Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2. СТАБИЛИЗИРУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ В СЕРВОМЕХАНИЗМАХ С РЕЛЕЙНЫМ УПРАВЛЕНИЕМРассмотрим стабилизирующее действие обратных связей в однокаскадных, двухкаскадных и т. д. сервомеханизмах с релейным управлением. Для выявления эффекта стабилизации различных сервомеханизмов с помощью обратных связей необходимо найти условия, определяющие положения равновесия системы и появление в них автоколебаний. Как известно, этими условиями являются такие соотношения конструктивных и динамических параметров сервомеханизмов, которые определяют границы в пространстве параметров областей устойчивости, а также областей существования и отсутствия автоколебаний. Следующим вопросом является определение влияния параметров сервомеханизма на амплитуду и частоту автоколебаний, если технологические и эксплуатационные условия всей системы регулирования допускают существование последних. Выбор обратных связей лишь по стабилизирующему их действию на положение равновесия и другие стационарные режимы сервомеханизма не дает еще ответа о качестве переходных процессов при различного рода возмущающих воздействиях, поступающих на его вход. В то же время эффективность действия обратных связей значительно влияет на быстродействие сервомеханизма и, следовательно, на переходные процессы в нем. Поэтому выбор обратных связей следует производить с учетом их влияния на переходные процессы так, чтобы они в сочетании с характеристиками прямых связей и характеристиками управляющих элементов сервомеханизмов (например, с характеристиками релейных элементов) обеспечивали наиболее качественный переходный процесс сервомеханизма при различных возмущающих воздействиях. Рассмотрим стабилизирующее действие обратных связей для различных сервомеханизмов, представляющих типичные устройства многих систем автоматического регулирования. Анализ динамики будем производить методом точечных преобразований с помощью многолистной фазовой плоскости. Приемы исследования таких нелинейных устройств изложены в гл. VI. Поэтому здесь ограничимся лишь приведением вида фазовой плоскости, критического соотношения параметров для ряда случаев, а также результатов анализа устойчивости таких сервомеханизмов. Для пневмогидравлического сервомеханизма (см. рис. VI. 12) дифференциальное уравнение фазовых траекторий на основе уравнений
и положение равновесия его в соответствии с видом функций Ф) и
Фазовая плоскость
Интегрируя уравнение (VII. 15), после подстановки значений функций
Фазовая плоскость и интегральные кривые для рассматриваемого случая показаны на рис. VII. 10 и VII. 11. Анализ динамики такого сервомеханизма показывает, что он при определенном соотношении параметров подвержен автоколебаниям. На существование автоколебаний указывает наличие предельного цикла в фазовой плоскости (рис. VII. 12). Изменяя параметры сервомеханизма, можно добиться подавления автоколебаний. Тогда такой сервомеханизм будет иметь устойчивое положение равновесия и после любых начальных отклонений приходить в положение равновесия (рис. VII. 12). Для того чтобы найти критическое соотношение параметров, а также решить вопрос об устойчивости положения равновесия и об устойчивости возможных автоколебаний, воспользуемся теорией точечных преобразований поверхностей. В силу симметричности фазовой плоскости относительно начала координат для решения поставленной задачи достаточно исследовать отображение полупрямой Для данной задачи удобнее проводить анализ с помощью двух кривых отображения, а именно: путем исследования отображения полупрямой (кликните для просмотра скана) Отображение полупрямой
Отображение полупрямой
На рис. VII. 13 изображена диаграмма точечного отображения и дано расположение кривых
Рис. VII.13. Диаграмма точечного отображения Первому случаю соответствует такое соотношение параметров, при котором кривые Второму случаю соответствует критическое соотношение параметров сервомеханизма. Кривые В третьем случае кривые Критическое соотношение параметров найдем из усдовия существования неподвижной точки для полуустойчивого цикла так, как это изложено в гл. VI. Это соотношение имеет вид
где
На рис. VII. 14 представлено разбиение пространства параметров на области наличия и отсутствия автоколебаний, по которому легко можно проследить влияние параметров на подавление автоколебаний и в данном случае на стабилизацию положения равновесия сервомеханизма.
Рис. VII. 14. Разбиение пространства параметров на области устойчивых состояний и автоколебаний для различных значений X, выражающего эффективность действия скоростей обратной связи: Параметр Коэффициент Однако, поскольку полагать Т неизменным, прин имая для этого соответствующее изменение скорости серводвигателя Действительно, время сервомотора и коэффициент обратной связи связаны соотношением
Поскольку выражение (VI 1.20) содержит оба параметра
где
т. е. влияние эффективности жесткой обратной связи сервомеханизма с релейным управлением на его динамику аналогично влиянию скорости серводвигателя. Отсюда следует основной вывод: влияние эффективности действия жесткой обратной связи в таких системах противоположно влиянию времени серводвигателя. Например, увеличение коэффициента обратной связи Для более полного суждения следует рассмотреть также связь коэффициента обратной связи у с параметрами нелинейной характеристики Нелинейная функция В этом случае аргумент нелинейной функции включает в себя коэффициент обратной связи у, а скорость серводвигателя характеризуется непосредственно параметром Если нечувствительность управляющего элемента выражается величиной те, а ширина петли
Переменная I связана с переменной
Отсюда следует, что с изменением коэффициента обратной связи меняются приведенные к ходу серводвигателя величины зоны нечувствительности Таким образом, представляется возможным привести в соответствие влияние времени серводвигателя 1) увеличение эффективности действия жесткой обратной связи выше критического значения вызывает для рассмотренной структуры сервомеханизма неустойчивость и появление автоколебаний; 2) коэффициент обратной связи можно увеличить, не вызывая автоколебаний сервомеханизма, лищь при условии снижения его быстродействия, т. е. уменьшения времени серводвигателя или при загрублении (т. е. при увеличении его зоны нечувствительности); 3) сопоставление влияния параметров Необходимо отметить, что в результате проведенного анализа представляется возможным рассчитать эффективность обратной связи сервомеханизма так, чтобы положение равновесия его было устойчивым. Однако выбор коэффициента обратной связи на этом еще не заканчивается. Как уже отмечалось, дальнейшее уточнение коэффициента его в каждый момент времени, уже найдены; остается лишь проварьировать коэффициентом
|
1 |
Оглавление
|