются многоконтурными. В этих системах воздействие, приложенное к тому или иному элементу, может обойти систему и вернуться в исходную точку по нескольким путям обхода. Пример 1.14. Рассмотрим систему непрямого регулирования скорости вращения теплового двигателя ТД с местной обратной связью, охватывающей гидравлический двигатель (рис. 1.22). Принцип действия этой системы тот же, что и системы, показанной на рис. 1.12, а. Отличие состоит в том, что шарнир О, относительно которого поворачивается рычаг
Рис. 1.22. Система непрямого регулирования скорости вращения теплового двигателя с жесткой дополнительной обратной связью Пусть, например, скорость вращения двигателя увеличилась При этом поршни золотника поднимутся, а поршень гидроцилиндра опустится, увеличив перепуск топлива на слив. В системе без обратной связи (см. рис. 1.12, а) поршень гидроцилиндра Двигался таким образом, что в установившемся режиме скорость его перемещения была пропорциональна величине смещения поршней золотника. Поэтому регулирующий орган системы перемещался до тех пор, пока регулируемая величина В рассматриваемой системе поршень гидроцилиндра, опускаясь, поворачивает рычаг золотника не перекроют каналы подвода рабочей жидкости в полость гидроцилиндра. В результате первоначальному смещению золотника будет пропорциональна не скорость, а перемещение регулирующей заслонки, причем коэффициент пропорциональности будет зависеть от соотношения плеч рычага АВ. Из сказанного следует, что в системе непрямого регулирования с местной обратной связью реализуется пропорциональный закон регулирования (1.8) вместо интегрального закона (1.9). имевшего место в системе без обратной связи. Вследствие этого система из астатической превращается в статическую, что является недостатком местной обратной связи рассмотренного типа. Тем не менее, такие обратные связи применяются в практике регулирования, так как позволяют существенно улучшить поведение САР в неустановившихся, переходных режимах. Физически это можно пояснить следующим образом. В системе без обратной связи (см. рис. 1.12, а) поршень гидроцилиндра останавливается лишь тогда, когда поршни золотника возвращаются в исходное положение, перекрывая доступ рабочей жидкости в полость гидроцилиндра. Последнее (если пренебречь трением, люфтами и др.) имеет место при
Рис. 1.23 Гидравлический двигатель с гибкой обратной связью Дополнительная обратная связь (см. рис. 1.22), работающая как в установившихся, так и в переходных режимах, называется жесткой. Еще одна схема дополнительной обратной связи показана на рис. 1.23. Здесь точка О подвешена на пружине 1 и соединена со штоком гидроцилиндра при помощи заполненного маслом цилиндра 2, в котором находится поршень с калиброванными отверстиями 3, жестко связанный со штоком гидроцилиндра. Пружина При изменении скорости вращения теплового двигателя ТД рычаг
|
1 |
Оглавление
|