Главная > ПРИКЛАДНАЯ TEOPИЯ КАТАСТРОФ. ТОМ-1 (Р.ГИЛМОР)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Рассмотрим семейство типичных потенциальных функций $V\left(x_{1}, \ldots, x_{n} ; c_{1}, \ldots, c_{k}\right)$. Если точка $c^{0}$ в пространстве управляющих параметров $\mathbb{R}^{k}$ выбраға случайно или является его типичной точкой, то потенциальная функция, которую параметризует эта точка, будет обязательно морсовской функцией, имеющей только изолированные критические точки. Так как $V\left(x ; c^{0}\right)$ – морсовская функция, то для нее в любой точке $x^{0} \in \mathbb{R}^{n}$ почти для всех точек $c^{0} \in \mathbb{R}^{k}$ справедлива либо теорема о неявной функции, либо лемма Морса. Тогда возникает вопрос: как быть с теоремой Тома, которая верна для совсем маловероятных точек (меры нуль, но в общем случае не изолированных) $0^{0} \Subset \mathbb{R}^{k}$, в которнх потенциальная функция $V$ не является морсовской? Оказывается, что в основном именно неморсовские функции $V\left(x ; c^{0}\right)$ ответственны за качественную природу семейства потенциальных функций $V(x ; c)$.

Чтобы показать, что это та́к, выберем семейство типичных потенциальных функций $V(x ; c)$, и пусть $c^{0} \in \mathbb{R}^{k}$ – точка, в которой $V\left(x ; c^{0}\right)$ является морсовской функцией. Тогда потенциальная функция $V\left(x ; c^{0}\right)$ имеет только изолированные критические точки. Исследуем, как язменяется положение этих критических точек при изменении управляющих параметров $c^{0} \in R^{k}$. Поскольку изолированные критические точки задают аттракторы и бассейны притяжения потенциала $V$, то по существу достаточно изучить влияние значения $c^{0}$ на «поверхностную топографию» потенциальной функции $V\left(x ; c^{0}\right)$. Предположим, что при $c=c^{0}$ существует нексторая критическая точка $x=x^{0}$. Если $c^{0}$ изменяется на $c^{0}+\delta c^{0}$, то положение критической точки также изменится и станет $x^{0}+\delta x^{0}$. Определим вариации $\delta x$ через значения $\delta c_{\alpha}^{0}$. Для этого используем разложение функции в ряд Тейлора в окрестности точки ( $\left.x^{0} ; c^{0}\right)$ из $\mathbb{R}^{n} \oplus \mathbb{R}^{k}$ :
\[
\begin{array}{l}
V(x ; c)=V\left(x^{0} ; c^{0}\right)+\left(x-x^{0}\right)_{i} V_{i}+\left(c-c^{0}\right)_{\alpha} V_{\alpha}, \\
\frac{1}{2 !}\left(x-x^{0}\right)_{i}\left(x-x^{0}\right)_{j} V_{i j}+\left(x-x^{0}\right)_{i}\left(c-c^{0}\right)_{\alpha} V_{i \alpha}+ \\
+\frac{1}{2 !}\left(c-c^{0}\right)_{\alpha}\left(c-c^{0}\right)_{\beta} V_{\alpha \beta}+O(3) .
\end{array}
\]

Все производные в разложении берутся в точке $\left(x^{0} ; c^{0}\right)$. Так как $x^{0}$ – критическая точка, $V_{i}=0$.

Теперь положим $c=c^{0}+\delta c^{0}$ и найдем точку равновесия $V\left(x ; c^{0}+\delta c^{0}\right)$, расположенную вблизи точки $x^{0}$. Для этого приравняем первые производные $\partial V / \partial x_{i}$ нулю:
\[
\frac{\partial V}{\partial x_{i}}=V_{i j} \delta x_{j}^{0}+V_{i \alpha} \delta c_{\alpha}^{0}+O(2)=0 .
\]

Опуская члены второй степени, выразим, если, конечно, матрица $V_{i j}$ не вырождена в точке $\left(x^{0} ; c^{0}\right)$, вариации $\delta x_{j}^{0}$ через $\delta c_{a}^{0}$ следующим образом:
\[
\delta x_{j}^{0}=-\left(V^{-1}\right)_{j i} V_{i \alpha} \delta c_{\alpha}^{0}
\]

или
\[
\frac{\partial x_{j}^{0}}{\partial c_{\alpha}^{0}}=-\left(V^{-1}\right)_{j i} V_{i \alpha} .
\]

Таким образом, при изменении управляющих параметров меняется как положение критических точек, так и значения функций в этих точках. Изменение критических значений
соответствует изменению $\delta c$ управляющих параметров и определяется путем подстановки (5.2) в разложение (5.1), т. е.
\[
\begin{array}{c}
V\left(x^{0}+\delta x ; c^{0}+\delta c\right)=V\left(x^{0} ; c^{0}\right)+\delta^{(1)} V+\delta^{(2)} V+\ldots, \\
\delta^{(1)} V=V_{\alpha} \delta c^{\alpha}, \\
\delta^{(2)} V=\frac{1}{2} \delta c^{\alpha}\left[V_{\alpha \beta}-V_{\alpha i}\left(V^{-1}\right)^{i j} V_{j \beta}\right] \delta c^{\beta}=\frac{1}{2} g_{\alpha \beta} \delta c^{\alpha} \delta c^{\beta} .
\end{array}
\]

Уравнения (5.3) отражают «линейный отклик» положения изолированных критических точек на малые изменения управляющих параметров, а уравнения $(5.3 ; 1$ ) – «линейный отклик» критических значений на малые изменения управляющих параметров. «Қвадратичный отклик» удобно представлять в терминах «метрического тензора» $g_{\alpha \beta}$, определяемого формулой $(5.3 ; 2)$.

Анализ соотношений (5.2) позволяет сделать следующий важный вывод: малые изменения управляющих параметров приводят лишь к незначительным изменениям положения изолированных критических точек. Кроме того, поскольку собственные значения и собственные векторы $V_{i j}$ в изодированных критических точках являются гладкими функциями управляющего параметра $c$, малые изменения управляющих параметров могут вызывать лишь малые изменення собственных значений и собственных векторов. Из рассмотрения, проведенного в разд. 5.1, следует, что аттракторы и бассейны притяжения $V\left(x ; c^{0}+\delta c^{0}\right)$ незначительно отличаются от аттракторов и бассейнов притяжения $V\left(x ; c^{0}\right)$. Поэтому эти две функции качественно (топографически) подобны.

Однако если $V\left(x ; c^{0}\right)$ не является морсовской функцией, то рассматриваемая потенциальная функция должна иметь по крайней мере одну вырожденную критическую точку $x^{0}$. Это в свою очередь означает, что соотношения (5.2) в данной критической точке не выполняются, так как матрица $V_{i j}$ в этой точке не обратима. При $c \rightarrow c^{0}$ две (или более) изолированные точки стремятся слиться в одну точку $x=x^{0}$. Қак только это произойдет, их главные оси становятся взаимно параллельными, а собственные значения, связанные с одним (или более) главным направлением, стремятся к нулю.

Следовательно, наличие вырожденных критических точек соответствует качественному изменению в топографии семейства потенциальных функций, что вполне естественно, поскольку топография определяется распределением и типом изолированных критических точек (когда одна или более критических точек становятся вырожденными, топография должна измениться).

Если функцию, поведение которой качественно (число и тип критических точек, бассейны притяжения и т. д.) не изменяется при достаточно малых возмущениях, считать структурно устойчивой, то из соотношений (5.2) следует, что морсовские функции семейства потенциальных функций – структурно устойчивы. Множество точек $c \in \mathbb{R}^{k}$, в которых $V(x ; c)$ не является морсовской функцией, образует сепаратрису, разделяющую $\mathbb{R}^{k}$ на открытые области, параметризующие структурно устойчивые функции качественно различных типов. Найдем сепаратрисы, параметризующие структурно неустойчивые функции для всех катастроф, перечисленных в табл. 2.2, размерность пространства управляющих параметров которых не превышает трех ( $k \leqslant 3$ ).

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru