Главная > Дифференциальные игры
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

9.2. ИГРА ДВУХ АВТОМОБИЛЕЙ

В этом и следующем параграфах рассмотрены две задачи того же самого типа, что игра «шофер-убийца», но более трудные. Первая из них приводит к столь утомительным исследованиям, что мы должны довольствоваться решением, в принципе полным, но не описывающим всех деталей.

Рис. 9.2.1.

Конечно, любой частный случай — при конкретных значениях параметров — можно рассчитать полностью.

Игра двух автомобилей была сформулирована в упражнении 8.1.1. Она во всем аналогична игре «шофер-убийца», с той лишь разницей, что здесь на кривизну траектории также наложено ограничение. Пусть скорости минимальные радиусы кривизны их траекторий. Размерность редуцированного пространства равна 3; координаты можно выбирать различными способами. Выберем так, как показано на рис. 9.2.1. Эти координаты, по-видимому,

являются удобными с точки зрения интегрирования довольно громоздких дифференциальных уравнений. Кроме того, они аналогичны случаю игры «шофер-убийца», что позволяет нам делать обобщения. Рисунок 9.2.2 изображает редуцированное пространство оно представляет собой внешнюю область цилиндра радиуса

Рис. 9.2.2.

Ясно, что меняется в пределах от до и плоскости, соответствующие этим двум значениям 0, совпадают. Нетрудно написать уравнения движения

Обозначим

и запишем основное уравнение

Из этого уравнения получаем

Теперь обычным способом получаем уравнения характеристик

где для краткости введено обозначение В результате очевидных вычислений получаем

Рассмотрим теперь начальные условия. Параметризацию задаем следующим образом:

как показано на рис. 9.2.2. Если то из уравнений движения получаем

это соотношение на превращается в

Граница допустимой области (где задается соотношениями

где Знак означает, что в каждой части поверхности где граница допустимой области состоит из пары диаметрально противоположных точек.

Далее мы будем различать случаи В первом случае из (9.2.2) следует, что никогда не меняет знак. Тогда две границы допустимой области остаются более или менее на противоположных сторонах поверхности и допустимая область приблизительно покрывает верхнюю половину Такой случай изображает рис. 9.2.2. С другой стороны, если

изменение знака означает, что граница допустимой области закручивается вокруг

Упражнение 9.2.1. Дать геометрическую интерпретацию этих положений с помощью вектограмм.

В целях экономии места рассмотрим подробно лишь случай

Чтобы получить начальные значения нужно исследовать на границе допустимой области. Поскольку здесь

легко видеть, что на границе допустимой области. Следовательно, начальные значения и определяются знаками

Таким образом, из (9.2.1) получаем

(предполагается, что Итак, для правой части границы допустимой области. Ввиду симметрии можно рассматривать лишь эту границу, приняв и знак вместо знака

Из уравнений характеристик получаем

Отсюда следует, что меняет знак в том случае, когда Пусть угол в первой четверти, такой, что

Тогда принимает значения

Из уравнений характеристик следует, что х и у не зависят от а зависит и меняется скачком при

Когда при возрастании проходит значение в этой точке увеличивается скачком. Это означает, что траектории из удаляются друг от друга, оставляя пустую область, которая должна быть заполнена универсальной кривой и входящими в нее траекториями.

В точке напротив, уменьшается скачком; поверхности, образованные траекториями с той и другой стороны от должны пересекаться. Отбрасывая пересекающиеся части, получаем рассеивающую кривую. Заметим, что, поскольку всюду на этом правом барьере, нет необходимости в мгновенной смешанной стратегии.

Однако вернемся к универсальной кривой. Учитывая, что она является -универсальной, согласно обозначениям гл. 7, выпишем из уравнений движения и затем подсчитаем

(см. скан)

Раскрывая определитель, после сокращения на множители получаем

Как определить кривую на этой поверхности? Дифференцируя (9.2.5) по и используя уравнения характеристик (где заменено на находим траектории, образующие поверхность:

Отсюда следует, что либо либо равно нулю выражение в квадратных скобках. Последнее допущение вместе с (9.2.5) приводит к соотношениям

Эти два уравнения выполняются вдоль кривой в У, на которой, как видно из уравнений характеристик, Такое

статическое соотношение вряд ли удовлетворяет нас. Поэтому мы положим Возвращаясь снова к уравнениям характеристик, после замены на на получаем

Из третьего уравнения следует, что Подставив впервые два уравнения, получаем соотношения, в точности совпадающие с уравнениями барьера (9.1.3) для задачи «шофер-убийца». Следовательно, проекция универсальной кривой на плоскость х, у является эвольвентой барьера для игры «шофер-убийца».

Этот вывод полностью согласуется с общей концепцией универсальной поверхности. Он означает, что игрок следуя оптимальной нейтральной стратегии, круто поворачивает вправо или влево до тех пор, пока не добивается подходящей ориентации, так же, как в игре «шофер-убийца».

Мы еще не проинтегрировали уравнения характеристик. Интегрируя с уже найденными начальными условиями для получаем следующий легко проверяемый результат. Мы сохраняем обозначения таким образом, эти аектории годны для всех вариантов задачи:

В этих уравнениях должно быть заменено по формулам (9.2.2). Сюда же присоединим

Найдем наименьшие положительные значения при которых обращаются в нуль. Не заботясь о формальном

обосновании, будем считать, что меньшее из таких соответствует окончанию барьера; итак, мы имеем

На рис. 9.2.3 изображено, как приблизительно должен выглядеть правый барьер. Левый, разумеется, имеет аналогичный вид; отметим, что рассеивающая кривая исходит из точки а универсальная — из точки причем рассеивающая кривая поворачивает в сторону плоскости

Рис. 9.2.3.

Вопрос о возможности избежать захвата эквивалентен вопросу о том, происходит ли пересечение правого и левого барьеров и отделяют ли они некоторую часть пространства У, содержащую допустимую область. Однако в каких случаях можно утверждать, что это происходит? По-видимому, попытка получить ответ привела бы к довольно сложным вычислениям.

Не так-то просто найти даже рассеивающую кривую, хотя в принципе ясно, как это сделать, А именно, в первые три уравнения (9.2.6) подставляем рассматривается правый барьер) и заменяем по формуле (9.2.2), в которой знак меняем на Напишем эту систему дважды: для случаев и рассмотрим правые части обеих систем для различных Затем приравняем значения и для двух систем; это дает нам три уравнения для получения двух значений и двух значений Они должны иметь однопараметрическое семейство решений, которое определяет искомую рассеивающую кривую. Разумеется, полученное значение должно лежать между и а два значения должны лежать с разных сторон от

Для любых конкретных значений можно получить эмпирический ответ. Одним из способов получения его является построение сечений барьеров плоскостями с тем чтобы исследовать, пересекаются они или нет. При этом необходимые уравнения легко получить незначительным изменением уравнений (9.2.6).

Что изменится при рассмотрении случая Из (9.2.2) следует, что следовательно, меняют знак при а из (9.2.4) следует, что остается постоянным на каждом из барьеров. По-видимому, барьеры также будут содержать рассеивающую и универсальную кривые, но теперь универсальная кривая должна быть уже -универсальной, а не -универсальной. Можно сделать вывод, что, по-видимому, всегда стратегия игрока, обладающего меньшей скоростью, терпит разрывы на сингулярных поверхностях, независимо от ограничений на кривизну траекторий.

Проблема 9.2.1. Исследовать более полно случай В частности, какова здесь универсальная кривая? Не совпадает ли она с барьером для случая игры преследования, в которой перемещается простым движением, а кривизна траектории ограничена?

1
Оглавление
email@scask.ru