Главная > Наука и теория информации
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ГЛАВА 16. ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ФИЗИЧЕСКИЕ ПРЕДЕЛЫ НАБЛЮДАЕМОСТИ

1. Общие замечания

Мы обсудили целый ряд экспериментов и получили общий результат: негэнтропийный принцип информации, согласно которому информация, полученная из физического наблюдения, должна быть оплачена увеличением энтропии в лаборатории. В среднем это увеличение энтропии больше, чем полученная информация, если обе величины выражаются в одних и тех же единицах. Эти условия представляют собой новое ограничение возможностей наблюдения, и мы сравним их теперь с известным соотношением неопределенности.

На протяжении последних пятидесяти лет велась обширная дискуссия по поводу взаимоотношения классической физики и квантовой физики. Точка зрения Н. Бора, выраженная в его принципе дополнительности, и его толкование соотношения неопределенности остаются, по-видимому, здравым и логичным подходом к проблеме. Недавняя дискуссия ясно показала важность этих вопросов.

Физика начинается исторически и фактически на классическом уровне с опытов человеческого масштаба и основных определений (длина, время, масса, общие законы), основанных на этих опытах. От этой прочной основы физик переходит к исследованию проблем атома и открывает квантовые условия

со всеми ограничениями, вытекающими из принципа неопределенности, и квантовую механику. Для совместимости необходимо, чтобы эти новые законы сводились в пределе при больших квантовых числах к классическим законам. Н. Бор неоднократно подчеркивал тот факт, что измерительный прибор всегда описывается в терминах классической физики, но он ввел также принцип соответствия, согласно которому квантовые законы должны в пределе переходить в классические законы, когда постоянная Планка h может считаться пренебрежимо малой.

Бор говорит, что «квантовая теория предполагает классические концепции при описании этого уровня».

Как можно было бы определить классическую физику? Эльзассер характеризует этот этап возможностью невозмущающих экспериментов, в которых между наблюдателем и наблюдаемой системой может быть сделано ясное различие. Типичным примером является оптическое наблюдение механической системы, например, падающего тела. Эксперимент не возмущает систему заметным образом и может быть повторен много раз с совпадающими результатами. Он обладает фундаментальным свойством воспроизводимости. Нелегко установить точные условия таких невозмущающих наблюдений. Несколько положений можно, однако, подчеркнуть: наблюдаемая система должна содержать много частиц и большое число квантов. Точность эксперимента должна быть не слишком высока. Очевидно условие, что опыт должен производиться вдали от границы соотношения неопределенности:

Погрешности и должны быть не слишком малы для обеспечения возможности одновременного определения р, q, Е и t.

Мы можем также ввести другое условие, вытекающее из приведенных в настоящей книге рассуждений. Энтропийная цена наблюдения должна быть пренебрежимо малой по сравнению с полной энтропией наблюдаемой системы:

и, следовательно,

так как получаемая информация всегда меньше энтропийной цены . Эти условия несомненно необходимы, но могут быть недостаточными. Общая схема такова: сначала система и измерительное устройство не связаны между собой. На время наблюдения устанавливается связь с некоторой степенью взаимодействия. После наблюдения система и измерительное устройство не связаны. Во время наблюдения значения р, q, Е и S системы претерпевают изменения, и эти неизвестные изменения совершаются на протяжении промежутка времени на котором длится эксперимент. Наблюдение может считаться невозмущающим, если эти неизвестные изменения чрезвычайно малы по сравнению с точностью эксперимента. Условия (16.1) и (16.2), таким образом, необходимы. Рассмотрим, например, случай (16.2). В результате эксперимента полная энтропия наблюдаемой системы и измерительного устройства увеличивается на . Если системы после эксперимента не связаны, то часть этого приращения будет относиться к наблюдаемой системе, а остальное — к измерительным приборам, но отчетливо различить эти две составляющие, вообще говоря, невозможно. Поэтому мы должны потребовать, чтобы полное увеличение было всегда очень мало по сравнению с энтропией наблюдаемой системы.

Эльзассер рассматривает в качестве примера задачу о молекулах газа. В принципе возможно измерить очень точно положения всех молекул, но для такого наблюдения потребовался бы луч света очень высокой частоты. Взаимодействие этого света с молекулами сообщило бы им очень большие импульсы и существенно изменило бы всю систему. Это, очевидно, не является невозмущающим наблюдением и противоречит условиям (16.1) и (16.2). С другой стороны, измерения объема, давления и плотности могут выполняться с соблюдением условий (16.1) и (16.2), если только точность не слишком высока.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru