III. ПРЕПОДАВАНИЕ В ИТАЛИИ
Влияние Кремоны.
Здесь мы видим тоже крайне своеобразный ход развития, характеризующийся совершенно иными чертами, чем те, которые мы наблюдали в Англии и Франции; типичное выражение его можно поставить в параллель разве что только с Мере. Я займусь только современной Италией, начиная примерно с 1860 г. Наибольшее влияние на единообразную реформу преподавания математики в этом новообразованном объединенном государстве имел Л. Кремона — тот самый Кремона, который известен всем вам своим научным значением в развитии современной геометрии; он является основателем самостоятельного алгебраически-геометрического исследования в Италии, давшего столь замечательные результаты. В соответствии с этой своей научной деятельностью Кремона оказывал длительное влияние на преподавание в высших школах, выдвинув на первое место проективную геометрию в связи с начертательной геометрией и графической статикой.
Теперь во всем мире инженеры употребляют выражение Krafteplan Кремоны, и если даже оно исторически и не может быть оправдано, то все же оно ясно свидетельствует о большом влиянии Кремоны.
Замечательно, что на преподавание в средней школе тот же Кремона повлиял в совершенно другом направлении. В знаменитой «Записке» 1867 г. он рекомендует ввести Евклида, если и не как нечто обязательное, то по крайней мере в качестве образца для всего школьного преподавания геометрии в отношении расположения и выбора материала, а также главным образом в смысле идеала строго логического, замкнутого в себе построения геометрии. Таким образом, здесь Кремона настаивает в особенности на логической стороне, тогда как в его собственной непосредственной преподавательской деятельности, а также в его научной работе на первый план выступают прежде всего интуитивные моменты. Трудно понять, что собственно являлось связующим звеном между этими двумя, по-видимому, столь взаимно противоречивыми деле установками у Кремоны.