Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
1. ВведениеВ предлагаемой двухтомной монографии мы будем изучать три раздела статистической теории, именуемые соответственно теорией обнаружения, теорией оценок и теорией модуляции. Цель данного курса — изложить указанные разделы на общей математической основе и показать, как полученными результатами можно пользоваться при решении широкого круга практических задач. В этой главе мы дадим краткий обзор содержания курса в тематическом, методологическом и хронологическом аспектах. При изложении тематического плана делается попытка дать качественную характеристику каждого из названных разделов путем рассмотрения некоторых типичных задач. Излагая методологический план курса, мы рассматриваем различные подходы к решению тех или иных задач. И, наконец, характеризуя курс в хронологическом плане, мы объясняем порядок расположения материала обоих томов. 1.1. Тематический план монографииНаиболее легкий путь для объяснения того, что понимается под теорией обнаружения, — это рассмотреть несколько физических ситуаций, которые приводят к задачам теории обнаружения. На рис. 1.1 изображена простейшая цифровая (дискретная) система связи. Источник сообщений каждые В качестве примера рассмотрим радиоканал. Чтобы передать информацию, нужно привести ее к виду, пригодному для распространения по заданному каналу. Наиболее простой и непосредственный метод решения этой задачи — построение устройства, генерирующего в течение
если на предыдущем интервале времени источник выдал «единицу», или синусоидальное колебание другой частоты
если на предыдущем интервале времени источник выдал «нуль». Частоты о и о о выбираются так, чтобы сигналы проходили по данному конкрегному радиоканалу. Выходные сигналы устройства поступают в антенну и далее передаются по каналу. Типичные последовательности символов на выходе источника и элементов передаваемого сигнала показаны на рис. 1.2. В случае канала простейшего типа последовательность сигналов поступает на приемную антенну ослабленной, но по существу неискаженной.
Рис. 1.1. Цифровая система связи. Для обработки принимаемого сигнала он пропускается через антенну и несколько каскадов усиления на принимаемой частоте, где к последовательности сообщения добавляется тепловой шум Таким образом, на любом интервале времени длительностью
если был передан сигнал
если был передан сигнал Итак, мы подошли к ситуации, когда нам необходимо решить, какой из двух возможных сигналов был передан. Устройство, которое осуществляет эту процедуру, называется решающим устройством (схемой).
Рис. 1.2. Типичные последовательности элементарных сигналов. Оно наблюдает колебание могли бы принимать решения безошибочно. Задача такого типа соответствует случаю известного сигнала на фоне шума и является простейшей среди интересующих нас проблем теории обнаружения. Примером более сложной задачи обнаружения может служить случай, изображенный на рис. 1.3. Генераторы, которые в предыдущем примере использовались для создания
Рис. 1.3. Последовательность с фазовыми сдвигами. Поэтому на заданном
а соответствующий «нулю» — в виде
где Аналогичная задача возникает в радиолокации и в гидроакустике. Обычная РЛС излучает на некоторой частоте
При, наличии цели импульс будет отражен. Но даже простейшая цель вызывает ослабление и сдвиг фазы зондирующего сигнала. Поэтому сигнал, поступающий на обработку в рассматриваемый интервал времени, при наличии цели имеет вид
а в отсутствие цели —
Даже в отсутствие шумов сигнал содержит три неизвестных величины: амплитуду Два приведенных примера иллюстрируют задачи обнаружения второго уровня сложности, относимые нами к случаю сигнала с неизвестными параметрами на фоне шума. Задачи обнаружения третьего уровня сложности возникают в ряде областей. В системе пассивной гидролокации приемник прослушивает шумы, создаваемые судами противника. Машины, винты и другие элементы корабля порождают акустический шум, который, распространяясь в водной среде, достигает гидрофонов системы обнаружения. Этот сложный результирующий сигнал наилучшим образом может быть представлен как выборочная функция случайного процесса. Кроме того, гидрофон создает собственные шумы и улавливает шумы моря. Поэтому подходящей моделью для данной задачи обнаружения может быть сигнал
при наличии цели, и сигнал
если цели нет. При отсутствии шума сигнал представляет собой выборочную функцию случайного процесса (обозначаемого подстрочным индексом В большом числе систем связи используются каналы, которым присущ случайный характер изменения параметров. Типичными в этом смысле являются системы связи с тропосферным рассеянием, системы с использованием орбитальных отражающих поясов и системы создания пассивных радиопомех с использованием дипольных отражателей. Общепринятым методом является передача одного из двух разнесенных по частоте сигналов (эти частоты обозначим
при условии, что передавался
если был передан Эти примеры характеризуются отсутствием каких-либо детерминированных компонент сигнала. Любое вырабатываемое нами правило решения должно основываться на различии статистических свойств двух случайных процессов, из которых берутся выборки Рассмотрев этот ряд характерных примеров, мы убедились, что задачи теории обнаружения характеризуются тем, что необходимо решать, какая из нескольких гипотез (альтернатив) является истинной. Во всех приведенных примерах имелось только две гипотезы. Поэтому задачи такого типа называются бинарными. Позднее мы встретимся с задачами, в которых возможно М гипотез (многоальтернативные задачи обнаружения). Наша классификация проблем обнаружения приведена на рис. 1.4. Рис. 1.4. (см. скан) Классификация задач теории обнаружения. Аналогичный ряд проблем имеется и в области теории оценок. Простейший пример такой задачи иллюстрируется рис. 1.5, где источник выдает аналоговое сообщение
Система такого типа называется системой амплитудно-импульсной модуляции (АИМ). На рис. 1.5, в сигнал представлен синусоидой, частота которой на данном интервале отличается от опорной частоты
Система такого типа называется системой частотно-импульсной модуляции (ЧИМ). Как и в ранее рассмотренных примерах, здесь имеет место аддитивный шум. Принятое колебание при условии, что значение отсчета было АПУ можно записать в виде
На каждом интервале времени приемник должен оценить величину
Рис. 1.5. а — дискретизация аналогового источника; б - амплитудно-импульсная модуляция; в — частотно-импульсная модуляция; г - восстановление сигнала. Если Если бы в данном примере параметры сигнала были известны, а шум отсутствовал, то принятый сигнал был бы известным полностью. Задачи этой категории мы относим к числу задач, связанных с оценкой известного сигнала на фоне шума. Если предположить, что существует преобразование, обратное преобразованию
Рис. 1.6. Спектр случайного сигнала. Обратимся вновь к радиолокации и рассмотрим несколько другую задачу. Допустим, что о присутствии цели нам известно, но ее дальность или скорость мы не знаем. В этом случае принятый сигнал можно записать в виде
где В задачах третьего уровня сложности сигнал является случайным процессом, статистические характеристики которого содержат параметры, подлежащие оценке. Принятый сигнал в этом случае запишется в виде
где искомые параметры, является выборочной функцией случайного процесса, характеризуется как задача оценки случайного сигнала на фоне шума. Иерархия (классификация) задач теории оценок представлена на рис. 1.7. Рис. 1.7. (см. скан) Классификация задач теории оценок. Нетрудно усмотреть значительное сходство между задачами теории обнаружения и теории оценок. В дальнейшем мы часто будем пользоваться этой аналогией в целях сокращения изложения, однако следует подчеркнуть и принципиальное различие. В случае бинарного обнаружения приемник выдает либо истинный, либо ложный результат. При оценке же непрерывного параметра приемник редко выдает точное значение параметра, но от него требуется, чтобы большую часть времени он был точным. Это различие найдет свое отражение в том, каким образом мы будем судить о рабочих характеристиках систем. Третью область наших интересов часто называют теорией модуляции. Мы вскоре убедимся, что этот термин слишком узок для реальных задач. Для пояснения существа дела полезно вновь обратиться к простому примеру. На рис. 1.8 изображен источник аналоговых сообщений, которыми, как правило, могут быть речь или музыка. Для передачи сообщения по каналу используется какой-либо метод модуляции, преобразующий сообщение к виду, пригодному для распространения в физической среде канала. Передаваемый сигнал представляет собой непрерывное колебание, которое является некоторой детерминированной функцией сообщения
(Это случай обычной двухполосной AM с индексом модуляции
При наличии шумов принятый сигнал имеет вид
Теперь приемник должен наблюдать Другого типа физическая ситуация, в которой нужно оценить непрерывную функцию, иллюстрируется рис. 1.9. Канал в данном случае является линейной системой с постоянными во времени параметрами, импульсная характеристика
Рис. 1.8. Пример из области теории модуляции: а — система передачи аналогового сообщения; Для оценки импульсной характеристики мы передаем известный сигнал
Приемник наблюдает колебание Непрерывной оценки. Далее нам будут встречаться мнбго других задач, в которых требуется получить оценку непрерывного сигнала. Ради удобства при описании задач этого типа мы будем пользоваться термином «теория модуляции», хотя термин «теория оценок непрерывного сигнала» был бы более точным и содержательным.
Рис. 1.9. Измерение параметров канала. По аналогии можно без труда указать задачи теории модуляции других уровней сложности. В системе амплитудной модуляции, представленной на рис. 1.8, б, при приеме часто бывает неизвестной фаза несущей. В этом случае подходящей моделью является
где Простым примером задачи третьего уровня сложности (случайный сигнал на фоне шума) может служить передача частотно-модулированного Рис. 1.10. (см. скан) Классификация задач теории модуляции. сигнала по радиоканалу, амплитудная и фазовая характеристики которого изменяются во времени. Нетрудно убедиться, что если по данному каналу передать сигнал вида (20), то принятое колебание можно записать в виде
где Теперь, когда в общих чертах определены интересующие нас области статистической теории, целесообразно наметить возможные пути решения соответствующих им задач.
|
1 |
Оглавление
|