Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 17.3. Определение автоколебаний релейных систем методом припасовыванияВ § 17.1 с помощью фазовой плоскости были найдены автоколебания некоторых нелинейных систем второго порядка. Еще ранее, в § 16.1, были исследованы автоколебания в релейцой системе второго порядка методом припасовывания. Однако и для релейных систем любого порядка также существует точное аналитическое решение, потому что релейные характеристики проще других нелинейных тем, что выходная величина принимает только определенные постоянные значения Изложим здесь решение А. И. Лурье для релейной системы любого порядка по методу припасовывания, полагая, что уравнения системы автоматического регулирования имеют вид
(переменная Преобразуем эти уравнения к специальной канонической форме. Записав первые
и преобразовав их к одной (любой) из переменных
где определитель
а выражение
Многочлены и будем считать, что все они различны. Тогда уравнение (17.82) после разложения частного двух многочленов
где Введем новые переменные
Выписывая эти соотношения и добавляя к ним последние два из уравнений (17.81), в которых переменные
где
Введем, наконец, еще новые переменные
Продифференцировав по времени все уравнения (17.86), кроме последнего, и исключив затем из них
причем Следует заметить, что вещественным корням X соответствуют вещественные канонические переменные Теперь требуется написать только выражения для исходных переменных
Подставляя это с учетом (17.85) в уравнения (17.84), находим выражения исходных переменных через канонические в виде
Если же один из корней многочлена
В результате вместо (17.90) получаем формулы:
где
По последней из формул (17.91) определяется Рассмотрим случай, когда релейная характеристика а
Если корни
где
Рис. 17.15. Они определяются из условий периодичности, выражающих собой тот факт, что в конце полупериода колебаний каждая переменная должна быть равна ее значению в начале перцода с обратным знаком, а именно:
если время
Следовательно, написанное выше решение имеет вид
в интервале времени В начале полупериода (в момент переключения реле) согласно рис. 17.15 имеем
Период автоколебаний будет
Необходимо заметить, что для того, чтобы действительно произошло переключение реле, нужно согласно рис. 17.15 иметь возрастание величины а при должно выполняться следующее условие переключения:
Кроме того, не должно быть обратного переключения реле внутри полупериода, т. е. требуется Амплитуда автоколебаний для любой переменной определяется как максимальное ее значение внутри полупериода В случае, если один из корней Я, равен нулю, например
а также
Устойчивость автоколебаний определяется на основании уравнений данной системы в малых отклонениях от исследуемого автоколебательного процесса. Эти уравнения являются линейными уравнениями с периодическими переменными коэффициентами. Согласно теории Ляпунова (приводится без вывод), необходимым и достаточным условием устойчивости автоколебаний является отрицательность вещественных частей всех корней следующего характеристического уравнения;
а если
где через Пример. Рассмотрим систему самолета с курсовым автопилотом (в упрощенном виде), которая исследовалась в § 17.2, но только характеристику привода руля возьмем релейную в виде рис. 17.15. В § 17.2 были получены условия устойчивости системы на основании теорем Ляпунова (устойчивость системы по отношению к установившемуся состоянию с постоянным значением угла курса). Теперь же будем искать автоколебания и условия, при которых они имеют место. Уравнения самолета и автопилота согласно (17.55), (17.60) и (17.59) запишем здесь в виде
где Положив
приведем уравнения (17.101) к виду (17.81). В наших обозначениях получим:
Следовательно, в уравнениях (17.81) в данном случае имеем:
Определитель (17.83) здесь будет
а корни его
Вычислив
В результате канонические уравнения (17.89) здесь будут
а выражения (17.91) для прежних переменных
Подставив
Рис. 17.16. Далее согласно (17.97) записываем уравнения для определения полупериода автоколебаний:
или
где введено обозначение
Левая часть равенства (17.105) изображается прямой
причем
При Но кроме равенства (17.105) необходимо еще выполнение условия переключения (17.98), которое в данном случае будет
или
Следовательно, если даже значение а лежит в интервале (17.107), но не выполняется условие (17.108), то автоколебаний в системе не будет. Для исследования устойчивости автоколебаний запишем характеристическое уравнение (17.100). Оно получает здесь вид
Случай Поэтому, считая
Поскольку данное характеристическое уравнение имеет вторую степень, то для устойчивости исследуемых колебаний необходима и достаточна положительность его коэффициентов. Коэффициент при
Отсюда с учетом (17.107) заключаем, что имеются две области устойчивых автоколебаний:
Между ними лежит область неустойчивого периодического решения
где при начальных условиях, приводящих к отклонениям, которые больше амплитуды этого периодического решения, в системе получаются расходящиеся колебания. Условие
т. е. неустойчивую систему (17.110) можно сделать устойчивой автоколебательной системой путем усиления интенсивности введения производной в закон регулирования согласно (17.111). При этом необходимо параметры системы подобрать так, чтобы добиться достаточно малого значения амплитуды автоколебаний и приемлемой (по техническим условиям) частоты их. Для вычисления амплитуды автоколебаний нужно сначала по формулам (17.96) записать решения для
Затем по последней из формул (17.104) надо записать решение для угла рыскания самолета
По этим уравнениям можно построить графику автоколебаний самолета (рис. 17.16, б) и руля (рис. 17.16, в), причем
Амплитуда автоколебаний руля, как видно из рис. 17.16, в, будет
где с — скорость движения руля согласно характеристике рис. 17.15. Амплитуда автоколебаний самолета (по углу рыскания) найдется как максимум функции
Это уравнение решается графически, как показано на рис. 17.16, г. Определив таким образом величину
Частота же автоколебаний определяется через полупериод Г, найденный на основании уравнения (17.105) графически (рис. 17.16, а). Заметим, что задача в данном примере ради простоты решена лишь для упрощенного уравнения движения самолета по курсу (первое из уравнений
|
1 |
Оглавление
|