Рис. 1.2. Иллюстрация процесса с однофотонным обменом
на который умножается амплитуда моттовского рассеяния. Точечноподобный объект имеет формфактор, равный единице:
Описанная ситуация с рассеянием отвечает области пространственноподобных передач энергии—импульса с При малых формфактор ведет себя как
Точные данные, показанные на рис. 1.3, определяют зарядовый радиус пиона:
Рис. 1.3. Формфактор пиона в пространственноподобной области (из работы Amendolia et al., 1984а,b). Справа показана экстраполяция формфактора во времениподобную область. Кривая получена с помощью подгонки в улучшенной модели р-доминантности (Brown et aL, 1986)
1.2.2. Роль p-мезона
-мезон имеет те же квантовые числа, что и фотон: это
— нейтральный векторный мезон с Поэтому фотон может прямо превращаться в -мезон. Это наблюдение является основой так называемой модели -доминантности в формфакторе пиона [1], предполагающей, что фотон связан с пионом только через -мезон (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Формфактор пиона в модели -доминантности
Даже с точечноподобным пионом такая картина естественно приводит к характерной резонансной зависимости формфактора пиона от
Знаменатель содержит не только массу мезона, но также ширину распада которая обращается в нуль ниже порога (т.е. для ). Уже выражение (1.3) воспроизводит основные особенности формфактора пиона, и, чтобы получить хорошую подгонку данных как во времениподобной, так и в пространственноподобной областях, необходимы лишь незначительные усовершенствования. Среднеквадратичный радиус, полученный из (1.3), равен
Это значение удивительно близко к измеренной величине радиуса Получается, что наблюдаемый — каким он видится с помощью фотона — радиус пиона, определяется почти полностью промежуточным -мезоном: внутренний размер пиона должен быть значительно меньше, чем измеренный зарядовый радиус. Поэтому в описаниях, явно включающих -мезон, пион практически для всех целей можно рассматривать как точечноподобный.
1.2.3. Чем выделен пион?
Отличительное свойство пиона заключается в малости его массы МэВ, которая почти на порядок меньше
характерной массы адронной шкалы — примерно 1 ГэВ. Такая малая масса наводит на мысль, что пион имеет другую природу по сравнению со всеми остальными адронами. Теория сильных взаимодействий кварков и глюонов — квантовая хромодинамика (КХД) [2] — предлагает низкоэнергетичный сценарий, во многом аналогичный сценарию сверхпроводимости. Основным состоянием сверхпроводника является конденсат куперовских пар. Основное состояние в КХД — вакуум — вероятно, тоже имеет конденсат кварковых пар, а пион служит наинизшим по энергии возбуждением этого вакуума.
Хорошо известной особенностью разнообразных многочастичных систем, таких как жидкости или ядра, являются моды с низкой энергией возбуждения. Такие моды часто высококоллективны и представляют собой когерентные суперпозиции возбуждений основного состояния (вакуума). Аналогично, пион может рассматриваться как коллективная мода возбужцения вакуума КХД. Его малая масса отражает лежащую в основе теории симметрию (киральную симметрию), которая спонтанно нарушена появлением конденсата кварковых пар (Nambu and Jona-Lasinio, 1961). Сейчас мы не будем использовать эти идеи, но позже (в гл. 9) нам придется столкнуться с некоторыми из их важных феноменологических следствий.