Главная > Теория обнаружения, оценок и модуляции, Т.1
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

1. Введение

В предлагаемой двухтомной монографии мы будем изучать три раздела статистической теории, именуемые соответственно теорией обнаружения, теорией оценок и теорией модуляции. Цель данного курса — изложить указанные разделы на общей математической основе и показать, как полученными результатами можно пользоваться при решении широкого круга практических задач.

В этой главе мы дадим краткий обзор содержания курса в тематическом, методологическом и хронологическом аспектах. При изложении тематического плана делается попытка дать качественную характеристику каждого из названных разделов путем рассмотрения некоторых типичных задач. Излагая методологический план курса, мы рассматриваем различные подходы к решению тех или иных задач. И, наконец, характеризуя курс в хронологическом плане, мы объясняем порядок расположения материала обоих томов.

1.1. Тематический план монографии

Наиболее легкий путь для объяснения того, что понимается под теорией обнаружения, — это рассмотреть несколько физических ситуаций, которые приводят к задачам теории обнаружения.

На рис. 1.1 изображена простейшая цифровая (дискретная) система связи. Источник сообщений каждые секунд выдает двоичную цифру. Наша цель — передать эту последовательность цифр в какой-либо другой пункт. Каким каналом мы будем располагать для передачи этой последовательности, зависит от конкретных условий. Как правило, это может быть проводной, радио- или акустический канал.

В качестве примера рассмотрим радиоканал. Чтобы передать информацию, нужно привести ее к виду, пригодному для распространения по заданному каналу. Наиболее простой и непосредственный метод решения этой задачи — построение устройства, генерирующего в течение секунд синусоидальное колебание

если на предыдущем интервале времени источник выдал «единицу», или синусоидальное колебание другой частоты

если на предыдущем интервале времени источник выдал «нуль». Частоты о и о о выбираются так, чтобы сигналы хорошо

проходили по данному конкрегному радиоканалу. Выходные сигналы устройства поступают в антенну и далее передаются по каналу. Типичные последовательности символов на выходе источника и элементов передаваемого сигнала показаны на рис. 1.2.

В случае канала простейшего типа последовательность сигналов поступает на приемную антенну ослабленной, но по существу неискаженной.

Рис. 1.1. Цифровая система связи.

Для обработки принимаемого сигнала он пропускается через антенну и несколько каскадов усиления на принимаемой частоте, где к последовательности сообщения добавляется тепловой шум

Таким образом, на любом интервале времени длительностью секунд имеется колебание

если был передан сигнал и

если был передан сигнал

Итак, мы подошли к ситуации, когда нам необходимо решить, какой из двух возможных сигналов был передан. Устройство, которое осуществляет эту процедуру, называется решающим устройством (схемой).

Рис. 1.2. Типичные последовательности элементарных сигналов.

Оно наблюдает колебание и согласно некоторой системе правил пытается угадать, что было передано: или Это эквивалентно процессу определения того, что было на выходе источника в течение соответствующего интервала времени. Построение и определение характеристик такого устройства мы относим к числу проблем теории обнаружения. В приведенном случае единственным источником ошибок при вынесении решения является аддитивный шум. Если бы он отсутствовал, то входной сигнал был бы полностью известным и мы

могли бы принимать решения безошибочно. Задача такого типа соответствует случаю известного сигнала на фоне шума и является простейшей среди интересующих нас проблем теории обнаружения.

Примером более сложной задачи обнаружения может служить случай, изображенный на рис. 1.3. Генераторы, которые в предыдущем примере использовались для создания имеют дрейф фазы.

Рис. 1.3. Последовательность с фазовыми сдвигами.

Поэтому на заданном -секундном интервале времени принимаемый сигнал, соответствующий «единице», можно записать в виде

а соответствующий «нулю» — в виде

где неизвестные постоянные фазовые углы. Здесь даже в отсутствие шума входной сигнал оказывается известным неполностью. В практической системе в состав приемника может входить вспомогательное оборудование для измерения фазы генератора. Если фаза меняется достаточно медленно, то, как мы убедимся позднее, возможно ее практически точное измерение. Если указанное условие выполняется, то данная задача ничем не отличается от предыдущей. Однако, если измерение не вполне точно, то наша модель должна учитывать неопределенность сигнала.

Аналогичная задача возникает в радиолокации и в гидроакустике. Обычная РЛС излучает на некоторой частоте прямоугольный импульс

При, наличии цели импульс будет отражен. Но даже простейшая цель вызывает ослабление и сдвиг фазы зондирующего сигнала. Поэтому сигнал, поступающий на обработку в рассматриваемый интервал времени, при наличии цели имеет вид

а в отсутствие цели —

Даже в отсутствие шумов сигнал содержит три неизвестных величины: амплитуду фазу и время распространения сигнала до цели и обратно.

Два приведенных примера иллюстрируют задачи обнаружения второго уровня сложности, относимые нами к случаю сигнала с неизвестными параметрами на фоне шума.

Задачи обнаружения третьего уровня сложности возникают в ряде областей. В системе пассивной гидролокации приемник прослушивает шумы, создаваемые судами противника. Машины, винты и другие элементы корабля порождают акустический шум, который, распространяясь в водной среде, достигает гидрофонов системы обнаружения. Этот сложный результирующий сигнал наилучшим образом может быть представлен как выборочная функция случайного процесса. Кроме того, гидрофон создает собственные шумы и улавливает шумы моря. Поэтому подходящей моделью для данной задачи обнаружения может быть сигнал

при наличии цели, и сигнал

если цели нет. При отсутствии шума сигнал представляет собой выборочную функцию случайного процесса (обозначаемого подстрочным индексом ).

В большом числе систем связи используются каналы, которым присущ случайный характер изменения параметров. Типичными в этом смысле являются системы связи с тропосферным рассеянием, системы с использованием орбитальных отражающих поясов и системы создания пассивных радиопомех с использованием дипольных отражателей.

Общепринятым методом является передача одного из двух разнесенных по частоте сигналов (эти частоты обозначим Результирующий принимаемый сигнал есть

при условии, что передавался и

если был передан Здесь есть выборочная функция случайного процесса со средней частотой выборочная функция случайного процесса со средней частотой

Эти примеры характеризуются отсутствием каких-либо детерминированных компонент сигнала. Любое вырабатываемое нами правило решения должно основываться на различии статистических свойств двух случайных процессов, из которых берутся выборки Этот случай соответствует задаче обнаружения третьего уровня сложности, а именно, обнаружения случайного сигнала на фоне шума.

Рассмотрев этот ряд характерных примеров, мы убедились, что задачи теории обнаружения характеризуются тем, что необходимо решать, какая из нескольких гипотез (альтернатив) является истинной. Во всех приведенных примерах имелось только две гипотезы.

Поэтому задачи такого типа называются бинарными. Позднее мы встретимся с задачами, в которых возможно М гипотез (многоальтернативные задачи обнаружения). Наша классификация проблем обнаружения приведена на рис. 1.4.

Рис. 1.4. (см. скан) Классификация задач теории обнаружения.

Аналогичный ряд проблем имеется и в области теории оценок. Простейший пример такой задачи иллюстрируется рис. 1.5, где источник выдает аналоговое сообщение (рис. 1.5, а). Чтобы передать сообщение, мы сначала берем его отсчеты (выборки) через каждые секунд. Затем через каждые секунд посылаем сигнал, который содержит некоторый параметр, однозначно связанный со значением отсчета на предшествующем интервале времени; Сигнал, изображенный на рис. 1.5,б, является синусоидой, амплитуда которой на данном интервале зависит от значения отсчета на предыдущем интервале. Так, если значение отсчета в момент равно то сигнал на интервале равен

Система такого типа называется системой амплитудно-импульсной модуляции (АИМ).

На рис. 1.5, в сигнал представлен синусоидой, частота которой на данном интервале отличается от опорной частоты на величину, пропорциональную значению предыдущего отсчета,

Система такого типа называется системой частотно-импульсной модуляции (ЧИМ). Как и в ранее рассмотренных примерах, здесь имеет место аддитивный шум. Принятое колебание при условии, что значение отсчета было АПУ можно записать в виде

На каждом интервале времени приемник должен оценить величину Эти оценки мы обозначаем через Как показано на рис. 1.5, г, за некоторый период времени мы получим последовательность оценок, подаваемую далее на устройство, выходная величина которого является оценкой исходного сообщения

Рис. 1.5. а — дискретизация аналогового источника; б - амплитудно-импульсная модуляция; в — частотно-импульсная модуляция; г - восстановление сигнала.

Если сигнал с ограниченным спектром, то таким устройством является просто идеальный фильтр нижних частот. Для других случаев оно оказывается более сложным.

Если бы в данном примере параметры сигнала были известны, а шум отсутствовал, то принятый сигнал был бы известным полностью. Задачи этой категории мы относим к числу задач, связанных с оценкой известного сигнала на фоне шума. Если предположить, что существует преобразование, обратное преобразованию в передатчике, то нетрудно видеть, что при отсутствии шума величину можно определить однозначно. (Ясно, что если бы проектирование передатчика было в наших руках, мы всегда выбирали бы операцию отображения, имеющую обратное преобразование.) Случай известного сигнала на фоне шума соответствует задаче первого уровня сложности в классификации задач теории оценок.

Рис. 1.6. Спектр случайного сигнала.

Обратимся вновь к радиолокации и рассмотрим несколько другую задачу. Допустим, что о присутствии цели нам известно, но ее дальность или скорость мы не знаем. В этом случае принятый сигнал можно записать в виде

где допплеровский сдвиг, обусловленный движением цели. Необходимо оценить Теперь, даже при условии, что шум отсутствует, а известны, сигнал содержит неизвестные параметры Это типичная задача второго уровня сложности в теории оценок. По аналогии с теорией обнаружения задачи этой категории называются задачами оценки сигнала с неизвестными параметрами на фоне шума.

В задачах третьего уровня сложности сигнал является случайным процессом, статистические характеристики которого содержат параметры, подлежащие оценке. Принятый сигнал в этом случае запишется в виде

где выборочная функция случайного процесса. В простейшем случае это может быть стационарный процесс с узкополосным спектром, изображенным на рис. 1.6. Форма спектра этого процесса известна, а средняя частота — нет. Наблюдая и используя статистические свойства и приемник производит оценку значения А. Подобная ситуация возникает в радиоастрономии и в пассивной гидролокации. Общий класс задач, в которых сигнал, содержащий

искомые параметры, является выборочной функцией случайного процесса, характеризуется как задача оценки случайного сигнала на фоне шума. Иерархия (классификация) задач теории оценок представлена на рис. 1.7.

Рис. 1.7. (см. скан) Классификация задач теории оценок.

Нетрудно усмотреть значительное сходство между задачами теории обнаружения и теории оценок. В дальнейшем мы часто будем пользоваться этой аналогией в целях сокращения изложения, однако следует подчеркнуть и принципиальное различие. В случае бинарного обнаружения приемник выдает либо истинный, либо ложный результат. При оценке же непрерывного параметра приемник редко выдает точное значение параметра, но от него требуется, чтобы большую часть времени он был точным. Это различие найдет свое отражение в том, каким образом мы будем судить о рабочих характеристиках систем.

Третью область наших интересов часто называют теорией модуляции. Мы вскоре убедимся, что этот термин слишком узок для реальных задач. Для пояснения существа дела полезно вновь обратиться к простому примеру. На рис. 1.8 изображен источник аналоговых сообщений, которыми, как правило, могут быть речь или музыка. Для передачи сообщения по каналу используется какой-либо метод модуляции, преобразующий сообщение к виду, пригодному для распространения в физической среде канала. Передаваемый сигнал представляет собой непрерывное колебание, которое является некоторой детерминированной

функцией сообщения На рис. 1.8,б в качестве примера такого сигнала приведено амплитудно-модулированное колебание

(Это случай обычной двухполосной AM с индексом модуляции На рис. 1.8, в передаваемый сигнал представляет собой частотно-модулированное (ЧМ) колебание

При наличии шумов принятый сигнал имеет вид

Теперь приемник должен наблюдать и выдавать непрерывную оценку сообщения а как показано на рис. 1.8, г. Данный пример соответствует задаче первого уровня сложности в теории модуляции, так как если бы шума не было, а сообщение а было бы известно, то принятый сигнал был бы полностью известным. Поэтому мы и характеризуем этот случай как задачу определения известного сигнала на фоне шума.

Другого типа физическая ситуация, в которой нужно оценить непрерывную функцию, иллюстрируется рис. 1.9. Канал в данном случае является линейной системой с постоянными во времени параметрами, импульсная характеристика которой неизвестна.

Рис. 1.8. Пример из области теории модуляции: а — система передачи аналогового сообщения; амплитудно-модулированный сигнал; в — частотно-модулированный сигнал; демодулятор.

Для оценки импульсной характеристики мы передаем известный сигнал Принятый сигнал имеет вид

Приемник наблюдает колебание и пытается оценить Наилучшим образом этот конкретный пример может быть описан как задача

Непрерывной оценки. Далее нам будут встречаться мнбго других задач, в которых требуется получить оценку непрерывного сигнала. Ради удобства при описании задач этого типа мы будем пользоваться термином «теория модуляции», хотя термин «теория оценок непрерывного сигнала» был бы более точным и содержательным.

Рис. 1.9. Измерение параметров канала.

По аналогии можно без труда указать задачи теории модуляции других уровней сложности. В системе амплитудной модуляции, представленной на рис. 1.8, б, при приеме часто бывает неизвестной фаза несущей. В этом случае подходящей моделью является

где — неизвестный параметр. Это пример задачи из области теории модуляции, соответствующий случаю сигнала с неизвестными параметрами на фоне шума.

Простым примером задачи третьего уровня сложности (случайный сигнал на фоне шума) может служить передача частотно-модулированного


Рис. 1.10. (см. скан) Классификация задач теории модуляции.

сигнала по радиоканалу, амплитудная и фазовая характеристики которого изменяются во времени. Нетрудно убедиться, что если по данному каналу передать сигнал вида (20), то принятое колебание можно записать в виде

где и выборочные функции случайных процессов. Таким образом, даже если бы сообщение было известно, а шум отсутствовал, то принятый сигнал все равно был бы случайным процессом. Общая классификация интересующих нас задач теории модуляции приведена на рис. 1.10. Дополнительные примеры, включенные в таблицу с тем, чтобы характеризовать широту задач, охватываемых нашим тематическим планом, более подробно рассмотрены в основном тексте.

Теперь, когда в общих чертах определены интересующие нас области статистической теории, целесообразно наметить возможные пути решения соответствующих им задач.

1
Оглавление
email@scask.ru