Главная > Введение в теорию суперструн
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА ПЕРЕВОДА

Теория суперструн - это теория, объединяющая квантовую гравитацию и калибровочную теорию элементарных частиц. Она является наиболее сложной и амбициозной теорией в современной теоретической и математической физике. В теории суперструн решена знаменитая проблема ультрафиолетовых расходимостей в квантовой теории поля, которая долгие годы была в центре внимания физиков-теоретиков. Решена также и другая фундаментальная проблема - о включении квантовой гравитации в единую схему вместе с известными калибровочными теориями элементарных частиц.

Предлагаемая читателю книга М. Каку является современным учебником по теории суперструн, рассчитанным на студентов старших курсов и аспирантов, специализирующихся по теоретической и математической физике. Изложение теории суперструн проведено параллельно как на языке первичного квантования, так и на языке вторичного квантования. Изложенный формализм применен к построению феноменологических моделей, основанных на теории суперструн.

Достоинством книги является краткость и четкость изложения. Автору удалось изложить в компактной форме огромный объем материала по теории суперструн. В частности, по сравнению с известной монографией М. Грина Дж. Шварца и Э. Виттена «Теория суперструн», «Мир», 1990, здесь рассмотрены основы ковариантной струнной полевой теории, а также многопетлевые струнные амплитуды вместе с необходимым математическим аппаратом по теории модулей римановых поверхностей.

К моменту выхода английского издания книги одним из принципиальных нерешенных вопросов был вопрос выбора той или иной струнной теории в качестве кандидата на роль единой теории. Именно в решении этого фундаментального вопроса в последние годы был достигнут замечательный прогресс. Оказалось, что все известные суперструнные теории связаны преобразованиями дуальности. Открытие дуальности позволило выявить непертурбативные свойства суперструн, связанные с существованием новых протяженных объектов - D-бран. Была выдвинута гипотеза, согласно которой все струнные теории являются специальными случаями единой фундаментальной теории-М-теории, которая «живет» в 11-мерном пространстве-времени и на сравнительно больших расстояниях описывает 11-мерную супергравитацию. Открытие дуальности и необходимость проверки гипотезы существования М-теории вместе с появлением технических возможностей проверки этой гипотезы вызвали взрыв интереса к теории суперструн. С открытием дуальности произошла, по словам Дж. Шварца, «третья струнная революция». Имеется в виду, что «первая струнная революция» была связана с открытием амплитуды Венециано и ее интерпретацией как струны Намбу, а вторая «струнная революция» связана с открытием М. Грином и Дж. Шварцем сокращения аномалий. Наиболее важные результаты, полученные за последние годы:

• микроскопический вывод формулы Бекенштейна-Хокинга для энтропии черных дыр [1];

• дуальность, D-браны, М-теория [2, 3, 4];

• исследование (супер) калибровочных теорий методами теории суперструн; теория Зайберга-Виттена [5];

• матричная теория в пределе больших N как М-теория [6];

• появление квантовой больцмановской статистики в пределе больших N в квантовой хромодинамике; модель квантовых черных дыр как теории больцмановских D-бран [7];

• голографическая связь теории суперструн на пространстве анти-де-Ситтера (Лобачевского) и конформной теории поля в пределе больших N [8, 9, 10].

В этой связи выход перевода современного, достаточно краткого учебника по теории суперструн, охватывающего период до «третьей струнной революции», является очень своевременным, поскольку изложенный в книге материал является необходимой базой для занятий современной теорией суперструн. Отмечу, что вышло в свет второе английское издание книги М. Каку, в котором нашло отражение новейшее развитие теории суперструн, включая М-теорию.

И. Арефьева

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

(см. скан)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Все мы согласны, что ваша теория безумна. Мы расходимся лишь в одном: достаточно ли она безумна?

Нильс Бор

Теория суперструн возникла как наиболее многообещающий кандидат на роль квантовой теории всех известных взаимодействий. Суперструны, по-видимому, решают проблему, которая не поддавалась решению в течение последних пятидесяти лет, а именно объединение двух великих фундаментальных физических теорий нашего столетия - квантовой теории поля и общей теории относительности. Теория суперструн вводит в теоретическую физику совершенно новую физическую картину мира и новую математику, изумившую даже математиков.

Есть некая ирония в том, что, хотя теория суперструн предназначалась для того, чтобы дать единую полевую теорию всего сущего, сама эта теория часто выглядит как беспорядочная куча легенд, произвольных рецептов и интуитивных представлений. Причина в том, что развитие теории суперструн было совсем непохоже на развитие какой-либо другой теории, вроде общей теории относительности, которая начиналась с геометрии и действия, а затем превратилась в квантовую теорию. Теория суперструн, напротив, за последние 20 лет развивалась как раз в обратном направлении. У нее причудливая история, начавшаяся с чисто случайного открытия в области квантовой теории, сделанного в 1968 г. Дж. Венециано и М. Судзуки.

Перелистывая старые труды по математике, они случайно натолкнулись на бета-функцию, выписанную в прошлом веке Леонардом Эйлером. К своему изумлению, они обнаружили, что бета-функция удовлетворяет почти всем жестким требованиям, предъявляемым к матрице рассеяния, описывающей взаимодействия частиц. Никогда еще в истории физики важное научное открытие не было сделано таким случайным образом.

Из-за этой исторической случайности физики с тех пор стараются продвинуться в обратном направлении, чтобы выявить физические принципы и симметрии, лежащие в основе этой теории. В отличие от общей теории относительности Эйнштейна, которая исходила из геометрического принципа эквивалентности и выводила из него действие, для теории суперструн лежащие в ее основе фундаментальные физические и геометрические принципы до сих пор неизвестны.

С целью свести к минимуму недоумения и недоразумения, с этим связанные, на протяжении всей книги особое внимание будет уделяться двум темам. Чтобы при изучении теории суперструн студент ощущал твердую почву под ногами, мы в первую очередь выделили метод фейнмановского континуального интеграла, обеспечивающий намного более мощный по сравнению с другими формализм, пригодный для

обсуждения модели. Континуальные интегралы стали незаменимым инструментом теоретической физики, особенно при квантовании калибровочных теорий. Поэтому мы посвятили гл. 1 этой книги введению в методы континуального интегрирования для точечных частиц.

Вторая тема этой книги-метод вторичного квантования. Хотя традиционно теория поля формулируется как вторично квантованная теория, значительная часть теории суперструн дается в виде первично квантованной теории, что создает для впервые знакомящихся с ней многочисленные концептуальные трудности. В отличие от метода вторичного квантования, где все правила можно вывести из единственного действия, метод первичного квантования должен быть дополнен многими другими правилами и соглашениями. Надеяться нужно на то, что квантованная теория выявит лежащую в основе ее геометрию, на которой построена модель в целом. Поэтому мы стремились подчеркнуть важность вторичного квантования и полевой теории струн на протяжении всей книги. Это делается не только из соображений удобства обучения. В конечном итоге это может решить еще нерешенную проблему теории суперструн: динамическую редукцию 10-мерной теории к четырем измерениям.

Кроме предоставления студенту прочной основы в виде континуальных интегралов и теории поля, другой целью этой книги является ознакомление с последними достижениями теории суперструн, т. е. с быстро развивающимися областями наиболее активных теоретических исследований, таких как:

полевая теория струн;

конформная теория поля;

алгебры Каца-Муди;

многопетлевые амплитуды и пространства Тейхмюллера;

феноменология Калаби-Яу;

орбиобразия и четырехмерные суперструны.

Назначение настоящей книги - предоставить студентам обзор, с помощью которого они смогут оценить различные области исследований или даже начать самостоятельно работать в этих областях. Для чтения книги достаточно предварительного знакомства с квантовой механикой в объеме стандартных специальных курсов математической физики. Однако математика теории суперструн взлетела на головокружительную высоту. Чтобы снабдить читателя введением в более сложные математические концепции, такие, как группы Ли, общая теория относительности, суперсимметрия и супергравитация, мы включили краткие введения в эти теории в Приложение, которое, как мы надеемся, заполнит возможные пробелы в математической подготовке читателя. Наконец, термины, которые могут быть незнакомы студентам-старшекурсникам, включены в словарик терминов, также имеющийся в Приложении.

Для удобства студентов упомянем, как мы рекомендуем пользоваться настоящей книгой. Главы 1-5 составляют часть I, результаты

первичного квантования. Они представляют собой существенную основу последующих глав, и пропускать их не следует. Глава 1, однако, может быть пропущена теми, кто достаточно свободно владеет методами обычной квантовой теории поля, такими как калибровочная инвариантность и квантование Фаддеева-Попова. (Подчеркнем все же, что метод интегралов по траекториям составляет основу этой книги и поэтому даже хорошо подготовленный читатель может извлечь пользу из просмотра материала гл. 1.)

Главы 2 и 3 составляют важнейшую часть элементарного введения в теорию струн. Однако читатель, которого интересует лишь обзор теории струн, может пропустить гл. 4. За исключением фермионного вертекса и духов, большинство результатов теории струн можно получить из материала гл. 2 и 3, не прибегая к конформной теории поля, и поэтому начинающий может пропустить эту главу. (Подчеркнем тем не менее, что большинство современных подходов к квантовой теории струн используют результаты конформной теории поля, поскольку она является наиболее гибкой. Тот, кто хочет серьезно изучить теорию струн, должен поэтому быть хорошо знаком с результатами гл. 4.)

Глава 5 важна для понимания чудесного сокращения расходимостей теории - свойства, отличающего теорию струн от всех других теорий поля. Поскольку теория автоморфных функций становится все более трудной при переходе к описанию многопетлевых амплитуд, начинающий может опустить обсуждение высших петель. Однако нужно помнить, что многопетлевые амплитуды образуют область активного научного поиска.

Часть II начинается с обсуждения полевой теории струн, а в части III изучается феноменология. Порядок знакомства с этими двумя частями несуществен. Каждая из них написана так, чтобы она была сравнительно независима от другой, так что читатель, которого больше интересует феноменология, может переходить прямо к части III без каких-либо трудностей.

Главы 6-8 части II описывают развитие трех подходов к полевой теории струн. В гл. 6 обсуждаются исходная теория в переменных светового конуса и построение многопетлевых струнных теорий, основанных на струнах. Однако изложение гл. 7 достаточно замкнуто, так что серьезный читатель может пропустить гл. 6 и сразу углубиться в ковариантную теорию.

В конце концов все полевые теории струн будут описаны геометрически, и один из многообещающих геометрических формализмов представлен в гл. 8. Начинающему читателю гл. 8 может показаться трудноватой, поскольку она содержит много математики. Поэтому он может ее опустить.

В части III начинающий может опустить гл. 9. Обсуждение аномалий включает довольно много вычислений, в основном оперирует с точечными частицами и часто пересекается с материалом, который можно найти в других книгах. Главу 10 пропускать не следует, так как в ней изложена одна из наиболее многообещающих теорий суперструн из обсуждаемых в настоящее время. Подобным образом гл. И содержит существенную часть нашего понимания того, как теория суперструн может в конечном итоге стать предметом сопоставления с экспериментальными данными.

Автор надеется, что это поможет как начинающему, так и более подготовленному читателю решить, как ему следует подходить к настоящей книге.

1
Оглавление
email@scask.ru