Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
5.7. ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯМатериал этого параграфа мы будем использовать лишь в дополнении В классическом вариационном исчислении встречаются задачи, где траектории таковы, что один или несколько из данных интегралов должны иметь некоторое заданное постоянное значение В общем виде это условие выглядит так
интеграл здесь берется вдоль траектории от начальной точки до 5 Мы будем рассматривать задачи с одним только ограниче нием типа (5 7 1), обобщение на большее количество таких ограничений очевидно Введем новую фазовую координату и добавим к уравнениям движения уравнение
Новая терминальная поверхность совпадает с прежней, и для нее Однако более логичным кажется следующий подход. Мы вводили
где
и основным уравнением (4.2.3) дает систему В расширенной системе уравнений движения
Отсюда следует, что вдоль оптимальной траектории X остается постоянным и равным своему значению на Преимущество такого подхода заключается в возможности с его помощью рассматривать задачи несколько иного типа. Часто ограничение (5.7.1) нас интересует лишь как крайний случай; по смыслу задачи должно выполняться условие
На практике это случается, скажем, когда имеется ограниченный запас Встречаются, однако, случаи, когда слишком большой расход запасов, хотя и дозволенный ограничением, нежелателен. В самом деле, с точки зрения минимизирующего игрока
С учетом (5.7.3) и (5 7.4) последнее неравенство означает, что в этой точке
Разумеется, если интеграл должен быть больше или равен С и не может быть меньше, рассматривается ограничение Поясним все это простым наглядным примером Пусть
Тогда основное уравнение (4.2.3) примет вид
где черта над буквой означает, что здесь обычные
Рис. 5.7.1. Рассмотрим теперь другую игру, которая возникает из этой, если мы учитываем ограничение, заданное равенством (5.7.1). К уравнениям движения добавляется
а основное уравнение становится таким:
Заметим, что На рис. 5.7.1,6 изображено пространство
Новое пространство Множество точек В качестве начальных условий теперь используем (5.7.9), значения
и новое основное уравнение (5.7.8) с учетом (5.7 9). Решая с этими начальными условиями систему уравнений характеристик в регрессивной форме, полученную из прежней добавлением уравнений Предположим, мы ищем решение задачи, для которого условие (5.7.1) должно выполняться в начальной точке Если же точка Заметим, что для начальной точки на кривой в Рассмотрим теперь случай, где требуется выполнение условия типа (5.7 5). Будем считать, что в невырожденной игре двух игроков это требование предъявляется лишь к одному из них. В противном случае можно ожидать, что второй игрок нарушит это условие, а тогда для сохранения смысла игры он должен получить некоторую выгоду в плате, это привело бы к существенной переделке первоначальной постановки задачи Очевидно, что такое допущение выполняется во многих практических случаях. Например, если один из игроков управляет движущимся объектом, ограничивающий интеграл может задавать его область движения или запас горючего, расходом которого распоряжается только этот игрок. Для определенности будем считать, что такому ограничению подчинен минимизирующий игрок
Рис. 5.7.2. Обозначим через
поскольку для таких и только для таких точек Это множество ограничено поверхностью Предположим теперь, что в задаче без ограничения игра начинается в точке кривой Тогда проведенная через нее горизонтальная прямая пересекает
оптимальная траектория должна быть такой же, как если бы не было ограничения, так что Если
и тогда наилучшей начальной точкой будет та, у которой Если при рассмотрении игры с ограничением в расширенном фазовом пространстве оказывается, что в некоторой начальной точке то исходящая из нее оптимальная траектория совпадает с оптимальной траекторией в первоначальной игре без ограничения; но если Заметим, что в случае, когда максимизирующий игрок связан интегральным ограничением, это утверждение остается справедливым, если в расширенной системе уравнений движения принять Проблема 6.3.1. Каковы формальные обоснования требования, чтобы интеграл В качестве примера рассмотрим простые классические задачи изопериметрического типа. Это задачи максимизации площади, ограниченной (или частично ограниченной) кривой заданной длины с различными условиями на концах. В каждом учебнике вариационного исчисления приводится задача о максимизации площади, лежащей ниже кривой заданной длины, соединяющей две точки верхней полуплоскости. Пример 5.7.1. Классическая изопериметрическая задача. Чтобы сформулировать и решить задачу в принятых здесь терминах, будем считать, что кривая описывается движущейся точкой, скорость которой по модулю равна единице. Уравнения движения имеют вид
Площадь под этой кривой равна
Поскольку скорость единичная, длина дуги, которую описывает точка, совпадает с величиной времени движения; поэтому в условии (5.7.1) надо взять
Основное уравнение (4.2.1) примет вид
Обозначив
получим
и основное уравнение (4.2.3)
Уравнениями характеристик в регрессивной форме будут тогда
Ясно, что любая траектория, удовлетворяющая этой системе, является дугой некоторой окружности, ибо для
Наконец отметим, что, как следует из уравнений характеристик, х отличается от Чтобы показать, как определяются начальные условия, возьмем в качестве первоначального множества прямую
На ней
В соответствии с вышесказанным ограничимся рассмотрением случая
Тогда, используя основное уравнение (4.2.3), получаем, что
Так как из физического смысла траекторий следует, что
Преобразовав проинтегрированные уравнения характеристик, получаем
Ясно, что найденная кривая является дугой окружности радиуса к с центром на и ординатой Из основного уравнения (4.2.3) с очевидностью следует, что
т. е. мы никогда не теряем площади из-за слишком большой длины. Если Рассмотрим, наконец, предельный случай при
Эти уравнения соответствуют начальным точкам, расстояние которых от Упражнение 5.7.1. Решить классическую изопериметрическую задачу для случая, когда искомая кривая должна соединять две заданные точки в верхней полуплоскости. (Окружить одну из точек, скажем Задача 5 7.1. Сделать из задачи предыдущего упражнения игру двух игроков, заставив второго игрока Трудно извлечь что-нибудь новое из такой хорошо изученной темы, как рассмотренная изопериметрическая задача. Но следующая задача отличается от классических вариантов тем, что содержит меньше условий на концах. Задача 5.7.2 Найти кривую (или кривые), максимизирующую площадь под ней, если выполняется одно из следующих условий: 1) задана только длина кривой 2) задана одна из конечных точек. Проблема
|
1 |
Оглавление
|