«Ассоциация содействия улучшению преподавания геометрии».
Естественно, что в конце концов возникла реакция против этой застывшей системы. Начало ей положил в 1869 г. великий английский математик Сильвестр, а в 1874 г. была основана «Ассоциация содействия улучшению преподавания геометрии». После долгих работ это общество издало, наконец, новый стандартный учебник «Элементы плоской геометрии» (Лондон, 1884, 1888). По существу это просто несколько выравненная и сглаженная обработка первых шести книг «Начала» Евклида. Так, например, там устранены те шероховатости в начале первой книги, на которые мы сетовали, для чего последовательно выдвигается на первое место понятие движения.
Но в общем сохранены как порядок, так и выбор материала по Евклиду, опять-таки учитывая экзаменационные требования. Таким образом, получилась довольно таки скромная попытка реформы, и тем не менее она встретила резкое противодействие со стороны приверженцев старой евклидовой системы. В виде иллюстрации укажу довольно забавно написанную книжку Додгсона «Евклид и его современные соперники». Автор затевает с Ассоциацией в буквальном смысле слова судебную тяжбу; он выводит на сцену не более и не менее как адского судью Миноса, перед которым выступают Евклид и его современные соперники, т. е. составители новейших учебников, с Лежандром на первом месте. НО одному только Евклиду удается при этом ловко парировать удары, тогда как все прочие, и в особенности улучшатели Евклида из ассоциации, скоро исчер» пывают все свои аргументы.
Я не могу вдаваться здесь в детали и хотел бы только отметить одно обстоятельство, имеющее более общее значение и встречающееся также и в литературе других стран. А именно, очень многие из тех, кто пишет по вопросам преподавания, знакомы почти исключительно со школьной литературой своей собственной страны и не имеют никакого понятия ни о параллельных стремлениях в других странах, ни об успехах чистой науки в соответственных областях т. е. в данном случае по основаниям геометрии. Это отчетливо видно у Додгсона, который упоминает исключительно, если не считать Лежандра, стоящегб у него особняком, только английских авторов учебной литературы и совершенно не принимает во внимание успехов научных исследований по вопросам обоснования геометрии. Такое явление приходится часто наблюдать; сравнительные обзоры преподавания в различных национальных школах, подобные тому который мы здесь даем, распространены еще далеко не достаточно.