Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 20.3. Система с нелинейным корректирующим устройствомНа примере конкретной следящей системы (рис. 20.17) рассмотрим некоторые особенности введения специальных нелинейных корректирующих устройств, использование которых приводит к тому, что переходный процесс в системе имеет такой вид, как будто инерционность двигателя во время переходного процесса существенно уменьшается [134].
Рис. 20.17. На рис. 20.18 тонкой линией показано, что при синусоидальных колебаниях вследствие инерционности двигателя ошибка реальной системы Введение нелинейных динамических корректирующих сигналов в данном случае производится таким образом, чтобы деформировать вид кривой ошибки
Рис. 20.18. Для отыскания численных соотношений, определяющих зависимость между интервалом введения динамического корректирующего сигнала и эквивалентными параметрами двигателя, разложим заштрихованную кривую (рис. 20.18) в ряд Фурье и сравним с кривой ошибки
где
или
Заметим, что амплитуда ошибки коэффициентов гармонической линеаризации примут вид
Поэтому гармонически линеаризованное уравнение двигателя с указанной нелинейной коррекцией будет
где Оно позволяет совместно с уравнениями остальных звеньев системы проводить анализ системы. Однако использование уравнения (20.55) технически не всегда бывает удобно. Недостатком формы записи его является то, что двигатель, по существу, является инерционным звеном, в то время как уравнение его получилось в форме уравнения звена с введением производной, причем Для получения передаточной функции двигателя обычного вида необходимо сделать некоторые специальные преобразования. Будем искать ее в виде
с неизвестными пока Уравнение (20.56) запишем в виде
и подставим в него значения и
Для случая исследования автоколебаний и устойчивости системы выражение для напряжения
Подставив это в уравнение (20.58) и выделив члены с синусами и коси нусами, получим систему уравнений
откуда находим
Таким образом, передаточная функция двигателя с нелинейной коррекцией имеет вид
Заметим, что в данном случае Из выражения (20.59) видно, что для уменьшения постоянной времени двигателя нужно уменьшить величину Найдем передаточную функцию двигателя с указанной нелинейной коррекцией для исследования переходного процесса. Вместо (20.55) получим
Передаточную функцию двигателя с нелинейной коррекцией, как и прежде, ищем в виде
Подставим сюда значения
Затем, учитывая форму решения (20.7), (20.8), запишем выражения
и подставим их в (20.62). Разделяя там члены с синусами и косинусами, получим систему уравнений
Отсюда находим выражения для эквивалентного коэффициента усиления и постоянной времени:
Они отличаются от выражений (20.59), выведенных для случая исследования автоколебаний и устойчивости, наличием членов с Поскольку в полученные формулы величина показателя затухания Используя выражения, полученные для коэффициентов гармонической линеаризации (20.54), и выражения для эквивалентных параметров двигателя (20.63) и (20.64), можно найти общее выражение для эквивалентной постоянной времени двигателя при использовании данного вида нелинейных корректирующих сигналов:
В тех случаях, когда требуется значительно скомпенсировать во время переходного процесса отрицательное влияние инерционности двигателя, необходимо ввести «упреждение» 7 (рис. 20.19). Графики коэффициентов гармонической линеаризации и эквивалентных значений постоянной времени и коэффициента усиления звена для подобного типа корректирующих сигналов приведены на рис. 20.20, а, б, в при разных значениях Из рис. 20.20, в виден эффект уменьшения инерционности приводного двигателя за счет описанной коррекции. Для оценки влияния нелинейных корректирующих сигналов рассмотрим процессы в следящей системе, схема которой изображена на рис. 20.17. Перед усилителем следящей системы (или в первых каскадах усилителя) установлено логическое устройство, которое включает корректирующий сигнал.
Рис. 20.19.
Рис. 20.20. В те интервалы времени, в которые знаки анализируемых сигналов Уравнения системы имеют вид
Отсюда выражение для ошибки системы с учетом выражении (20.59) будет
Характеристическое уравнение системы будет
где
Для определения автоколебаний и устойчивости воспользуемся коэффициентным методом (§ 18.2). По критерию Гурвица
причем уравнение для частоты колебаний системы получает вид
Решение системы этих двух уравнений целесообразно производить методом последовательных приближений. Производя вычисления для заданных значений параметров системы
В линейной следящей системе (без нелинейной коррекции) Для определения качества переходных процессов используем формулы (20.32) и (20.33), что дает
Решая эти уравнения методом последовательных приближений для значения коэффициента усиления системы Для того чтобы получить аналогичное качество переходного процесса в линейной системе без использования нелинейных динамических корректирующих сигналов, необходимо, чтобы коэффициент усиления системы был не более На рис. 20.21 приведены результаты точного решения исходных нелинейных уравнений для следующих значений параметров системы:
Рис. 20.21. Точное значение коэффициента затухания При наличии в системе дополнительной нелинейности типа насыщения, что практически почти всегда имеет место, величина первого перерегулирования существенно уменьшается
|
1 |
Оглавление
|