Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
5.2. ДОЛИХОБРАХИСТОХРОНАВ классической задаче о брахистохроне некоторое тело в однородном поле тяжести принуждено скатываться вниз по заданной кривой. При этом начальная точка фиксирована. Фиксировано и конечное положение, которое может быть либо также некоторой точкой, либо — в более общем случае — некоторым участком заданной кривой. Последнее больше соответствует нашему подходу к проблеме. Мы будем считать, что тело к концу своего падения должно быть в какой-то точке определенной кривой Задача состоит в том, чтобы найти траекторию, которая позволяет за минимальное время достичь исходя из заданной начальной точки. Если тело падает вниз из некоторой точки с нулевой начальной скоростью на расстояние у по вертикали, то независимо от пути скорость его, как известно, равна Теперь представим себе точку, которая передвигается в верхней полуплоскости х, у таким образом, что в каждый момент времени мы можем выбирать направление ее движения, а модуль скорости ее при этом равен всегда У Уравнения движения точки имеют вид
поскольку модуль скорости в точке В качестве терминальной кривой выберем положительную часть оси Тогда единственным множеством начальных точек, согласующихся с первоначальной постановкой задачи, является положительная часть оси х. Если требуется рассмотреть случай стационарного старта, то этого всегда можно добиться подходящим выбором осей; но чаще мы будем просто видоизменять начальные условия. В задаче о долихобрахистохроне второй игрок
Рис. 5.2.1. Два крайних вектора ее имеют одинаковую длину Конечно, здесь можно усмотреть также и некоторую игру качества. В области скорости Если в последующих выкладках считать, что всюду Уравнения движения имеют вид
Эти уравнения без последних членов уже были выписаны раньше в этом параграфе. Последние члены принимают значения
так что крайним допустимым значениям соответствуют крайние скорости Поскольку платой является время окончания игры, она определяется интегралом, где
С помощью леммы 2.8.1 определяем функцию
где
и первая круглая скобка в основном уравнении равна
и максимум достигается при
Тогда основное уравнение (4.2.3) будет
или
При
При
а в уравнении для у появляется слагаемое
и на ней
Найдем теперь допустимую область. Для этого заметим, что скорость, направленная по нормали к
Это значит, что допустимой областью является та часть прямой для которой
Для того чтобы можно было интегрировать уравнения характеристик, мы должны знать Очевидно, что на того, чтобы достичь
(мы положили
так что Интегрирование правого верхнего из этих уравнений сразу дает (5.2.3), причем это соотношение выполняется теперь уже не только на но и в некоторой области в У. Чтобы проинтегрировать остальные уравнения, проще всего использовать сначала основное уравнение (4.2.3). Положив
Какой выбрать знак Упражнение 5.2.1. Показать, что правому нижнему уравнению из уравнений характеристик в регрессивной форме удовлетворяет лишь Заметим, что
и левое нижнее уравнение из уравнений характеристик превращается в уравнение
Для начального условия
если только
Верхнее левое уравнение из уравнений характеристик интегрируется обычным способом; в результате получаем
Оптимальные траектории определяются уравнениями (5.2.6) и (5.2.4). Заметим, что при Вернемся, однако, к игре двух игроков; мы получили
и А остается положительным все время, пока
Тогда из (5.2.6) получаем, что на этой поверхности при
Заметим, что в области, расположенной слева от поверхности переключения (см. рис. 5.2.2),
Поверхность переключения определяется уравнениями (5.2.8) и
Рис. 5.2.2 В каждой из областей, разделенных поверхностью переключения, Мы уже нашли выражение для
Однако выражение Оптимальные траектории слева от поверхности переключения, как видно из их уравнений, представляют собой нечто вроде циклоид, а именно: каждая описывается точкой окружности, которая катится вправо по прямой, скользящей влево со скоростью Чтобы продолжить решение на правую сторону поверхности переключения, требуется дальнейшее интегрирование, которое, будучи в принципе элементарным, при выполнении оказывается довольно утомительным. В качестве начальных условий возьмем
Мы должны использовать эти условия при интегрировании уравнений характеристик, считая
Чтобы установить, что все эти вычисления действительно завершают решение, необходимо проверить следующие утверждения: 1) новые траектории полностью и однозначно покрывают область в У, расположенную справа от поверхности переключения и выше прямой 2) Первое утверждение кажется в высшей степени вероятным (доказательство, не использующее прямое интегрирование, возможно, будет не столь уж трудным). А второе следует из первого, ибо вдоль оптимальной траектории
|
1 |
Оглавление
|