Главная > Дифференциальные игры
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

6.9. СУЩЕСТВОВАНИЕ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ДИЛЕММЫ

Может ли возникнуть такая дилемма в правильно сформулированной задаче? Ответ утвердителен, как видно из следующего примера.

Пример 6.9.1. Игра с постоянно действующей дилеммой. Пространство игры есть верхняя полуплоскость; в качестве выбираем ось х. Плата должна быть терминальной, дифференцируемая гладкая функция; она имеет максимум при и уменьшается при

Пусть уравнения движения таковы:

Тогда точка х имеет фиксированную компоненту скорости, направленную вниз, и, следовательно, должна достичь хочет достичь как можно ближе к прямой как можно дальше от нее. Напишем основное уравнение (4.2.3)

где и уравнения характеристик

Поверхность характеризуется равенствами

и симметрия позволяет нам рассматривать лишь случай

Тогда на

поэтому Из соответствующих уравнений характеристик ясно, что не меняет знак, и, следовательно, эти стратегии остаются неизменными. Интегрирование системы

дает траектории

Случай симметричен; в результате получаем картину, изображенную на рис. 6.9.1. Ясно, что верхняя полуось у является рассеивающей поверхностью. На ней оба игрока могут выбрать любую горизонтальную скорость, по модулю не превосходящую единицы.

Рис. 6.9.1.

Максимизирующий игрок стремится к тому, чтобы точка х продолжала оставаться на рассеивающей поверхности, поэтому он выбирает скорость, противоположную той, которую выбирает Со своей стороны стремится сделать согласованный выбор. Таким образом, все время, пока продолжает удерживать х на рассеивающей поверхности, имеет место постоянно действующая дилемма.

Однако и здесь концепцию постоянно действующей дилеммы можно обойти. Действительно, предположим, что мы квантуем игру так, чтобы игроки имели в своем распоряжении последовательность малых перемещений и каждый мог бы применять оптимальную смешанную стратегию; тогда проигрывает, если х уходиг с рассеивающей поверхности и уже на нее не

возвращается. Вероятность каждого такого проигрыша равна Следовательно, маловероятно, чтобы точка х оставалась долгое время на рассеивающей поверхности.

Если рассматривать игру как непрерывный процесс, как предел все более мелких разбиений, по-видимому, можно считать законным непосредственное перемещение по изображенным траекториям. Конечно, в практических задачах мы можем делать именно так.

Задача 6.9.1. Показать, что если в последнем примере первое из уравнений движения заменить на

то траектории станут такими, как изображает рис. 6.9 2. Таким образом, возможны траектории, на которых имеет место постоянно действующая дилемма и которые не лежат на рассеивающей поверхности.

Оказывается, что для этой задачи в точках, лежащих над кривыми А, решение отсутствует.

Рис. 6.9.2.

При начале игры из любой такой точки может добиться сколь угодно малой платы. Таким образом, кривые А являются сингулярными поверхностями типа

Легко видеть, что траектории, близкие к какой-нибудь траектории К., где имеет место постоянно действующая дилемма, должны иметь то же самое направление, что и К. То есть если К есть рассеивающая поверхность, то исходящие из нее траектории должны иметь с ней общую касательную Этот факт можно было использовать в наших предыдущих примерах для устранения вопроса о постоянно действующей дилемме, ибо в этих примерах траектории были прямолинейными.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru