Главная > Цифровые автоматические системы
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

§ 1.2. Задачи, решаемые ЦВМ в системах автоматического управления

Задачи, которые приходится решать ЦВМ в системах автоматического управления, весьма разнообразны. Они могут быть связаны с обработкой поступающей информации, требующей вычислительных или логических операций, с улучшением динамических свойств системы управления за счет введения некоторых корректирующих программ, реализуемых в цифровой части системы, с операциями адаптации и оптимизации системы, с операциями контроля, подготовки к работе, поиска неисправностей и др.

Среди этих задач выделим две, наиболее часто встречающиеся в системах автоматического управления. Первая из них связана с большим объемом вычислительной работы, требуемой для определения задающего воздействия, которое должно воспроизводиться системой управления. Во многих случаях, особенно в настоящее время, необходимо резкое повышение точности работы систем управления самого различного назначения, и непрерывные вычислительные устройства уже не могут справиться с возросшими требованиями. В этих случаях приходиться переходить на использование цифровой вычислительной техники. Задачей ЦВМ оказывается иногда только определение текущей разности между задающим воздействием и управляемой величиной, т. е., по сути дела, ЦВМ работает в этом случае как сравнивающее устройство замкнутой системы управления. Однако выработка этой разности иногда требует производства такого объема вычислений, с которым может справиться не всякая управляющая ЦВМ.

В качестве примера рассмотрим задачу стабилизации оси некоторого визирующего устройства, расположенного на подвижном объекте [10], например на корабле (рис. 1.4). На этом рисунке показаны углы поворота визируемой точки небесной сферы — азимут А и угол места — относительно географической системы координат, оси которой направлены на север, восток и по местной вертикали; углы

поворота объекта относительно той же системы координат — курс К, дифферент и крен 6. Пусть требуется сохранять неизменным направление на визируемую точку при перемещениях подвижного объекта.

Возьмем единичный вектор, направленный в точку визирования, и спроектируем его на оси горизонтной системы координат

Рис. 1.4. К задаче стабилизации визирующего устройства на подвижном объекте.

Затем повернем эту систему координат последовательно на углы дифферента крена 6, углы поворота оси визирующего устройства . В результате этих поворотов система координат будет так расположена, что ось совпадает с единичным вектором, а оси будут ему перпендикулярны. При этом проекция единичного вектора на ось будет равна единице, а на две другие оси — нулю. Условия служат признаком того, что углы поворота реализованы правильно и визирующее устройство направлено в заданную точку небесной сферы.

Формулы преобразования координат в соответствии с некоторым поворотом системы координат Охуг относительно оси на угол а (рис. 1.6) имеют вид

Пересчет координат по формулам (1.1) делается так называемым преобразователем координат, в качестве которого может использоваться ЦВМ. Для реализации последовательных поворотов на углы требуется шесть преобразователей координат. Схема такого вычислительного устройства, реализуемого на ЦВМ, изображена на рис. 1.6. Углы, на которые последовательно осуществляется поворот исходного единичного вектора, должны вводиться в ЦВМ от соответствующих кодирующих датчиков углов, соединенных с осями гироскопического стабилизатора, вырабатывающего углы , и с осями приводов наведения по углам . Выходные сигналы и подаются на входы приводов наведения.

Рис. 1.5. Задача преобразования координат.

Нетрудно видеть, что с точки зрения динамики системы управления ЦВМ выполняет функции сравнивающего устройства, определяющего разности . Однако эти разности определяются в результате проведения значительного объема вычислений.

Следует заметить, что, вообще говоря, углы А и являются функциями времени. Поэтому в действительности для визирования определенной точки небесной сферы требуется задать координаты этой точки в системе координат, связанной с небесной сферой, например склонение и часовой угол, а затем преобразовать эти координаты в географическую систему координат, что требует реализации в ЦВМ еще двух дополнительных преобразований координат.

Вторая, наиболее часто возлагаемая на ЦВМ задача, заключается в обеспечении желаемых динамических характеристик системы управления посредством использования корректирующих программ в ЦВМ. В этом случае ЦВМ представляет собой по существу цифровой фильтр с заданными характеристиками.

Рис. 1.6. Структура преобразователя координат.

В качестве примера рассмотрим систему стабилизации космического корабля «Апполон» [121]. В случае совместного полета корабля вместе с лунным отсеком возможны два режима. Первый режим соответствует номинальным условиям заполнения топливных баков и носит название широкополосного режима. Частотные характеристики разомкнутой системы управления для этого режима изображены на рис. 1.7, а. Кривая 1 соответствует случаю учета контура компенсации эксцентриситета вектора тяги, а кривые 2 — контурам наведения и компенсации эксцентриситета вектора тяги. Основная частота среза равна Корректирующий фильтр вносит стабилизацию на частотах упругих тонов, меньших за счет фазового запаздывания. При этом запас устойчивости по фазе на резонансной частоте составляет 35°. В широкополосном режиме обеспечивается стабилизация на любых жидкостных тонах, присущих кораблю с лунным отсеком в случае полного или почти полного заполнения взлетных и посадочных баков лунной кабины.

Однако при частичном заполнении топливных баков лунной кабины и почти полном опорожнении топливных

баков основного блока в системе управления появляются медленно расходящиеся колебания. В этом случае используется второй, так называемый узкополосный режим. Частотная характеристика разомкнутой системы для этого режима показана на рис. 1.7, б.

Рис. 1.7. (см. скан) Амплитудно-фазовые частотные характеристики системы стабилизации.

Кривая 1 соответствует наличию контура компенсации эксцентриситета вектора тяги, а кривые 2 — дополнительному учету контура наведения.

Стабилизация системы достигается узкополосным фильтром за счет амплитудного подавления. Жидкостные тона, частоты которых ниже стабилизируются за счет фазового запаздывания. Запас устойчивости по амплитуде составляет 6 дБ на частоте среза, равной Ослабление на частотах упругих тонов превышает 100 дБ.

Наконец, при отсутствии лунной кабины корректирующий фильтр создает частотную характеристику, которая изображена на рис. 1.7, в. Кривая 1 соответствует наличию контура компенсации эксцентриситета вектора тяги, а кривые 2 — дополнительному наличию контура наведения.

Запас устойчивости составляет по фазе 50°, а по амплитуде 10 дБ. На частотах упругих тонов, которые превышают 5,3 Гц, коэффициент усиления контура близок к 0 дБ.

Структура и параметры трех цифровых фильтров, реализуемых в бортовой ЦВМ, показаны на рис. 1.8.

Рис. 1.8. Цифровые фильтры системы стабилизации космического корабля.

Случаю широкополосного фильтра соответствует рис. 1.8, а, узкополосному фильтру — рис. 1.8, б и фильтру системы при отсутствии лунной кабины — рис. 1.8, в. Переход от одного фильтра к другому осуществляется подключением той или иной программы, хранящейся в памяти бортовой ЦВМ.

Обнаружение и коррекция неисправностей. Обычно часть программного обеспечения в управляющей ЦВМ предназначается для обнаружения неисправностей в самой ЦВМ и последующего включения дублирующего устройства, если оно необходимо для данной системы управления.

Наиболее частым видом неисправностей являются кратковременные отказы. Этот тип неисправности определяется тем, что в одном или нескольких разрядах информации, находящейся в процессоре либо в оперативном запоминающем устройстве, может произойти сбой. Последствиями этого могут быть ошибки в вычислениях, неверная запись в оперативное запоминающее устройство, ошибка в пересылке программ и др.

Одна из возможных логических схем обнаружения ошибок передачи управляющих сигналов одного из каналов управления изображена на рис. 1.9. До окончания каждого цикла вычислений алгоритма управления индикатор неисправностей показывает «сбой». Если все вычисления данного цикла произведены в заданной последовательности, то индикатор будет находиться в положении «правильно». Затем вычисления прерываются для проверки состояния индикатора.

Рис. 1.9. Логический контур поиска неисправностей.

Если результат проверки дает ответ «правильно», то подпрограмма прерывания заканчивается, а программа вычисления алгоритма управления данного канала возвращается к соответствующему моменту реального времени и вычисления продолжаются.

Если же вычисления в алгоритме управления канала не закончены, а программа перешла к вычислениям по другим алгоритмам, например, для управления следующим каналом, то подпрограмма прерывания вернет программу вычислений в необходимое положение. Если при этом индикатор неисправности будет находиться в положении «сбой», то программа вычислений будет возвращена к некоторой «надежной точке» (последней точке промежуточного расчета, начальной точке вычислений, опирающихся на константы, записанные в долговременном запоминающем устройстве, и др.). При введении «надежной точки» предполагается, что

сбой может исказить информацию, которая хранится в оперативной памяти. Поэтому при реализации «надежной точки» необходимо повторно вводить максимум требующихся исходных данных из долговременного устройства.

Ошибки вычислений и записи чисел в оперативное запоминающее устройство могут определяться и корректироваться по схеме, изображенной на рис. 1.10. Сначала проверяется конечная точка вычислений — команда, подаваемая на исполнительное устройство.

Рис. 1.10. Логический контур проверки сообразности вычислений.

Сообразность этой команды может определяться сравнением разности двух последовательных команд с порогом, полученным при моделировании и соответствующим максимальным возмущениям, действующим на объект управления. Если указанная разность удовлетворяет критерию сообразности, то входные данные канала управления (управляемая величина или ее производные) сравниваются с некоторыми константами, также полученными при моделировании. Эта проверка предназначена для обнаружения уходов от устойчивого состояния, вызванных, например, неисправностями канала управления.

Если в результате проверки окажется, что команда на управление объектом не соответствует его движению, то текущая команда на управление игнорируется и до вычисления новой команды в следующем цикле сохраняется

команда предыдущего цикла. Новые команды проверяются таким же способом. Такая проверка позволяет сохранить работоспособность системы при однократных сбоях. В том случае, когда несколько раз подряд не удовлетворяется критерий сообразности, программа может перейти к процедуре задания «надежной точки» или к выдаче сигнала аварийной ситуации.

1
Оглавление
email@scask.ru