Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ГЛАВА 11. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМ СВЯЗИ11.1. ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗАСовременные системы передачи информации (СПИ) представляют собой сложные комплексы, состоящие из различных функционально зависимых элементов. Эти системы характеризуются не только большим числом элементов, но и иерархичностью структуры, наличием между элементами прямых, обратных и перекрестных связей. В предыдущих главах мы изучали отдельные устройства (элементы) СПИ и процессы, происходящие в них. В результате поэлементного анализа получены алгоритмы функционирования отдельно модулятора и демодулятора, соответственно кодера и декодера. Синтезирован оптимальный приёмник для приёма как дискретных, так и непрерывных сигналов. Рассмотрены основы многоканальной связи и распределения информации, основы цифровой обработки сигналов. Теперь необходимо рассмотреть работу системы в целом. Определить алгоритмы её функционирования с учётом взаимодействия и свойств входящих в нее элементов. Дать оценку эффективности работы системы в целом и определить пути её оптимизации. Для решения таких задач необходим системный подход (системный анализ). Принцип системного подхода базируется на представлении объекта как сложной системы с учётом её специфических связей и свойств. Система определяется как целостное образование, состоящее из связанных между собой элементов. Поэтому система обладает собственными свойствами, не вытекающими непосредственно из свойств её элементов Главное свойство системы — её законченность, которая рассматривается как целостность. Концепция целостности является основой методологии системного подхода. Специфика сложной системы не исчерпывается особенностями составляющих её элементов, а связана прежде всего с характером взаимосвязей между элементами. Совокупность устойчивых связей между элементами, определяющих целостность и основные свойства системы, образует структуру системы. При системном подходе любой объект рассматривается как некоторая система, которую можно разделить на подсистемы. Каждая из этих подсистем может быть разделена на подсистемы более низкого уровня и т.д. Система, как говорят, имеет иерархическую структуру. Так, передающее и приёмное устройства являются подсистемами СПИ, а кодер и модулятор — подсистемами передающего устройства и т.п. Свойства системы прежде всего определяются её целевым назначением (целями функционирования), которое трактуется как совокупность задач, решаемых данной системой. Для получения желаемого результата необходимо совершить определённую совокупность операций, направленных на достижение поставленной задачи. Эти операции реализуются за счёт использования некоторых ресурсов системы. В СПИ такими операциями являются кодирование, модуляция, усиление сигнала, демодуляция, декодирование, селекция сигналов и т.п., а ресурсами системы являются мощность сигнала и полоса частот канала. Все признаки сложной системы имеет и СПИ. Однако СПИ как техническая система имеет ряд специфических особенностей. Наиболее существенными из них являются объект (продукт) передачи и среда (условия). Объектом передачи в СПИ является информация, природа которой чрезвычайно сложна, и наши знания о ней пока лишь самые общие. Определить количественную меру информации с учётом её ценности, а тем более семантики весьма затруднительно. В гл. 6 была определена количественная мера информации по Шеннону как мера непредсказуемости (неопределённости). Известны и другие количественные оценки информации — мера разнообразия по Хартли, алгоритмическая мера Колмогорова. В работах А.А. Харкевича и Среда в СПИ - это не только линия (среда распространения сигнала), используемая для передачи сигналов от передатчика к приёмнику, но и другие системы естественного и искусственного происхождения, оказывающие определённые воздействия на СПИ. Обычно это мешающие воздействия (помехи и искажения), затрудняющие качественную передачу информации по каналу связи. Необходимость борьбы с вредными воздействиями помех существенно усложняет СПИ. Для исследования того или иного явления или технического объекта (в нашем случае — СПИ) создаётся модель объекта, в которой отображены наиболее существенные свойства и признаки объекта. Модель представляет собой отражение системы, её образ, используемый для решения задач анализа и синтеза реальной системы. В зависимости от задач и целей моделирования оно может производиться на различных уровнях абстракции. Модель используется для последующих теоретических и экспериментальных исследований системы. В процессе этих исследований модель может совершенствоваться с целью более полного отражения свойств реальной системы. Модель — это частичное или полное описание системы, представленное в виде схем, чертежей, математических формул (соотношений), имитационных программ для ЭВМ и т.п. Математическая модель технической системы представляет собой совокупность математических соотношений, отображающих структуру системы, алгоритмы её функционирования, статистические характеристики канала, сигнала и помех, технические и экономические показатели системы. Стохастический характер помех и непредсказуемость сообщений и сигналов обусловливают широкое использование вероятностных моделей. Простой и удобной для математического анализа является модель СПИ (см. рис. 1.2), в которой канал полагается гауссовским (канал без искажений при наличии только аддитивного гауссовского белого шума). Эта модель позволяет описать систему в самом общем виде и установить общие закономерности передачи информации по каналу связи. Передающее устройство преобразует сообщение а, выдаваемое источником, в сигнал
Здесь определяет максимальную скорость, при которой ещё возможна передача сообщений по каналу с шумами со сколь угодно малой ошибкой (теорема Шеннона). Однако теоремы Шеннона не являются конструктивными. Они устанавливают лишь общие закономерности передачи информации по каналу с шумами, определяют предельные возможности такой передачи. Для разработки алгоритмов функционирования СПИ потребовалась модель, которая представлена на рис. 1.5. Эта модель получена путём декомпозиции обобщённой модели рис. 1.2. В ней выделены блоки, связанные с кодированием и модуляцией, введены понятия непрерывного (НК) и дискретного (ДК) канала. Непрерывный канал включает в себя не только линию (канал в узком смысле), но и канальные устройства КУ (полосовые фильтры, усилители, корректоры, компенсаторы помех и т.п.). Такая модель позволяет рассматривать независимо процесс кодирования-декодирования (кодек) и процесс модуляции-демодуляции (модем). На этой основе развивались теория кодирования и теория помехоустойчивости. В результате оказалось возможным разрабатывать алгоритмы работы различных кодеков и модемов, осуществить их раздельную оптимизацию. При этом широко используются методы как анализа, так и синтеза. Поиск наилучшего кода, например, осуществляется чаше всего путём анализа (перебора) возможных вариантов, в то время как оптимизация приёмника (методов обработки сигнала) решена методом синтеза. В теории потенциальной помехоустойчивости Котельникова использовались оба метода - методом синтеза определяются алгоритмы оптимальной обработки сигнала, а методом анализа (сравнения) определены оптимальные сигналы. В частности, показано, что в детерминированном, неискажённом канале с БГШ среди бинарных сигналов оптимальными являются противоположные, а среди многопозиционных эквидистантные симплексные или близкие к ним по качеству ортогональные сигналы. Аналогичные задачи решаются для аналоговых систем. Методы анализа широко используются при исследовании цифровых и многоканальных систем. Следует подчеркнуть, что раздельная оптимизация элементов системы не гарантирует оптимизации системы в целом. Для системного анализа характерен переход от анализа отдельных элементов (блоков) к анализу альтернативных вариантов построения системы как единого целого с интеграционной оценкой их эффективности.
|
1 |
Оглавление
|