Главная > Основы автоматического регулирования и управления
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ГЛАВА 3. СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ И УРАВНЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ

§ 3.1. СОСТАВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ

Для теоретического исследования систем регулирования и управления прежде всего следует составить уравнения, описывающие их работу. Этими уравнениями обычно являются дифференциальные уравнения того или иного вида. В настоящей главе ограничимся изучением только обыкновенных линейных систем, поведение которых описывается обыкновенными линейными дифференциальными уравнениями с постоянными коэффициентами.

Все реальные элементы автоматических систем в большей или меньшей степени нелинейны. Описание реальных элементов и систем линейными дифференциальными уравнениями возможно только в результате линеаризации нелинейных уравнений (см. § 2.2) и всегда достаточно приближенно. Однако во многих практически важных случаях точность, даваемая линейным описанием, вполне достаточна. Так как линейные уравнения появляются в результате линеаризации, то уравнения «линейных» элементов и систем всегда представляют собой уравнения, составленные в отклонениях от какого-либо исходного режима работы элемента или системы. Это обстоятельство следует иметь в виду при пользовании линейными уравнениями.

Чтобы получить дифференциальные уравнения, САР обычно разбивают на звенья и составляют дифференциальное уравнение для каждого звена в отдельности. Дифференциальные уравнения звеньев САР, рассматриваемые совместно, в совокупности образуют систему дифференциальных уравнений, описывающую работу САР.

Разбивать САР на звенья можно различным образом. Желательно разбивать САР на типовые звенья направленного действия, уравнения которых известны (см. гл. 2). Часто в качестве динамических звеньев выбирают просто элементы САР. Далее, исключая промежуточные величины, систему дифференциальных уравнений звеньев «сворачивают» в одно уравнение высокого порядка, содержащее какую-либо одну величину и все внешние воздействия (задающее и возмущающие). Обычно дифференциальное уравнение САР составляют либо для регулируемой величины у (0» либо для ошибки

Рассмотрим САР скорости вращения двигателя (см. рис. 1.13). Чтобы составить уравнения этой системы, разобьем ее на четыре звена: сравнивающий элемент, усилитель, двигатель и тахогенератор (табл. 3.1.)

Таблица 3.1 (см. скан) Динамические звенья САР скорости вращения и их входные и выходные величины


В рассматриваемом случае сравнивающий элемент в явном виде отсутствует — он реализуется за счет встречного включения напряжений Если усилитель САР выполнен по сложной схеме (например, представляет собой сочетание полупроводникового, магнитного и электромашинного усилителей), его целесообразно в свою очередь разбить на несколько звеньев (здесь этот случай не рассматривается).

Учитывая возможные нелинейности в двигателе, тахогенераторе и усилителе, рассмотрим номинальный установившийся режим работы САР, в котором и составим уравнения звеньев в отклонениях от этого установившегося режима.

Уравнение сравнивающего элемента в отклонениях запишется так:

Для системы стабилизации скорости вращения т. е.

Уравнение усилителя зависит от его схемы. Будем считать для определенности, что усилитель достаточно точно описывается уравнением апериодического звена второго порядка:

где — постоянные времени усилителя (например, постоянные времени предварительного и оконечного каскадов усиления); — коэффициент усиления усилителя по напряжению.

Уравнение двигателя постоянного тока при учете момента нагрузки на валу двигателя имеет вид (см. стр. 140):

Здесь электромагнитная и электромеханическая постоянные времени двигателя, вычисленные с учетом параметров оконечного каскада усилителя; коэффициент передачи двигателя; крутизна механических характеристик двигателя.

Уравнение тахогенератора в отклонениях записывается следующим образом:

где — крутизна тахогенератора.

Уравнения (3.1)-(3.4) в совокупности образуют систему дифференциальных уравнений, описывающую поведение САР скорости вращения как в установившихся, так и в неустановившихся режимах. Эта система содержит четыре уравнения и четыре неизвестные функции времени: Для решения полученной системы уравнений должны быть заданы внешние воздействия и (как функции времени) и начальные условия.

Характерно, что ни одно из уравнений (3.1)-(3.4) не может быть решено по отдельности — все они обязательно должны рассматриваться совместно. Это является математическим отображением того, что в САР все звенья взаимодействуют между собой, образуя в совокупности замкнутый контур передачи воздействий.

«Свернем» полученную систему дифференциальных уравнений в одно уравнение, содержащее регулируемую величину Свертывание удобно начинать с уравнения того звена, для которого интересующая нас величина является выходной. Таким звеном в данном случае будет двигатель с уравнением (3.3). Чтобы исключить из этого уравнения величину умножим обе части уравнения (3.3) на выражение и учтем уравнение (3.2). Тогда получим

Подставив сюда уравнения (3.1) и (3.4), окончательно будем иметь

Как видно, получено обыкновенное линейное дифференциальное уравнение четвертого порядка с постоянными коэффициентами. Аналогично выполняется свертывание системы уравнений (3.1)-(3.4) относительно любой другой переменной. При этом легко могут быть получены следующие дифференциальные уравнения САР:

относительно напряжения на входе усилителя

относительно напряжения на якоре двигателя

относительно напряжения тахогенератора

Решение любого из уравнений (3.5) - (3.8) позволяет определить, как будет меняться соответствующая координата во времени при заданных внешних воздействиях и заданных начальных условиях.

При внимательном рассмотрении уравнений (3.5)-(3.8) нетрудно обнаружить, что в их левой части фигурирует один и тот же многочлен:

где

Многочлен после замены на комплексное число называется характеристическим полиномом замкнутой системы, а уравнение — характеристическим уравнением замкнутой системы.

Таким образом, относительно какой бы координаты не составлялось дифференциальное уравнение САР, в левой части уравнения всегда будет один и тот же символический многочлен а Изменяться будут лишь символические многочлены при внешних воздействиях в правой части уравнения.

При работе рассматриваемой САР в режиме стабилизации скорости и уравнения (3.5)-(3.8) упрощаются, так как первые члены в правых частях обращаются в нуль. Например, уравнение (3.5) в этом случае принимает следующий вид:

Уравнения установившихся режимов работы САР получаются из Уравнений (3.5)-(3.8) в качестве частного случая. Например, чтобы определить уравнения установившегося режима при постоянных внешних воздействиях, следует положить в этих уравнениях так как в этом режиме все переменные, характеризующие работу САР,

постоянны и производные от них обращаются в нуль. В частности, положив в уравнении (3.10), получим

Рассмотрим кратко уравнения следящей системы (см. рис. 1.17, а). Ее целесообразно разбить на три звена: датчик рассогласования, усилитель и двигатель с редуктором.

Датчик рассогласования описывается уравнением

где — выходное напряжение датчика рассогласования; — крутизна датчика рассогласования и

— ошибка следящей системы.

Уравнение усилителя примем в виде

где — постоянная времени и коэффициент усиления усилителя; — напряжение на якорной обмотке двигателя.

Уравнение двигателя вместе с редуктором в первом приближении может быть записано так:

Здесь — постоянная времени и коэффициент передачи двигателя; — крутизна линеаризованных механических характеристик двигателя; — коэффициент передачи редуктора; М — момент нагрузки на исполнительной оси следящей системы.

Уравнения (3.11)-(3.14) образуют систему дифференциальных уравнений, описывающую поведение следящей системы в установившихся и переходных режимах. Выполнив «свертывание» этой системы относительно координат нетрудно получить следующие уравнения:

В этих уравнениях Как видно из (3.15)-(3.18), при тех допущениях, при которых справедливы уравнения (3.13) и (3.14), следящая система (см. рис. 1.17, а) описывается дифференциальным

уравнением третьего порядка. Характеристический полином этой системы

где

Положив в уравнении получим уравнение свидетельствующее об астатизме следящей системы относительно задающего воздействия При уравнение (3.16) приводится к виду

Это выражение определяет так называемую моментную ошибку следящей системы и свидетельствует о том, что относительно момента нагрузки на исполнительной оси рассматриваемая следящая система является статической.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru