Главная > ПРИКЛАДНАЯ TEOPИЯ КАТАСТРОФ. ТОМ-1 (Р.ГИЛМОР)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Рассмотрим поведение летательного аппарата, для которого потеря устойчивости соответствует одной элементарной катастрофе. Для такого летательного аппарата матрица устойчивости в случае некоторых устойчивых стационарных решений имеет комплексно-сопряженные корни, однако один из ее действительных корней проходит через нуль и является ответственным за потерю устойчивости. Изучаемые ниже уравнения, описывающие движение летательного аппарата, имеют вид (12.4) (без …). Если $x=x^{0}$ есть стационарное решение этой системы уравнений, то линеаризованная матрица устойчивости в окрестности этой точки имеет вид
\[
M_{l}^{j}=F_{i}^{j}+2 F_{i}^{j k} x_{k}^{0} .
\]

Прежде чем приступить к описанию возможных стационар. ных состояний летательного аппарата, необходимо выбрать подқодящую систему переменных состояния. Эта система должна быть достаточно развернутой, чтобы наше описание не было жалкой карикатурой на поведение летательного аппарата, и вместе с тем достаточно компактной, чтобы быть удобной при использовании.

Начнем с выбора системы координат, жестко связанной с қорпусом летательного аппарата. Для этого начало координат (или системы отсчета) поместим в центр масс летательного aппарата, а оси координат совместим с осями его главных моментов инерции (рис. 12.2). Ориентация осей рассматриваемого

Рис. 12.2. Система координат, жестко связанная с корпусом летательного аппарата, оси которой составляют эйлеровы углы с осями инерционной системы отсчета $[1,2]$.
$X, Y, Z$ – компоненты вектора силы; $L, M, N$ – компоненты вектора вращающего момента; $u, v, w$ – компоненты вектора скорости относительно инерционной системы отсчета; $p, q, r$ – компоненты вектора угловой скорости по главным осям; $\alpha, \beta$ – угол атаки, угол скольжения; $a_{l}, a_{r}$ – углы откіонения элеронов; $e_{l}, e_{r}$ – углы отклонения рулей высоты; $\tau$ – угол отклонения руля направления.

тела относительно инерциальной системы отсчета определяется тремя углами Эйлера ( $\phi, \theta, \psi)$. Отличные от нуля компоненты тензора инерции $I_{i j}$ по трем главным осям суть $\left(I_{x x}, I_{y y}, I_{z z}\right)$. Компоненты вектора угловой скорости $\omega$ по главным осям обозначим через ( $p, q, r$ ), а компоненты вращающего момента T – через ( $L, M, N$ ). Компоненты вектора скорости центра масс v относительно инерциальной системы отсчета обозначим $(u, v, w)$, а компоненты силы $\mathrm{F}$ – через $(X, Y, Z)$.

Если скорость приблизительно постоянна, то часто удобно вместо декартовой системы координат использовать полярные координаты $|\mathbf{v}|, \alpha, \beta$, где $\alpha$-угол атаки, $\beta$ – угол скольжения Для малых углов (в радианной мере) приближенно имеем $\alpha \simeq w /|\mathrm{v}|, \beta \simeq v /|\mathrm{v}|$.

Для описания устойчивости летательного аппарата во многих случаях достаточно использовать в качестве переменных состояния три компоненты угловой скорости ( $p, q, r)$, два «полярных» угла $(\alpha, \beta)$ и три эйлеровых ориентационных угла ( $\phi, \theta, \phi)$. Тогда пространство переменных состояния $R^{n}$ является 8 -мерным, и $(p, q, r, \alpha, \beta, \phi, \theta, \psi)=\left(x_{1}, \ldots, x_{8}\right) \in \mathbb{R}^{8}$.

Ориентация летательного аппарата определяется положениями $a_{l}, a_{r}$ левого и правого элеронов, положениями $e_{l}$, $e_{r}$ левого и правого рулей высоты и положением $\tau$ руля направления. Эти углы измеряются от положений, устанавливаемых для полета по прямой на постоянной высоте, и, как правило, они малы. Перечисленные угловые отклонения являются управляющими воздействиями $\left(a_{l}, a_{r}, e_{l}, e_{r}, \tau\right)=\left(c_{1}, c_{2}, c_{4}, c_{5}\right) \in \mathbb{R}^{5}$. Для последующего изложения удобно ввести следующие обозначения:
\[
\begin{array}{l}
a=\frac{1}{2}\left(a_{l}+a_{r}\right), \quad \delta a=a_{l}-a_{r}, \\
e=\frac{1}{2}\left(e_{l}+e_{r}\right), \quad \delta e=e_{l}-e_{r} .
\end{array}
\]

Теперь определим структуру уравнений движения. Поскольку ньютоновские уравнения движения имеют второй порядок, аэродинамические уравнения движения также должны быть уравнениями второго порядка. Так как три компоненты угловой скорости ( $p, q, r)$ уже являются производными первого порядка по времени, то для этих трех переменных состояния получаем уравнения вида
\[
\dot{x}_{i}=F_{i}(x ; c),
\]

где $1 \leqslant i \leqslant 3$.
Два «полярных» угла также выражаются через компоненты скорости $w, v$, которые сами являются производными первого порядка по времени. Следовательно, эти два угла также описываются уравнениями первого порядка (12.17) с индексами $4 \leqslant i \leqslant 5$. Наконец, производные по времени трех эйлеровых ориентационных углов ( $\phi, \theta, \psi$ ) связаны следующими линейными преобразованиями с тремя компонентами угловой ско“ рости $(p, q, r)$ :
\[
\begin{array}{l}
\dot{\phi}=p+q \operatorname{tg} \theta \sin \phi+r \operatorname{tg} \theta \cos \phi, \\
\dot{\theta}=\quad q \cos \phi \quad-r \sin \phi .
\end{array}
\]

Это тоже соотношения типа (12.17) с индексами $6 \leqslant i \leqslant 8$, играющие роль определяющих уравнений. Короче говоря, получаем систему уравнений типа (12.1) с восемью переменными и пятью управляющими параметрами.

Уравнения движения для ( $p, q, r)(1 \leqslant i \leqslant 3)$ не зависят от ориентационных углов Эйлера ( $\phi, \theta, \psi)$, а уравнения для $(\alpha, \beta)$ i. $4 \leqslant i \leqslant 5$ ) зависят от углов $\phi, \theta$ из-за наличия слагаемых, содержащих гравитационное ускорение, деленное на модуль скорости $g /|\mathbf{v}|$. Для реактивных летательных аппаратов величина $\mathbf{v}$ велика и $g /|\mathbf{v}| \rightarrow 0$, поэтому указанными слагаемыми часто можно пренебречь. В результате в случае реактивных летательных аппаратов системы первых пяти и последних трех уравнений оказываются расцепленными, и в качестве уравнений движения имеем
\[
\begin{array}{ll}
\dot{x}_{i}=F_{i}\left(x_{j} ; c\right), & 1 \leqslant i, j \leqslant 5, \\
\dot{x}_{k}=F_{k}\left(x_{l} ; c\right), & 6 \leqslant k \leqslant 8,1 \leqslant l \leqslant 8 .
\end{array}
\]

Займемся решением первой системы уравнений (12.19a).
В случае симметричного реактивного летательного аппарата система уравнений (12.19a) имеет одно очевидное стационарное решение $x=0 \in \mathbb{R}^{5}$ при $c=0 \in \mathbb{R}^{5}$. Для поиска других возможных решений воспользуемся разложением системы уравнений в ряд Тейлора, как это сделано в (12.4):
\[
\dot{x}=L A+L C+N L \text {. }
\]

Здесь $L A$-линейные аэродинамические, а $L C$-линейные управляющие параметры
\[
L A=F_{i}^{j} x_{j}, \quad L C=F_{i}^{\alpha} c_{\alpha} .
\]

Из нелинейных членов $N L$ наиболее важными являются инерционные $I N=F_{i}^{i k} x_{j} x_{k}, \quad 1 \leqslant i
eq j
eq k \leqslant 3$, где
\[
\begin{array}{l}
F_{1}^{23}=F_{1}^{32}=\frac{\left(I_{y y}-I_{z z}\right)}{I_{x x}}, \\
F_{2}^{31}=F_{2}^{13}=\frac{\left(I_{z z}-I_{x x}\right)}{I_{y y}}, \\
F_{3}^{12}=F_{3}^{21}=\frac{\left(I_{x x}-I_{y y}\right)}{I_{z z}} .
\end{array}
\]

Если пренебречь всеми нелинейными членами, за исключением инерционных, то система нелинейных аэродинамических уравнений движения имеет вид
\[
\begin{array}{l}
\dot{x}_{i}=\sum_{\alpha} F_{i}^{a} c_{\alpha}+\sum_{j=1}^{5} F_{i}^{l} x_{j}+\sum_{i \leqslant j<k}^{3} F_{l}^{j k} x_{j} x_{k}, \quad 1 \leqslant i \leqslant 3, \\
\dot{x}_{i}=\sum_{\alpha} F_{i}^{a} c_{\alpha}+\sum_{j=1}^{5} F_{i}^{l} x_{j}, \quad 4 \leqslant i \leqslant 5,
\end{array}
\]

а следовательно, и свойства динамической системы, изученной в разд. 2. Ее функция Ляпунова совпадяет с указанной в (12.8), а именно величина
\[
E=\frac{1}{2} M \mathbf{v} \cdot \mathbf{v}+\frac{1}{2} I_{i j} \omega_{i} \omega_{j}
\]

равна функции Ляпунова, взятой с обратным знаком. Применение линейного анализа устойчивости непосредственно к системе (12.23) позволяет получить ее стационарные решения.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru