Главная > Основы автоматического регулирования и управления
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ГЛАВА 8. НЕЛИНЕЙНЫЕ СИСТЕМЫ

§ 8.1. ЗАДАЧИ НЕЛИНЕЙНОЙ ТЕОРИИ. ТИПИЧНЫЕ НЕЛИНЕЙНОСТИ

Задачи теории нелинейных систем.

Все технические системы, как правило, нелинейны. Однако первый этап изучения реальных систем состоит в исследовании их линейных математических моделей, которые являются наиболее простыми из возможных.

Теория линейных систем, базирующаяся на линеаризованных уравнениях движения, является достаточно хорошо разработанной Отраслью науки. Применение этой теории к анализу и синтезу систем носит двоякий характер. Во-первых, имеется возможность совершенно строго анализировать методами линейной теории устойчивость «в малом» (при малых колебаниях) широкого класса реальных систем благодаря теоремам Ляпунова об устойчивости по первому приближению (см. § 8.2). Во-вторых, часто допускают, что отклонения характеристик системы от линейных малы и на основе этого применяют методы линейной теории для исследования поведения систем не только «в малом», но и «в большом». Полученные при таком допущении результаты могут быть подтверждены или опровергнуты практикой в зависимости от того, насколько значительно влияние отброшенных нелинейностей. Для детального и всестороннего изучения реальных систем линейные математические модели часто являются слишком упрощенными и грубыми, требуется рассмотрение нелинейных моделей.

Теория нелинейных автоматических систем, базирующаяся на нелинейных уравнениях движения, представляет собой значительно более широкую отрасль науки, нежели теория линейных систем. Вместе с тем, вследствие трудности исследования нелинейных моделей, теория нелинейных систем разработана не столь полно, хотя и здесь Достигнуты фундаментальные результаты.

Одна из проблем нелинейной теории состоит в анализе динамического поведения нелинейных систем. Иными словами, первая задача Нелинейной теории — учесть наличие в уравнениях движения тех нелинейностей, которые присущи определенным звеньям реальной системы в силу их природы; выяснить, как эти нелинейности влияют на работу системы; найти пути компенсации вредного влияния и спо-Собы использования положительного влияния этих нелинейностей.

Другая проблема нелинейной теории состоит в синтезе таких нелинейных систем, которые наилучшим образом отвечали бы предъявляемым к ним требованиям. Иначе говоря, вторая задача теории нелинейных автоматических систем — выяснить, какие нелинейности

должны быть специально введены в реальную систему, для того чтобы эта система была оптимальной с определенной точки зрения.

Вторая из указанных задач исторически возникла более поздно нежели первая. Она непосредственно связана с построением адаптивных и оптимальных систем, с синтезом нелинейных законов управления и др.

При построении нелинейных моделей автоматических систем обычно выделяют несколько, например одно или два, звеньев системы с нелинейными уравнениями, считая при этом уравнения остальных звеньев линейными. Таким образом учитываются наиболее «сильно


Рис. 8.1. (см. скан) Типичные нелинейности: а — гистерезисная петля люфта; б — мертвая зона; в — мертвая зона при кусочно-линейной аппроксимации; г — нелинейность типа насыщения; д — нелинейность типа насыщения при кусочно-линейной аппроксимации; е — релейная характеристика с мертвой зоной; ж — идеальная релейная характеристика; з - релейная характеристика с зоной неоднозначности; и — характеристика с мертвой зоной и насыщением; к — релейная характеристика с мертвой зоной и зонами неоднозначности

выраженные» нелинейности. Если движение остальных звеньев системы действительно достаточно точно описывается решениями лилейных уравнений, то при таком способе исследования можно получить результаты, хорошо согласующиеся с опытными данными. Во всяком случае, такая нелинейная модель более полно отражает свойства реальной системы, нежели линейная модель, и поэтому позволяет получить существенную дополнительную информацию о поведении системы.

Типичные нелинейности.

Изучение реальных характеристик автоматических устройств позволяет выделить типичные нелинейности, которые встречаются наиболее часто.

Одной из таких нелинейностей является гистерезисная петля люфта. Пусть — углы поворота ведущей и ведомой шестерней. При изменении величина остается постоянной, пока не будет выбран зазор (люфт) в зацеплении. Процессу выборки люфта соответствует один из горизонтальных отрезков характеристики (рис. 8.1, а), для которых а движению с выбранным люфтом — один из наклонных отрезков.

Ясно, что при вращении ведомой шестерни в одном направлении (например, при возрастании люфт выбран в одну сторону, а при вращении в противоположном направлении — в другую. Поэтому при возрастании изображающая точка движется по прямой а при убывании — по прямой т. е.

где — половина ширины люфта; — коэффициент пропорциональности.

Горизонтальные отрезки между прямыми А В и описываются уравнениями

В целом характеристика люфта, изображенная на рис. 8.1, а, будет описываться уравнениями (8.1) и (8.2). Такая нелинейная характеристика имеет место при наличии люфта в сочленении рычагов, тяг и т. п.

Типичной нелинейностью в устройствах автоматического управления является мертвая зона (рис. 8.1, б), определяемая таким интервалом изменения входной координаты нелинейного звена, для которого выходная координата равна нулю.

Мертвая зона имеется у характеристик большинства исполнительных элементов; при этом — управляющий сигнал, — скорость изменения координаты исполнительного элемента. Например, скорость гидравлического поршневого сервомотора равна нулю пока перепад давлений в полостях не достигает определенной величины Наличие мертвой зоны у сервомотора объясняется силами трения между поршнем сервомотора и стенками его цилиндра, силами сухого трения в регулирующем органе, соединенном с сервомотором, и в передаточном механизме между сервомотором и регулирующим

органом. Кроме того, мертвая зона может быть следствием протечек рабочей жидкости между поршнем и цилиндром сервомотора.

У гидравлических сервомоторов с золотниковым управлением мертвая зона может быть, в дополнение к сказанному выше, еще следствием наличия перекрышей в окнах золотника. При наличии перекрышей золотник должен сместиться на некоторую величину, чтобы произошло открытие его окон, и лишь после этого рабочая жидкость поступает в сервомотор и начинается движение поршня сервомотора. Перекрыши в окнах золотника делаются для того, чтобы устранить протечки рабочей жидкости при среднем положении золотника, которые, накапливаясь, могут вызвать смещение сервомотора и, следовательно, ненужную перестановку регулирующего клапана.

В электромеханических системах между контактами управляющего реле (электрозолотника) обычно имеются зазоры; золотник должен пройти некоторое расстояние, прежде чем замкнется контакт и включится исполнительный двигатель. Наличие зазоров между контактами электрозолотника также приводит к появлению мертвой зоны на характеристике исполнительного двигателя.

При кусочно-линейной аппроксимации нелинейная характеристика с мертвой зоной (рис. 8.1, в) может быть описана уравнениями:

Для большинства усилительных и исполнительных элементов автоматики характерна нелинейность типа насыщения, или ограничения мощности (рис. 8.1, г).

У гидравлических сервомоторов с золотниковым управлением эта нелинейность имеет место, если ход золотника больше длины его окон: после того как окна полностью откроются, перемещение золотника уже не меняет количества жидкости, поступающей в единицу времени под поршень сервомотора, и скорость сервомотора остается постоянной Если сервомеханизм представляет собой гидравлический сервомотор, управляемый струйной трубкой, то уже при малом ее ходе происходит полное открытие одного из приемных сопел и закрытие другого, так что дальнейшее перемещение трубки не меняет открытия сопел и, следовательно, не меняет скорости сервомотора. Нелинейность типа насыщения характерна также для электронных, магнитных и других усилителей, мощность которых всегда ограничена. При кусочно-линейной аппроксимации (рис. 8.1, д) характеристика с насыщением описывается уравнениями:

Для электромеханических элементов автоматики типичны релейные характеристики. Релейной характеристикой называется характеристика представляющая собой такую зависимость между входной и выходной координатами, при которой непрерывному изменению соответствует скачкообразное изменение происходящее при определенных значениях а между этими значениями координата остается постоянной.

Симметричная релейная характеристика с мертвой зоной (рис. 8.1, е), описывающая работу трехпозиционного реле, соответствует уравнениям:

Пренебрегая мертвой зоной, если она мала, получим идеальную релейную характеристику (рис. 8.1, ж), описываемую уравнениями:

Релейную характеристику с зоной неоднозначности (рис. 8.1, з) имеет двухпозиционное реле.

Часто встречаются комбинации указанных выше нелинейностей. Например, для гидравлического поршневого сервомотора типична характеристика с мертвой зоной и насыщением (рис. 8.1, и), для трехпозиционного электромагнитного реле — релейная характеристика с мертвой зоной и зонами неоднозначности (рис. 8.1, к).

Кроме указанных, устройства автоматики могут иметь самые разнообразные нелинейные характеристики.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru