Главная > Теория систем автоматического регулирования
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

§ 5.7. Уравнения следящей системы

Рассмотрим следящую систему, принципиальная схема которой изображена на рис. 5.18. Задающим устройством является командная ось вращаемая извне по произвольному закону . Этот угол должен повторяться на управляемом объекте ось которого является исполнительной осью Мощность, требуемая для вращения командной оси ничтожна, так как с командной осью сцеплен только движок потенциометра

Рис. 5.18.

Мощность, которую может потреблять для своего вращения управляемый объект, значительно выше и обеспечивается установкой двигателя соответствующей номинальной мощности. В этом, а также в дистанционности управления заключается смысл использования подобной следящей системы воспроизведения угла поворота.

Сравнение углов поворота командной и исполнительной осей осуществляется при помощи двух потенциометров . Если углы поворота командной и исполнительной осей не равны, то возникает напряжение рассогласования которое поступает на вход первого электронного усилителя. Далее усиленный сигнал после прохождения через два электронных усилителя подводится к обмотке возбуждения генератора привод которого не показан на схеме. Якорь генератора Г соединен с якорем двигателя обмотка которого подключена к постоянному напряжению.

В результате при появлении рассогласования двигатель начинает вращаться в сторону уменьшения ошибки до согласования двух осей. Задающим воздействием здесь является угол поворота . В качестве возмущающего воздействия рассмотрим момент нагрузки на оси управляемого объекта.

Для улучшения динамических качеств следящей системы в ней предусмотрена отрицательная обратная связь по напряжению тахогенератора

Будем считать, что все звенья системы линейны, за исключением электро-машинного усилителя (генератора), у которого электродвижущая сила связана с током возбуждения нелинейной кривой намагничивания генератора. Однако и здесь при сравнительно небольших напряжениях якоря (примерно до половины номинального) можно зависимость между ей считать также линейной.

Таким образом, в рассматриваемой системе отпадает необходимость линеаризации и можно сразу приступить к составлению уравнений. Для этой цели разобьем систему на динамические звенья и найдем их передаточные функции.

Чувствительный элемент. Напряжение на выходе первого потенциометра будет и на выходе второго где -крутизна, или коэффициент передачи потенциометра. Напряжение на выходе чувствительного элемента равно разности

Это дает передаточную функцию чувствительного элемента

Электронные усилители. Считая усилители безынерционными, можно записать их передаточные функции в виде

где — коэффициенты усиления по напряжению первого и второго усилителей.

Обмотка возбуждения генератора. Дифференциальное уравнение можно записать на основе второго закона Кирхгофа:

где - суммарные сопротивление и индуктивность цепи возбуждения с учетом выходного каскада усилителя.

Приведем это уравнение к стандартному виду:

где — постоянная времени цепи возбуждения.

Отсюда находим передаточную функцию обмотки возбуждения:

Генератор. Для прямолинейной части характеристики намагничивания можно положить

где — коэффициент пропорциональности между э. д. с. генератора и током возбуждения в линейной части характеристики. Отсюда получаем передаточную функцию генератора:

Двигатель. Так как при фиксированном возбуждении двигатель имеет две степени свободы, то необходимо иметь для него два исходных дифференциальных уравнения. Первое уравнение может быть получено, если записать второй закон Кирхгофа для цепи якоря:

Второе уравнение представляет собой закон равновесия моментов на валу двигателя:

В этих уравнениях индуктивность и сопротивление цепи якоря (суммарные), — коэффициенты пропорциональности, — приведенный к оси двигателя суммарный момент инерции, угловая скорость двигателя, Ф — поток возбуждения, М — момент нагрузки, приведенный к валу двигателя.

Так как поток возбуждения двигателя то можно положить .

Вводя оператор дифференцирования и решая уравнения (5.110) и (5.111) совместно, получаем

Здесь введены две постоянные времени двигателя: электромеханическая постоянная времени

и постоянная времени якорной цепи

Коэффициенты пропорциональности могут быть найдены из соотношений

где — номинальные значения напряжения и якорного тока двигателя, — номинальный вращающий момент и скорость идеального холостого хода двигателя

Учитывая эти соотношения, электромеханическую постоянную времени можно представить в другом виде:

где — номинальное сопротивление якоря двигателя, — момент короткого замыкания двигателя (вращающий момент заторможенного двигателя).

В формуле (5.155) перейдем к углу поворота двигателя а, который связан с угловой скоростью зависимостью

Из последнего выражения, сравнивая его с формулой (5.9), можно получить передаточную функцию двигателя, связывающую его угол поворота а с э. д. с. генератора:

и передаточную функцию по возмущению, связывающую угол поворота а с моментом приложенным к его оси:

Редуктор. Считая редуктор линейным безынерционным звеном, запишем его передаточную функцию в виде

где — передаточное отношение редуктора.

Тахогенератор. Передаточная функция тахогенератора, в соответствии с § 4.7, соответствует идеальному дифференцирующему звену:

где — коэффициент пропорциональности между э. д. с. генератора и скоростью его вращения.

Рис. 5.19.

Все звенья рассматриваемой системы, кроме тахогенератора, включены последовательно. Это отображено на структурной схеме рис. 5.19. Тахогенератор включен в цепь местной обратной связи.

Размыкая главную цепь системы, как показано на рис. 5.16 (так, чтобы не нарушать включения местной обратной связи), получаем передаточную функцию разомкнутой системы

После подстановки выражений для передаточных функций звеньев получаем

Здесь введен общий коэффициент усиления цепи регулирования без учета действия местной обратной связи

и коэффициент усиления по цепи местной обратной связи

Выражение (5.122) можно переписать в ином виде:

где

Результирующий коэффициент усиления основной цепи с учетом действия местной обратной связи, называемый также добротностью по скорости, будет

Найдем операторные выражения для регулируемой величины и ошибки по общим формулам (5.15) и (5.16). Для этого необходимо найти передаточную функцию по возмущению , связывающую угол поворота с возмущением М при разомкнутой главной цепи, но замкнутой цепи местной обратной связи. Из структурной схемы (рис. 5.19) при разомкнутой главной обратной связи и при разомкнутой местной обратной связи будет

где — передаточное отношение редуктора.

При замыкании местной обратной связи в соответствии с формулой (5.59) получаем

откуда искомая передаточная функция по возмущению

где и с определяются формулами (5.124) и (5.126).

Имея теперь значения передаточных функций и (р), по общим формулам (5.15) и (5.16) находим операторное выражение для регулируемой величины

и для ошибки

Из (5.132) можно, в частности, получить установившуюся ошибку в неподвижном положении при Для этого необходимо в (5.175) положить

Здесь введено понятие так называемой добротности по моменту (или крутизны по моменту), которая равна отношению приведенного к оси двигателя момента нагрузки к возникающей при этом статической (моментной) ошибке:

Из формулы (5.133) видно, что в неподвижном положении ошибка определяется только моментом нагрузки (возмущающим воздействием). Это означает, что рассматриваемая система обладает астатизмом относительно управляющего воздействия и статизмом относительно возмущающего воздействия М.

Заметим, что в формулу (5.133) входит момент нагрузки, приведенный к валу двигателя. Поэтому в эту формулу не вошло передаточное отношение редуктора. Если перейти к моменту нагрузки оси управляемого объекта, то в знаменателе последнего выражения (5.133) появится в качестве множителя . В соответствии с этим можно сформулировать другое понятие добротности по моменту, как отношение момента нагрузки на оси управляемого объекта к установившейся ошибке.

При движении с постоянной скоростью из (5.132) получается установившаяся ошибка

Здесь можно ввести понятие добротности по скорости, которая является коэффициентом пропорциональности между скоростью движения следящей системы и возникающей при этом установившейся ошибкой (при отсутствии возмущения). В данном случае она равна общему коэффициенту усиления по разомкнутой цепи:

1
Оглавление
email@scask.ru