Главная > ПРИКЛАДНАЯ TEOPИЯ КАТАСТРОФ. ТОМ-1 (Р.ГИЛМОР)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Цель настоящей главы состояла в том, чтобы показать, что элементарная теория катастроф может быть использована в качестве фундамента, на котором строится изучение динамических свойств некоторого летательного аппарата. Нам представляется, что именно такой путь позволяет наглядно продемонстрировать возможность использования не только методов, но и результатов элементарной теории катастроф для описания и понимания свойств динамических (не градиентных) систем с соответствующим образом записанными уразнениями движения,

Поскольку наш подход не ограничивался применением теории катастроф лишь только к летательным аппаратам, мы провели общее обсуждение используемых методов и ввели соответствующие систему и подсистему уравнений. Последняя содержит линейные, а также нелинейные члены определенного типа. Для динамических систем, описываемых уравнениями движения такого типа, можно определить обобщенную «потенциальную» функцию. В этом смысле динамические системы начинают походить на градиентные системы. Кроме того, мы предоставили читателям возможность составить представление о процедуре линейного анализа устойчивости.

В рассмотрение были также введены пространства переменных состояния и управляющих параметров, требуемых для описания простой модели летательного аппарата.

Показано, что уравнения движения могут быть существенно упрощены с помощью известных предположений, которые приближенно выполняются для реактивного летательного аппарата с крыльями-стабилизаторами. Эти предположения включают пренебрежение гравитационными членами $(g /|\mathbf{v}| \rightarrow 0)$ и всеми нелинейными членами уравнений движения, за исключением инерционных. При таких предположениях получающиеся уравнения обладают свойствами ранее изученной системы уравнений. Вследствие этого многие свойства таких систем, вообще говоря, известны. В этой связи последовательная редукция произведения пространств переменных состояния управляющих параметров выглядит следующим образом:

Последняя редукция оказывается возможной, поскольку уравнение состояния $\Phi^{\prime}(x, c)=0$ является уравнением пятой степени. Наихудшей катастрофой, соответствующей такому многообразию, является $A_{5}$, которая имеет лишь четыре управляющих параметра.

Полученные результаты были использованы при описании состояния конкретного летательного аппарата. Уравнения состояния (12.30) и (12.31), включающие параметры этого летательного аппарата, позволяют легко определить бифуркацион:

ное множество. Как только последнее становится известным, сразу же можно найти связанную с ним катастрофу.

Прямое интегрирование рассматриваемой системы уравнений было реализовано Мера́, Кесселом и Керроллом [1]. Результаты этого численного интегрирования поддаются простой интерпретации, поскольку были предварительно установлены положение и структура критического многообразия. Более того, интегрирование уравнений движения позволяет обнаружить устойчивые компоненты многообразия уравнения состояния, а также бифуркационное множество (с помощью проектирования). И наоборот, знание многообразия стационарных состояний может быть использовано для получения решений уравнений движения вообще без какого-либо интегрирования.

Были использованы лишь две из четырех степеней свободы по управляющим параметрам, связанных с катастрофой $A_{5}$. Это обусловлено несовершенством модели, а не данного метода. Более реалистичная модель могла бы иметь ненулевые коэффициенты функции линейного отклика на отклонение $\tau$ руля направления, а также на разности отклонений $\delta a$, $\delta е$ элеронов и рулей высоты. Однако эти дополнительные ненулевые коэффициенты внесли бы изменения в наши рассуждения лишь на стадии записи соотношения (12.31) и последующего анализа.

Литература
1. Mehra R. K., Kessel W. C., Carroll J. V., Global Stability and Control Analysis of Aircraft at High Angees of Attack, Cambridge: Scientific Systems, 1977 .
2. Etkin B., Dynamics of Atmospheric Flight, New York: Wiley, 1972.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru