А.2. ИГРА ПРЕСЛЕДОВАНИЯ С НЕПОДВИЖНОЙ БАТАРЕЕЙ
Оба игрока осуществляют простое движение на плоскости. Преследователь
быстрее и легко мог бы поймать
если бы не заградительный огонь, защищающий
Огонь непрерывен и ведется из батареи, расположенной в точке О. Мгновенная вероятность поражения обратно пропорциональна расстоянию
и интеграл от нее, как и в
будет платой.
Итак,
пытается поймать
с минимальной вероятностью поражения. Он должен выбрать курс, являющийся компромиссным между прямым преследованием и осторожностью, требующей того, чтобы не быть слишком долго поблизости от О. Со своей стороны
должен включить в свой полет от
маневрирование, имеющее целью завлечь
в опасную близость к О.
Мы используем полярные координаты
для
и прямоугольные координаты х, у для
начала систем координат находятся в О, прямые
совпадают. Скорости игроков
равны соответственно
причем
так что
в действительности означает отношение скоростей. Управления
показаны на рис.
Уравнения движения имеют вид
Плата есть интеграл, причем
где а — фиксированная положительная константа. Терминальная поверхность определяется условием
где I — заданное положительное число, а пространство игры
определяется условием
Решение почти целиком получается с помощью непосредственного интегрирования. Этот пример является исключительным в смысле отсутствия здесь особенностей.
Рис. А.2.1.
Все же одна сингулярная поверхность здесь определенно есть: если Р, О, Е лежат на одной прямой в перечисленном порядке, то два симметричных пути, с помощью которых
может обойти О, очевидно, приводят к наличию рассеивающей поверхности с мгновенной смешанной стратегией на ней.
Наш обычный метод не приводит к затруднениям (за исключением, возможно, обычной трудности выбора знака
в начальный момент). Из уравнений характеристик тотчас же последует, что
всегда движется по прямой линии. В то же время любой путь
определяется уравнением
где
— постоянные; К может иметь произвольный знак, но при этом подразумевается, что в тех случаях, когда он отрицателен,
следует заменить на
На рис. А.2.2 изображен график
шкалой) для типичной партии. Здесь
точки отмечают положения в последовательные моменты времени. Разумеется, любая соответствующая пара зтих точек может быть принята за начальное положение.