Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 18.3. Примеры исследования нелинейных систем первого классаРассмотрим несколько примеров применения изложенного в предыдущем параграфе метода. Пример 1. Найдем влияние ограничения линейной характеристики двигателя (рис. 18.13, а) на процессы в следящей системе. Пусть остальные звенья системы линейны.
Рис. 18.13. Тогда уравнение управляемого объекта с двигателем вместо (16.63) примет вид
где
где
что изображено графически на рис. 18.13, б. Здесь а обозначает амплитуду колебаний величины Общее уравнение остальной части следящей системы согласно (16.53) будет
На основании (18.65) и (18.66) получаем характеристическое уравнение
После приведения его левой части к виду
Выясним влияние параметра к (общего коэффициента усиления) на автоколебания в данной системе. Из последнего уравнения находим
а из первого
Формула (18.70) дает график, изображенный на рис. 18.13, в, где
Графики на рис. 18.13, б и в определяют связь между амплитудой
Рис. 18.14. Найдем зависимость амплитуды
причем
Очевидно, что если сом
справедлив график на рис. 18.14, а, а для системы с параметрами
— на рис. 18.14, б. Исследуем устойчивость найденного периодического решения по критерию (18.63). Согласно (18.66) частота Найдем производные;
так как согласно рис. 18.13, б производная Легко проверить, что при Как уже отмечалось, через
как модуль соответствующей передаточной функции при Учитывая, что
Точно такое же значение к является границей устойчивости для линейной системы, когда уравнение управляемого объекта с двигателем вместо (18.65) имеет линейный вид В случае же (18.76), для которого график, определяющий автоколебания, имеет вид рис. 18.14, б, автоколебания могут уже появиться при начальных амплитудах переходного процесса (ниже кривой Случай, изображенный на рис. 18.14, б, называется «жестким возбуждением» автоколебаний. Такое возбуждение автоколебаний раньше наступления границы устойчивости возможно, как видно из (18.76), только при достаточно большом
Рис. 18.15. При отсутствии такой связи указанное явление не имело бы места. На рис. 18.15, а и Пример 2. Рассмотрим теперь следящую систему с линейной характеристикой привода, но учтем сухое трение совместно с линейным (рис. 18.16, а). Уравнение управляемого объекта с двигателем имеет при этом вид (16.52).
Рис. 18.16. Здесь возможны два случая; 1) колебания без остановок, когда обеспечиваются условия первого из уравнений (16.52); 2) колебания с остановками, когда действуют попеременно оба уравнения (16.52). Рассмотрим первый случай и определим условия его существования. Итак, записываем первое из уравнений (16.52), поделив его на
с условием, что
Обозначим
где
Поскольку движение предполагается без остановок, то нелинейную функцию (18.83) подвергаем гармонической линеаризации, как релейную характеристику, и на основании формулы (18.18), полагая
получаем
где а — амплитуда колебаний скорости
Выражение (18.84) представляет собой известную формулу линеаризации сухого трения с помощью вибраций. Найдем условия, при которых она здесь справедлива. Согласно (18.81) и (18.82) имеем
откуда
что и является условием, при котором справедливо дальнейшее решение. Характеристическое уравнение всей замкнутой системы согласно (18.82), (18.84) и (16.53) получает вид
После подстановки
Чтобы исследовать влияние коэффициента к на динамику системы, выразим из этих двух уравнений величины к и
Заметим, что
Изменяя
где
Для исследования устойчивости найденного периодического решения на основании (18.86) находим
Критерий (18.63) при этом не выполняется, что означает неустойчивость найденного периодического решения. Это и показано условно вертикальными стрелками на рис. 18.16, б. Легко проверить, что значение При невыполнении условия (18.89) требуется исследование обоих уравнений (16.52) совместно (это будет уже нелинейность второго класса, так как она затрагивает обе величины: вводную Пример 3. Пусть теперь в той же системе действует не сухое трение, а сопротивление движению объекта, пропорциональное квадрату скорости, с линейной составляющей рис. 18.17, а.
Рис. 18.17. Уравнение управляемого объекта с двигателем имеет в этом случае вид (16.63). Перепишем здесь его иначе по аналогии с предыдущим примером:
где
Полагая
Следовательно,
Составив, как и раньше, характеристическое уравнение, приходим к выражениям:
откуда находим:
Граничные значения Поскольку здесь
то критерий (18.63) выполняется. Поэтому найденное периодическое решение устойчиво. Следовательно, квадратичное трение приводит к автоколебаниям в той области параметров, где система без этого добавочного трения была бы неустойчивой. Это объясняется усилением демпфирующего действия квадратичной силы трения при увеличении амплитуды (и скорости) колебаний, что препятствует неограниченному раскачиванию системы. Заметим, что переход закона сопротивления движению объекта от линейного к квадратичному при больших скоростях отражает реальные явления. Амплитуда и частота автоколебаний определяются здесь графиком рис. 18.17, б или формулами (18.92), причем амплитуда колебаний угла Р будет Пример 4. Пусть в той же следящей системе требуется учесть влияние зазора в механической передаче между двигателем и управляемым объектом (схематически он показан на рис. 16.20) при линейной характеристике двигателя и при линейном трении. В колебательных процессах, которые здесь рассматриваются, зависимость между углами поворота Первая нелинейность (рис. 16.20, б) после гармонической линеаризации при
где
причем
Вторую нелинейность (16,54) запишем в виде
Рис. 18.18. Зависимость между углами
при
и (учитывая, что
при
Условие отсутствия постоянной составляющей здесь выполняется, а третья из формул (18.11) принимает вид
аналогично определяется и
где
где
причем
Рис. 18.19. На основании (18.93), (18.96) и линейной части (16.53) приходим к характеристическому уравнению
Следовательно, после подстановки
Для исследования влияния параметра к на собственные колебания данной системы выразим величину к из каждого уравнения по отдельности:
Задаваясь разными значениями При
причем вдоль кривой на рис. 18.19, в частота Пример 5. Пусть имеется релейная система регулирования температуры (рис. 1.35), описываемая согласно § 16.1 уравнениями (с дополнительным учетом постоянной времени привода
где х — ток в диагонали моста (управляющей обмотке реле),
Рис. 18.20. Гармоническая линеаризация характеристики реле рис. 18.20, а согласно формулам (18.9) и (18.15) дает
где
На основании написанных уравнений получаем следующее характеристическое уравнение данной замкнутой системы:
где
Отсюда после подстановки
Исследуем влияние параметра к на устойчивость и автоколебания данной системы. Из (18.100) имеем
откуда после подстановки (18.99) находим
где
Тогда из второго уравнения (18.100) с учетом (18.99) получаем
На основании формул (18.102) и (18.103) можно построить графики для амплитуды
Рассмотрим частные случаи. Пусть реле имеет характеристику вида рис. 18.20, б, где
Поэтому второе из уравнений (18.100) дает постоянное значение частоты периодического решения
Подставляя его в первое уравнение (18.100), с учетом (18.105) находим
Здесь
при Соответствующий график зависимости амплитуды
Следовательно, нижняя ветвь кривой на рис. 18.21, а соответствует неустойчивому периодическому решению, а верхняя — устойчивому (автоколебания). Пусть в другом частном случае характеристика реле имеет идеальный вид (рис. 18.20, в), т. е.
изображенная на рис. 18.21, б. Здесь возможен только автоколебательный процесс; область устойчивости равновесного состояния, имевшаяся на рис. 18.21, а, пропадает. Как видим, зона нечувствительности имеет стабилизирующее значение для релейной системы автоматического регулирования, причем ширина области устойчивости (0 к
Рис. 18.21. Далее, в третьем частном случае, когда характеристика реле чисто гистерезисная (рис. 18.20, г), т. е.
При этом из (18.102) находим
а из (18.103)
По этим формулам построены кривые на рис. 18.21, в и г, определяющие амплитуду и частоту периодического решения в зависимости от величины параметра рис. 18.37). Для характеристики на рис. 18.22, а при изменении величины х по закону
Осредненное ее значение (18.60) согласно рис. 18.22, в с предельным переходом к заданной характеристике
так как
Рис. 18.22. Обозначив
Итак, для исследования устойчивости получаем следующее характеристическое уравнение:
Условие устойчивости периодического решения, следовательно, по критерию Гурвица будет
Подставив сюда Пример 6. Пусть в той же системе характеристика реле имеет простейший вид рис. 18.20, в, но имеется постоянное по времени запаздывание
В результате получим характеристическое уравнение системы
Подстановка
из которых находим два соотношения:
Первое из них определяет частоту (решается графически), а второе — амплитуду автоколебаний в зависимости от коэффициента усиления регулятора к и от других параметров системы. Заметим, что во всех случаях, рассмотренных в примере 5 и в данном примере релейной системы, через
Пример 7. Рассмотрим систему автоматического регулирования с приводом регулирующего органа в виде двухфазного двигателя переменного тока. Характеристика этого двигателя для разных значений управляющего напряжения
Рис. 18.23. Линеаризуя характеристики, обычно считают
Но это справедливо в первом приближении только для левого участка характеристики. Если же используется большая часть характеристики, то необходимо учесть ее нелинейность. Имея в виду, что на рис. 18.23, а с увеличением содв коэффициент
(абсолютные значения Введем для дальнейшего обозначение
Тогда дифференциальное уравнение двигателя
где
Здесь имеем три нелинейные функции:
Гармоническая их линеаризация по правилам § 18.1 дает:
Подставляя это в (18.119), получаем следующее уравнение двухфазного двигателя (для колебательных процессов):
вместо обычного линейного
Здесь а обозначает амплитуду колебаний угловой скорости двигателя Далее, скорость перемещения регулирующего органа
Уравнение регулируемого объекта и уравнение чувствительного элемента регулятора возьмем соответственно в виде
где Характеристическое уравнение всей замкнутой системы будет
где
После подстановки
Рассмотрим при этом влияние параметра к (общего коэффициента усиления регулятора). Второе из уравнений (18.125) дает
Из (18.121) видно, что
Далее, первое из выражений (18.125) при
По этой формуле, используя предыдущие результаты, получаем график зависимости амплитуды автоколебаний
|
1 |
Оглавление
|