Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике Для описания свойств конструкции, модели или реальной физической системы необходимо прежде всего ввести координаты состояния системы $x_{1}, x_{2}, \ldots, x_{n}$, или так называемые параметры порядка. Полезно также ввести дополнительное множество параметров $c_{1}, c_{2}, \ldots, c_{k}$, которые будут представлять нагрузку (внешние силы) на систему, дефекты, возникшие при изготовлении элементов конструкции, и дефекты, появившиеся в процессе сборки системы. Общая энергия $\xi$ подобной системы, как правило, есть сумма кинетической и потенциальной энергии Кинетическую энергию часто можно представить в виде положительно определенной квадратичной формы от обобщенных скоростей $\dot{x}_{i}$, а потенциальную энергию – как функцию переменных состояния $x \in \mathbb{R}^{n}$ и управляющих параметров $c \in \mathbb{R}^{k}$ : Рассмотрим сначала статические консервативные системы, т. е. системы, для которых $K E=0$ и $\xi=V$. Если предположить, что равновесные конфигурации конструкции (в пространстве параметров порядка) определяются минимумом $\xi$, то в этом случае условия равновесия, устойчивости и потери устойчивости могут быть записаны соответственно как abla V=0 ; \quad V_{i j} \simeq M_{k}^{n}, \quad k=0 ; \quad \operatorname{det} V_{i j}=0 . Такая форма записи наглядно показывает, почему теория катастроф может быть полезным инструментом при описании равновесия, устойчивости и характера разрушения физических конструкций. Конструкция обычно проектируется так, чтобы были обеспечены определенные рабочие параметры. Однако подобное возможно только при условии использования совершенных материалов и при участии искусных исполнителей. Хотя мы живем в лучшем из возможных миров, тем не менее совершенные материалы и искусные исполнители – недосягаемый предел. Другими словами, созданная систеиа не будет полностью соответствовать проектируемым параметрам. Естественно, что заранее ничего нельзя сказать о степени нарушения такого соответствия. Однако можно предсказать чувствительность конструкции к дефектам, которые могут быть в ней обнаружены. Поступим следующим образом. Потенциальную функцию $V(x ; c)$, описывающую состоянуе идеальной системы, разложим в ряд вблизи проектируемого состояния равновесия, устойчивого при малых внешних нагрузках: определяет критическую нагрузку $F=F_{p}$, которую идеальная (совершенная) система уже не выдержит. Когда росток потенциала $V(x ; F)$ в точке $F=F_{p}$ известен, для определения вида функции $V(x ; F)$, описывающей самый общий вид деформации идеальной системы, могут быть применены методы, описанные в гл. 4. Эта функция может быть использована для моделирования всех несовершенств, возникающих в системе из-за отсутствия искусных исполнителей и использования нестандартных строительных материалов. Аналогично может быть изучена потенциальная функция $V(x ; F, \varepsilon)$, описывающая несовершенную систему. Критическая нагрузка $F_{c}$, которую не выдерживает несовершенная система, определяется из соотношения Естественно ожидать, что несовершенная система имеет меньшую несущую способность ( $F_{c} \leqslant F_{p}$ ), чем совершенная. (Иначе зачем нанимать архитектора?) Теория катастроф позволяет представить снижение несущей способности конструкции в количественном виде. Для моделей, которые рассматриваются ниже, имеем где $k$ – некоторая положительная постоянная, $p$ – положительная рациональная дробь, а $\varepsilon$ – некоторый параметр несовершенства. Чувствительность к несовершенству при разных значениях показателя $p$ приведена на рис. 11.1: чем меньше $p$, тем выше чувствительность к несовершенству. Причиной снижения несущей способности конструкции могут быть соответствующие динамические нагрузки. Так, например, если конструкция представляет собой жилой дом или транспортное сооружение, то снижение ее несущей способности обусловливается соответственно людьми и транспортом. При этом средняя кинетическая энергия, вносимая транспортным шумом, может рассматриваться как (динамический) параметр несовершенства. Чувствительность к несовершенству конструкции, находящейся под нагрузкой, можно определить следующим образом. Критические точки $x^{(0)}, x^{(1)}, \ldots$ потенциальной функции $V$ при любой нагрузке $F$ определяются из уравнения $ Рис. 11.1. При малом $p$ чувствительность критической нагрузки $F_{c}$ сущес1венно зависит от параметра несовершенства $\varepsilon$. здесь $F_{c}=F_{p}-k|\varepsilon|^{p}$. то динамическая чувствительность к несовершенству определяется формулой Физически это означает, что система остается в локально устойчивом состоянии $x^{(0)}$ при нулевых или малых колебаниях $\left(V^{(0)}+\Delta E<V^{(1)}\right.$ )до тех пор, пока кинетическая энергия, вносимая в систему извне, не станет настолько большой, что система может «перескочить» через потенциальный барьер $V^{(1)}-V^{(0)}$ в некоторую другую равновесную конфигурацию. Значения динамической чувствительности к несовершенству, получаемые из формулы (11.7), имеют при $\varepsilon \rightarrow \Delta E$ вид (11.6). Для систем, изучаемых в данной главе, динамическая чувствительность к несовершенству более существенна, чем статическая чувствительность.
|
1 |
Оглавление
|