Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ГЛАВА 3. СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ И УРАВНЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ§ 3.1. СОСТАВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМДля теоретического исследования систем регулирования и управления прежде всего следует составить уравнения, описывающие их работу. Этими уравнениями обычно являются дифференциальные уравнения того или иного вида. В настоящей главе ограничимся изучением только обыкновенных линейных систем, поведение которых описывается обыкновенными линейными дифференциальными уравнениями с постоянными коэффициентами. Все реальные элементы автоматических систем в большей или меньшей степени нелинейны. Описание реальных элементов и систем линейными дифференциальными уравнениями возможно только в результате линеаризации нелинейных уравнений (см. § 2.2) и всегда достаточно приближенно. Однако во многих практически важных случаях точность, даваемая линейным описанием, вполне достаточна. Так как линейные уравнения появляются в результате линеаризации, то уравнения «линейных» элементов и систем всегда представляют собой уравнения, составленные в отклонениях от какого-либо исходного режима работы элемента или системы. Это обстоятельство следует иметь в виду при пользовании линейными уравнениями. Чтобы получить дифференциальные уравнения, САР обычно разбивают на звенья и составляют дифференциальное уравнение для каждого звена в отдельности. Дифференциальные уравнения звеньев САР, рассматриваемые совместно, в совокупности образуют систему дифференциальных уравнений, описывающую работу САР. Разбивать САР на звенья можно различным образом. Желательно разбивать САР на типовые звенья направленного действия, уравнения которых известны (см. гл. 2). Часто в качестве динамических звеньев выбирают просто элементы САР. Далее, исключая промежуточные величины, систему дифференциальных уравнений звеньев «сворачивают» в одно уравнение высокого порядка, содержащее какую-либо одну величину и все внешние воздействия (задающее и возмущающие). Обычно дифференциальное уравнение САР составляют либо для регулируемой величины у (0» либо для ошибки Рассмотрим САР скорости вращения двигателя (см. рис. 1.13). Чтобы составить уравнения этой системы, разобьем ее на четыре звена: сравнивающий элемент, усилитель, двигатель и тахогенератор (табл. 3.1.) Таблица 3.1 (см. скан) Динамические звенья САР скорости вращения и их входные и выходные величины В рассматриваемом случае сравнивающий элемент в явном виде отсутствует — он реализуется за счет встречного включения напряжений Учитывая возможные нелинейности в двигателе, тахогенераторе и усилителе, рассмотрим номинальный установившийся режим работы САР, в котором Уравнение сравнивающего элемента в отклонениях запишется так:
Для системы стабилизации скорости вращения Уравнение усилителя зависит от его схемы. Будем считать для определенности, что усилитель достаточно точно описывается уравнением апериодического звена второго порядка:
где Уравнение двигателя постоянного тока при учете момента нагрузки на валу двигателя имеет вид (см. стр. 140):
Здесь Уравнение тахогенератора в отклонениях записывается следующим образом:
где Уравнения (3.1)-(3.4) в совокупности образуют систему дифференциальных уравнений, описывающую поведение САР скорости вращения как в установившихся, так и в неустановившихся режимах. Эта система содержит четыре уравнения и четыре неизвестные функции времени: Характерно, что ни одно из уравнений (3.1)-(3.4) не может быть решено по отдельности — все они обязательно должны рассматриваться совместно. Это является математическим отображением того, что в САР все звенья взаимодействуют между собой, образуя в совокупности замкнутый контур передачи воздействий. «Свернем» полученную систему дифференциальных уравнений в одно уравнение, содержащее регулируемую величину
Подставив сюда уравнения (3.1) и (3.4), окончательно будем иметь
Как видно, получено обыкновенное линейное дифференциальное уравнение четвертого порядка с постоянными коэффициентами. Аналогично выполняется свертывание системы уравнений (3.1)-(3.4) относительно любой другой переменной. При этом легко могут быть получены следующие дифференциальные уравнения САР: относительно напряжения на входе усилителя
относительно напряжения на якоре двигателя
относительно напряжения тахогенератора
Решение любого из уравнений (3.5) - (3.8) позволяет определить, как будет меняться соответствующая координата При внимательном рассмотрении уравнений (3.5)-(3.8) нетрудно обнаружить, что в их левой части фигурирует один и тот же многочлен:
где
Многочлен Таким образом, относительно какой бы координаты не составлялось дифференциальное уравнение САР, в левой части уравнения всегда будет один и тот же символический многочлен а При работе рассматриваемой САР в режиме стабилизации скорости
Уравнения установившихся режимов работы САР получаются из Уравнений (3.5)-(3.8) в качестве частного случая. Например, чтобы определить уравнения установившегося режима при постоянных внешних воздействиях, следует положить в этих уравнениях постоянны и производные от них обращаются в нуль. В частности, положив
Рассмотрим кратко уравнения следящей системы (см. рис. 1.17, а). Ее целесообразно разбить на три звена: датчик рассогласования, усилитель и двигатель с редуктором. Датчик рассогласования описывается уравнением
где
— ошибка следящей системы. Уравнение усилителя примем в виде
где Уравнение двигателя вместе с редуктором в первом приближении может быть записано так:
Здесь Уравнения (3.11)-(3.14) образуют систему дифференциальных уравнений, описывающую поведение следящей системы в установившихся и переходных режимах. Выполнив «свертывание» этой системы относительно координат
В этих уравнениях уравнением третьего порядка. Характеристический полином этой системы
где Положив в уравнении
Это выражение определяет так называемую моментную ошибку следящей системы и свидетельствует о том, что относительно момента нагрузки на исполнительной оси рассматриваемая следящая система является статической.
|
1 |
Оглавление
|