Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ПРИМЕЧАНИЯ1. Термин «относительные» числа, некогда бытовавший и а нашей школе, означает рассмотрение чисел вместе со знаками, т. е. одновременное рассмотрение как положительных, так и отрицательных чисел (в противоположность «абсолютным», т. е. положительным, величинам, — в соответствии с чем модуль числа назывался его «абсолютной величиной»). Сейчас эта терминология становится архаичной. Чтобы отметить, что допускаются к рассмотрению как положительные, так и отрицательные числа, просто говорят о действительных числах, вместо термина «абсолютная величина числа» сейчас применяют термин модуль числа (см. также примечание 18 на с. 384 первого тома). Заметим, впрочем, что в современных алгоритмических языках взятие модуля числа М обозначается через ABS(M). 2. Используемые Клейном факты аналитической геометрии можно найти в учебниках. См., например, Постников М. М, Аналитическая геометрия. — М.: Наука, 1973; Делоне Б. Н., Райков Д. А. Курс аналитической геометрии. — Т. 1. — М.: Гостехиздат, 1948. — Т. 2.-М.: Гостехиздат, 1949. 3. Здесь и далее Клейн говорит о наглядно понятном способе выбора одной вполне определенной системы координат, связанном с нашими представлениями о реальном пространстве. Например, если учитель стоит перед классной доской, то он может говорить о направлениях «вправо», «вверх», вперед» (от классной доски), и этот способ выражения будет понятен всем сидящим в класса учащимся. Математически же речь идет о том, что мы фиксируем на прямой какое-либо положительное направление и условливаемся называть его направлением вправо; иначе говоря, точка В нашей прямой считается лежащей правее точки А, если вектор АВ имеет направление, совпадающее с фиксированным направлением на этой прямой. Аналогично, когда речь идет о плоскости или пространстве, предполагается фиксированной некоторая система координат, и под направлениями вправо, вверх, вперед понимаются направления осей х, этой системы. 4. В реальном пространстве направления «вправо», «вверх», а также «по» и «против» часовой стрелки понятны учащимся, если, например, учитель делает чертежи на классной доске. Приведенная формулировка приобретает математически точный смысл при следующих соглашениях. Мы фиксируем на плоскости одну прямоугольную систему координат и принимаем направления ее осей х, у за направления «вправо» и «вверх». Далее, направленна вращения, при котором ось х фиксированной системы переходит в ось у в результате поворота на 90°, условимся считать направлением против часовой стрелки (положительное направление вращения), а противоположное направление — направлением вращения по часовой стрелке. При этих соглашениях приведенная формулировка и ее доказательство сохраняются. 5. Это утверждение имеет ясный смысл в реальном простран стве, поскольку, как бы мы ни располагались в пространстве, мы, видя перед собой плоскость, считаем понятным, что означает направление по или против часовой стрелки в этой плоскости. Однако точная математическая формулировка этого утверждения близка к тавтологии. В самом деле, пусть в смысле фиксированной системы координат 6. Об использовании знаков отрезков в элементарной геометрии и преимуществах этих соглашений имеется специальный раздел в превосходной книге: Адамар Ж. Элементарная геометрия. - Ч. 1: Планиметрия. — 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1957,- Ч. 2: Стереометрия. — 2-е изд.-M.s Учпедгиз, 1958. 7. Об ангармоническом отношении, гармонических четверках точек и их роли в проективной геометрии Клейн пишет в дальнейших частях книги. По поводу основных понятий проективной геометрии см. следующие книги: Глаголев Н. А. Проективная геометрия. — М.; Л.: ОНТИ, 1936; Гильберт Д., Кон - Фоссен С. Наглядная геометрия. — 3-е изд. — М.: Наука, 1981; Кокстер X. С. М. Действительная проективная плоскость. — М.: Физматгиз, 1960; Ефимов Н. В. Высшая геометрия. - 6-е изд.- М.: Наука, 1978- Болтянский В. Г. Элементарная геометрия.-М.: Просвещение, 1985. 8. Клейн для простоты ограничивается в начале своих лекций лишь определителями третьего порядка. Если же взять определитель четвертого порядка
(который, очевидно, равен нулю из-за совпадения двух столбцов), то получится более простое и общее доказательство, не требующее предположения
которое совпадает с равенством 9. Доказанное тождество дает важную и интересную интерпретацию барицентрических координат с помощью площадей; Клейн об этих координатах пишет ниже. См. также Балк М. Б., Болтянский В. Г. Геометрия масс. — М.; Наука, 1987. (Библиотечка «Квант»), 10. Об аксиомах, лежащих в основе определения общего понятия площади, можно (в синтетическом изложении) прочитать в следующих книгах; Лебег А. Об измерении величин.-М.: Учпедгиз, 1960; Рохлин В. А. Площадь и объем//Энциклопедия элементарной математики. — Книга V: Геометрия.-М.: Наука, 1966. — С. 5—87; Болтянский В. Г. Третья проблема Гильберта.- М.: Наука, 1977. Во всех этих источниках площадь трактуется как положительная величина. В книге: Лопшиц А. М. Вычисление площадей ориентированных фигур. — М.: Гостехиздат, 1956, дается изложение, близкое к идеям, о которых пишет Клейн. И. Если, как на рис. 14, на кривой выбрано направление обхода против часовой стрелки (в случае противоположного направления обхода получится площадь, взятая со знаком минус). 12. Для того чтобы ситуация была яснее, на рис. 15 и 16 удобно взять начало координат в точке самопересечения кривой, а на рис. 17 — в левой из двух точек самопересечения. 13. То есть так, что направление вектора 14. Конечно, точки и 15. Или иначе, барицентрами (от латинского слова baris — тяжелый). Сейчас чаще говорят «центры масс». 16. Или, чаще, барицентрическими координатами. Более подробно о барицентрических координатах и их применениях в геометрии можно прочитать в книге В. Г. Болтянского и М. Б. Балка «Геометрия масс», указанной в примечании 9. В частности, геометрическое определение масс
17. Ее можно получить, записав (ср. примечание 8) равный нулю определитель пятого порядка, в первых трех столбцах которого стоят абсциссы, ординаты и аппликаты точек О, 1, 2, 3, 4, а в двух последних столбцах все элементы равны единице. Разлагая этот определитель по элементам последнего столбца, мы непосредственно получаем формулу
отличающуюся от формулы, написанной у Клейна, лишь очевидными перестановками строк в определителях четвертого порядка, выражающих объемы тетраэдров. 18; Необходимо сделать некоторые замечания относительно того, что Клейн понимает под многогранником. Выше под много-, угольником понималась произвольная замкнутая ломаная (возможно, самопересекающаяся). Если отвлечься от сложностей, связанных с возможным слиянием нескольких вершин в одну, можно сказать, что в каждой вершине многоугольника сходятся ровно две его стороны, которые называются смежными (точки самопересечения ломаной вершинами не считаются). Многогранник считается составленным из конечного числа многоугольников (в указанном понимании), каждый из которых лежит в некоторой плоскости. Эти многоугольники называются гранями многогранника. При этом, для того чтобы конечный набор многоугольников представлял собой многогранник, необходимо выполнение двух условий: во-первых, многоугольники - грани должны либо примыкать друг к другу целой стороной, либо иметь общую вершину, либо совсем не иметь общих точек и, во-вторых, многоугольники - грани должны примыкать друг к другу общими сторонами Если теперь на каждой грани задать некоторое направление обхода, то на общем ребре двух граней взятые направления обхода могут определять либо одинаковое, либо противоположное направление. Правило ребер Мёбиуса считается выполненным, если на любом ребре две примыкающие к этому ребру грани определяют противоположные направления. Если правило ребер Мёбиуса выполнено, то говорят также, что направления обхода, взятые на всех гранях многогранника, являются согласованными. 19. Это утверждение о «сумме» многогранников надо здесь понимать лишь в том смысле, что объем тетраэдра (1, 2, 3, 4) равен сумме объемов четырех указанных «тетраэдров-частей» при указываемом порядке вершин. 20. Здесь Клейн предполагает, что в плоскости рассматриваемой грани в качестве направления «против» или «по» часовой стрелке принимается то, которое мы получаем, наблюдая эту плоскость из точки О. Только после того как в плоскости установлены направления против и по часовой стрелке, можно определить площадь многоугольника (возможно, самопересекающегося), на контуре которого задано направление обхода. 21. Это неточность: никакой знак уже присоединять не нужно, поскольку площадь основания (1, 2, 3, 4, б, 6) может быть положительной или отрицательной, в зависимости от чего объем пирамиды (получающийся при умножении, площади основания 22. Пусть О — точка, отличная от О. Заменяя в формуле на с. 31 точку 4 на О, перепишем эту формулу в виде
Аналогичная формула справедлива не только для треугольника Иначе говоря, правая часть соотношения, получающегося в результате суммирования, равна нулю, т. е. разность объемов, получающихся, если исходить от точки О или от точки О, равна нулю. Этим и устанавливается независимость результата от выбора точки О. 23. Если в трехмерном пространстве задана замкнутая, не пересекающая себя поверхность, составленная из плоских многоугольников (рассматриваемых не как контур, а как часть плоскости), то она ограничивает некоторую область пространства (внутреннюю ее область). Теперь для каждой грани рассматриваемой многогранной поверхности можно задать такое направление обхода, которое из близких к этой грани точек, расположенных во внешней области, наблюдается как направление по часовой стрелке. Это дает, как легко понять, согласованные направления обхода на всех гранях рассматриваемой многогранной поверхности. Таким образом, для замкнутой многогранной поверхности, не пересекающей себя, можно задать на всех гранях согласованные направления обхода, и это позволяет определить объем соответствующего многогранника (т. е. объем внутренней области, ограничиваемой рассматриваемой поверхностью). Напротив, среди замкнутых многогранных поверхностей, пересекающих себя, существуют как поверхности, на которых можно задать согласованные направления обхода на всех гранях, так и поверхности, для которых это не удается сделать. Таковыми являются односторонние поверхности, не разрезающие близлежащие точки на две области (внутреннюю и внешнюю), а имеющие лишь одну сторону. Такую поверхность (лист Мёбиуса) Клейн и описывает ниже. 24. Эта поверхность была независимо от Мёбиуса открыта Листингом. 25. Подробное описание листа Мёбиуса и его свойств (а также рисунок, изображающий деятельность маляра, о которой пишет Клейн) можно найти в книге: Болтянский В. Г., Ефремович В. А. Наглядная топология. — М.: Наука, 1982.- (Библиотечка «Квант»), Заметим, что лист Мёбиуса является незамкнутой поверхностью (он имеет край); только поэтому его и удается реализовать в трехмерном пространстве без самопересечений (в виде перекрученной бумажной ленты). Замкнутую же одностороннюю поверхность, как вытекает из сказанного в примечании 23, невозможно реализовать в трехмерном пространстве без самопересечений. 26. Эта замкнутая односторонняя поверхность («перекрученная пятигранная пирамида», как ее называет Клейн) топологически эквивалентна проективной плоскости. Самопересекающийся семигранник, о котором ниже пишет Клейн (он был впервые в литературе упомянут Рейнхардтом в 1885 г.), также представляет собой замкнутую одностороннюю многогранную поверхность, топологически эквивалентную проективной плоскости (т. е. обе замкнутые многогранные поверхности гомеоморфны между собой). Отметим, что Клейну принадлежит открытие еще одной замкнутой односторонней поверхности, называемой теперь бутылкой Клейна, она может быть, например, получена, если два листа Мёбиуса склеить их краями. Подробнее обо всем этом см. в книге, указанной в предыдущем примечании 06 общем определении ориентации и ориентируемых многомерных многообразиях см. книгу: Дубровин Б. А., Новиков С. П., Фоменко А. Т. Современная геометрия. — 2-е изд. — М.: Наука, 1986. 27. Это утверждение верно при условии, что хотя бы одно из чисел X, Y отлично от нуля. Об исключительном случае 28. Иначе говоря, речь идет о множестве всех движений (системы кординат) с определителем 29. Здесь Клейн несколько краток. При рассмотрении геометрических свойств фигур нужно рассматривать не одну, а несколько различных групп преобразований координат (или преобразований плоскости). Для элементарной геометрии наиболее важны две группы. Первая из них — обозначим ее через Р и назовем группой подобий — состоит из всех преобразований координат, которые могут быть получены композициями указанных выше преобразований 30. Например, соотношения
т. е. попарные отношения величин 31. То есть в зависимости от того, относится рассматриваемый инвариант к геометрии группы D или к геометрии группы Р (см. примечание 29). 32. Для единообразия дальнейших формул определитель 33. Как и в случае геометрии на плоскости, это утверждение справедливо лишь при условии, что хотя бы один из определителей 8, Ш, 91 отличен от нуля. Об исключительном случае 34. Клейн везде говорит о «минорах», но берет их со знаками ±, т. е. рассматривает соответствующие алгебраические дополнения. 35. При дополнительном требовании, что хотя бы одно из чисел X, Y, Z отлично от нуля. 36. Выражая
Эти соотношения можно при заданных
который равен нулю в силу условия (3). Аналогично, обращаются в нуль и все другие определители третьего порядка, т. е. система совместна. Определив из этой системы какие-либо значения 37. Точнее, 38. Поскольку прямые, вдоль которых действуют рассматриваемые силы, параллельны, но не совпадают, хотя бы одно из чисел 40. Дальнейшие вычисления проводятся при условии, что хотя бы одно из чисел Е, Н, Z отлично от нуля — об этом Клейн пишет в конце доказатель 41. Если направленный отрезок 42. Это будет видно из дальнейшего исследования, в котором Клейи рассматривает лишь случай, когда динама имеет общий вид (т. е. не сводится к одной силе и не сводится к паре сил). 43. Согласно сказанному в предыдущем примечании имеем 44. Винтовым движением называется композиция поворота вокруг некоторой оси и параллельного переноса в направлении этой оси. Частным случаем винтового движения является поворот (если параллельный перенос представляет собой тождественное отображение), а также параллельный перенос. Любое сохраняющее ориентацию движение трехмерного пространства («собствен ное движение» по терминологии Клейиа) является винтовым движением — см. Болтянский В, Г, Элементарная геометрия. — М.: Просвещение, 1985. 45. На первый взгляд этот вывод может показаться парадоксальным, так как получается, что для получения всех нулевых осей достаточно построить в каждой точке пространства по одной из них, а между тем через каждую точку должно проходить бесконечно много нулевых осей. Но при указанном построении действительно через данную точку Р пройдет бесконечно много прямых, но только построенных (кроме одной) не в Р, а в других точках пространства. 46. См. примечание 44. 47. Здесь термин «зеркальное отражение» Клейн использует для обозначения движения с определителем — 1, т. е. движения не в «собственном смысле слова» (оставляющего неподвижным начало координат). Заметим, что, например, зеркальное отражение относительно плоскости 48. Это равносильно тому, чтобы транспонировать в левой части первый множитель (что не меняет определителя), а затем, как обычно, умножать строки первого определителя на столбцы второго. 49. Это вытекает из приводимых ниже соображений о знаках определителей. 50. При линейном преобразовании координат
координаты X, Y, Z, L, М, N линейного элемента преобразуются следующим образом Имеем
Аналогично преобразуются координаты У, Z, т. е. мы получаем
Далее,
Аналогично преобразуются координаты М, М, т. е. мы получаем
Если теперь мы рассматриваем пару сил, т. е. осуществляем пре»: дельный переход, при котором X, Y, Z стремятся к нулю, a L, М, N имеют конечные пределы, хотя бы один из которых отличен от нуля («бесконечно удаленная бесконечно малая сила а конечными моментами вращения»), то и в новой системе координат мы получаем в пределе Теперь остается подставить значения коэффициентов 51. Клейн имеет в виду поведение координаты вектора при зеркальном отражении системы координат относительно ее начала. 52. Аксиальные векторы называют также осевыми векторами или псевдовекторами. 53. Собственно говоря, «начало» имеет направленный отрезок, а не вектор. Смысл высказывания Клейна состоит в том, что мы откладываем векторы от одной точки А, т. е. находим такую точку 54. Здесь и далее Клейн несколько чрезмерно жесток к механике и физике Использование аналогии между действиями над числами и действиями над векторами характерно также и для математики. Так, широко используемые в математике и ее приложениях векторные пространства вводятся с помощью системы аксиом, явно использующей указанную аналогию. Название «скалярное произведение», о котором Клейн пишет ниже, широко применяется в ряде разделов математики (например, в линейной алгебре и функциональном анализе). К тому же название «произведение» для этой операции имеет столько же оснований, сколько и результат операции умножения, рассматриваемой в гиперкомплексных системах (ем. т. 1, с. 89, где Клейн не высказывает в столь, эмоциональной форме своего недовольства прижившейся терминологией). Однако; оставляя терминологические соображения в стороне, следует отметить, что детальный анализ, проведенный Клейном на базе «грассманова принципа», глубоко вскрывает природу геометрических объектов, прежде затушевывавшуюся рассмотрением только одной фиксированной системы координат (или только «правых» систем координат). 55. В самом деле, совершенно так же, как в примечании 50, устанавливается, что при линейной однородной подстановке координат компоненты свободного плоскостного элемента преобразуются по формулам, аналогичным
и т. д. Отсюда получаем для любого свободного вектора X, Y, Z и любого свободного плоскостного элемента
Следовательно, равенство
в исходной (прямоугольной) системе координат, т. е. такой, что вектор с компонентами 56. Наиболее общее понимание линии в современной математике относится к области топологии и связано с именем выдающегося советского математика П. С. Урысона (безвременно погибшего в возрасте 26 лет). Урысону принадлежит общее определение размерности топологического пространства Заметим, кстати, что подход, описанный Клейном в п. 3) и 4), приводит к двум различным обобщениям наивного понимания «линии». Одно понимание состоит в том, что параметрическая запись Здесь значения параметра t в конце концов исключаются, т. е. не важно, при каком t получается та или иная точка, а важно лишь все множество получающихся точек. Второе понимание учитывает последовательность пробегания точек 57. Можно сказать, что в таком понимании синтез означает последовательное «восхождение» от данных (при помощи отдельных «шажков мысли») к искомой цели, т. е., например, к получению требуемого доказательства или осуществлению построения. Напротив, анализ можно представлять как «попятное движение» от цели, т. е. решения задачи, к тем все более простым посылкам, из которых эта цель может быть достигнута, пока мы на заполним цепочку между искомым решением и имеющимися данными. При таком понимании анализ еще не дает решения задачи (если только мы в процессе анализа не убеждались каждый раз в обратимости очередного логического «шажка»), а лишь дает отыскание пути решения; по этому поводу см. Болтянский В. Г. Анализ — поиск решения задачи//Математика в школе. — 1974. — № 1. Иначе говоря , — и при решении задачи на построение это, как правило, всегда требуется за анализом (первым этапом решения) должен следовать второй этап — осмысления, оформления найденного пути решения в виде четкого решения (например, описание окончательно найденного построения), а затем третий этап — доказательство, обоснование этого решения в виде синтетического рассуждения, ведущего от данных к искомому. В задачах на построение, на нахождение всех решений алгебраической задачи и т. п. имеется еще заключительный четвертый этап — исследование, говорящее о числе решений в зависимости от выбора параметров, характеризующих условие. 58. Здесь следует с удовлетворением отметить, что в современном преподавании математики в школе (как высшей, так и средней) векторы заняли в советской школе прочное место, — хотя и существуют различные точки зрения по вопросу о том, в достаточной ли степени пронизан курс математики применением векторных методов. Об истории введения векторных методов в преподавание математики можно прочитать в интересной статье: Глейзер Г. Д., Кеян Г. К. К истории вопроса об изучении векторов//Математика в школе. — 1986. — № 5. — С. 54—57. 59. В программах и учебниках, действующих в советской школе, эта точка зрения Клейна находит свое отражение в том, что придается очень большое и серьезное значение вопросу об осуществлении межпредметных связей математики с другими предметами (физикой, химией, информатикой, географией и т.д.), а также вопросу о внутрипредметных связях в математике — между курсами геометрии, алгебры, начал математического анализа, 60. Это определение поляры не является общим (например, оно неприложимо, если точка Общее определение получается либо переходом в комплексную область (из любой точки, не принадлежащей коническому сечению, можно провести к нему две касательные, которые, однако, могут оказаться мнимыми, но и в этом случае прямая, соединяющая точки касания, 61. Теорема Паскаля (доказанная им в 1639 г.) утверждает, что если 62. См. сноску на с. 89. 63. При условии, что рассматриваемая прямая не параллельна плоскости 64. Заметим, что Клейн ошибается, назвав автора анонимным: «Квадрат» — псевдоним математика Эдвина Э. Эббота, который и является автором книги. Русский перевод: Эббот Э. Э. Флатландия//Эббог Э. Э. Флатландия. Бюргер Д. Сферландия. — М.: Мир, 1976. 65. Это слово «здесь» выделено для того, чтобы читатель не принял даваемую для данного случая характеристику математики за общую точку зрения Клейна. 66. Сказанное здесь относится только к ортогональному преобразованию координат, поскольку только в этой системе переход к обратной матрице (см. (2)) соответствует ее транспонированию. Как видно из соотношения (5) на с. 67 и получаемых из него дифференциальных следствий, коэффициенты в выражении компонент 67. Сейчас, как правило, изменение знака, о котором пишет Клейн, не применяется, т. е. градиентом называют вектор с компонентами 68. Это замечание Клейна представляется очень важным для школьного преподавания математики. Речь идет о том, чтобы, исходя из общей теоретико-множественной точки зрения (рассматривающей изучаемые в анализе функции как частный случай общего понятия отображения одного множества в другое), трактовать преобразования плоскости или пространства как своеобразные «геометрические функции». Этот «мостик» между анализом и геометрией не только создает удобства в смысле общности теоретико-множественного математического языка, применяемого в этих и других областях элементарной математики («образ», «прообраз», «переходит в», «обратные преобразования или функции», «область определения» и т. д.), но и имеет принципиальное методологическое значение как важный элемент современной математической культуры. Понятия множества, отображения, отношения эквивалентности и связанной с ним классификации и др. играют сегодня важную роль в информатике, математической лингвистике, математической экономике, теоретической физике, биологии. То, что Клейн предвидел это уже в начале столетия, является проявлением его общей прогрессивной позиции «фузионизма», т. е. не разобщенного рассмотрения отдельных ветвей математики, а нахождения и подчеркивания (как в науке, так и в преподавании) взаимосвязей, взаимопроникновения и влияния различных областей на их взаимообусловленное развитие. Кстати (об этом Клейн кратко пишет в следующем абзаце), именно геометрия дает простые и наглядные примеры отображений более общего вида, чем функции, рассматриваемые в элементарном анализе (где всегда число переходит в число, или точка — в точку), а именно, отображений, переводящих элементы одного множества в элементы другого. Так, в предыдущей главе речь шла о принципе двойственности в проективной геометрии, первоначальный вариант которого представлял собой отображение, сопоставляющее каждой точке некоторую прямую (ее поляру относительно фиксированного конического сечения). 69. Следует подчеркнуть, что аналитическая трактовка фактов геометрии, систематически и изысканно преподносимая Клейном в его лекциях (и даже встречающиеся далее высказывания о превосходстве такого подхода перед «чисто синтетическим пониманием геометрии), преследует строго определенную цель: дать его слушателям или читателям глубокое, четко проведенное исследование, вскрывающее аналитическую природу основных геометрических понятий, их взаимосвязь и поведение при геометрических преобразованиях, а также позволяющее далеко проследить клейновскую «эрлангенскую» точку зрения на геометрию как на теорию инвариантов определенных групп преобразований. По мысли Клейна учитель должен во всем этом хорошо разбираться. Это не следует понимать в том смысле, что в школе преподавание геометрии должно проводиться чисто аналитическим методом. Напротив, Клейн в ряде мест (и, в частности, в заключительной главе этой книги, — к сожалению, написанной очень кратко) подчеркивает необходимость генетического формирования геометрических понятий, развития интуиции, пространственных представлений, навыков изображения фигур и геометрических построений. Иными словами, в первоначальном школьном преподавании должно самое существенное место занять синтетическое развитие геометрических знаний, что, конечно, не только не исключает использования идей эрлангенской программы, но, напротив, в своем высшем развитии школьное преподавание геометрии должно с самого начала широко использовать идеи симметрии, геометрические преобразования, групповой подход. 70. Клейн использует термин подобное преобразование пространства. В этом издании книги мы придерживаемся следующей терминологии. Гомотетией с центром О и коэффициентом 71. Это не очень четко сформулированное утверждение можно уточнить следующим образом. Ограничимся случаем, когда определитель Д преобразования (1) отличен от нуля. В этом случае рассматриваемое преобразование взаимно однозначно отображает пространство на себя (причем и само преобразование и обратное ему являются непрерывными, т. е. представляют собой гомеоморфизмы.). Из этого следует, что если точка Однако, судя по тому, что говорится в следующем абзаце, Клейн, видимо, имеет в виду следующее более слабое утверждение (которое справедливо при любом значении определителя 4 и очевидным образом вытекает из формул 72. Легко видеть, что 73. Интересно отметить, что здесь Клейн дает содержательно-геометрическую, а не координатную трактовку свободного вектора. Именно, если в главе I свободный вектор определялся как геометрический образ, характеризуемый компонентами Y, Z (с. 49-50), то здесь неявно используется следующая геометрическая интерпретация: свободным вектором называется множество (бесконечное!) всех направленных отрезков с одними и теми же компонентами X, Y, Z, т. е. направленных отрезков, получающихся друг из друга параллельными переносами. Разумеется, эти определения вполне соответствуют друг другу. Вместе с тем существенно отметить, что даже при аналитическом изложении Клейн нацеливает слушателей на то, чтобы за каждым аналитическим определением геометрического образа уметь видеть его содержательно-геометрический смысл. 74. Клейн не всегда четко различает свободные векторы и направленные отрезки (например, говорит о двух векторах «на одной прямой»), полагая, что после сказанного в предыдущей части книги читатель легко придаст формулировкам точный смысл. 75. Для применения обычного правила умножения матриц (каждая строка первого множителя умножается на каждый столбец второго) нужно в выписываемом ниже, равенстве транспонировать первую матрицу и переставить множители. 76. Здесь Клейн трактует формулы (1) (или 77. Эта форма записи аффинных преобразований делает возможность простого и наглядного их представления. Ограничимся для простоты случаем плоскости и представим себе две декартовы системы координат, одна из которых прямоугольная, а другая косоугольная с разными длинами единичных отрезков по осям. Разобьем в каждом случае плоскость на параллелограммы, проводя через целочисленные точки каждой оси прямые, параллельные другой оси (в первой системе это будут квадраты, а во второй — параллелограммы общего вида). Если теперь в первой системе нарисовать некоторую фигуру М, а затем во второй системе перерисовать «по клеточкам» аналогичную фигуру М, то мы получим в результате «аффинно искаженную» копию М фигуры М. (В книге Делоне и Райкова, указанной в примечании 2, в качестве М берется рисунок котенка, а М будет вытянутым и перекошенным его изображением.) Переход от М к М и дает представление об аффинном преобразовании плоскости, а возможность переноса рисунка «по клеточкам» как раз и обусловлена видом формул (6). 78. Для получения таким образом произвольного эллипсоида достаточно в качестве 79. Учитывая направленность этих лекций Клейна на школьное преподавание, целесообразно привести еще пару примеров, более близких к школьной тематике (и уместных, например, для применения в кружковой работе): Пример 1. В трапеция середины оснований обозначены через М и N, далее, Р - точка пересечения диагоналей, Для доказательства осуществил аффинное преобразование, переводящее основание АВ и отрезок ММ в два: взаимно перпендикулярных отрезка. Тогда мы получим равнобочную трапецию, в которой указанные четыре точки лежат (в силу соображений симметрии) на одной прямой. Но тогда, переходя к исходной трапеции с помощью аффинного преобразования Пример 2. Вокруг данного эллипса L описать треугольник наименьшей площади. Для решения осуществим аффинное преобразование Ряд других примеров имеется в книге: Яглом И. М. Геометрические преобразования. — Ч. 1: Движения и преобразования подобия. — М.: Гостехиздат, 1955. — Ч. 2: Линейные и круговые преобразования. — М.: Гостехиздат, 1956. 80. В дальнейшем Е называется оригинальной, а Е— картинной плоскостью (или плоскостью изображений). 81. Говоря о косоугольной системе координат, Клейн здесь предполагает, что единицы масштаба для всех осей одинаковы (и совпадают с некоторой фиксированной единицей длины). Поэтому 82. В самом деле, расположим плоскости Е и Е, как указано в тексте, т. е. так, чтобы точки М, А совпали соответственно с 83. Более подробно: пусть Е и Е — две плоскости в трехмерном евклидовом пространстве R и f — аффинное отображение плоскости Е на Е; тогда существуют такое преобразование подобия g пространства R (т. е. композиция гомотетии я движения) и такое параллельное проектирование 84. Эта формулировка не очень четкая, а последующие несколько страниц, посвященные доказательству, не слишком проясняют дело. Клейн здесь слишком много внимания уделяет аналитике в ущерб четкости геометрических формулировок и пространственных представлений читателя. Дадим поэтому критический разбор содержащихся далее рассуждений. Пусть Теперь, условившись о терминологии, перейдем к точным формулировкам. Фактически речь идет о трех теоремах (первые две из которых Клейн не формулирует ясно). Теорема L Всякое отображение пространства R в себя, представляющееся в виде композиции Теорема 2. Обратно, всякое отображение пространства R в себя, имеющее вид (1), где Заметим, что обойтись в теореме 2 без движения f нельзя, т. е., вообще говоря, отображение (1) (где Наконец, третья теорема (Польке — Шварца) формулируется Клейном ниже и используется при доказательстве теоремы 2, сформулированной здесь. Клейн не формулирует раздельно и четко теоремы 1 и 2; при этом на доказательстве более простой теоремы 1 он вначале не останавливается вовсе (об этом он кратко говорит на с. 132), а все внимание фактически уделяет теореме 2. Если же учесть, что Клейн рассматривает иногда одно пространство R, а иногда два пространства R и R, обращая внимание на сами координаты, а не на изображаемые ими точки, то становится понятной причина трудности изложения. Приведем прежде всего доказательство теоремы 1. Итак, пусть
т. е. линейной подстановкой координат с определителем, равным нулю. Поэтому композиция Далее Клейн фактически приступает к доказательству сформулированной здесь теоремы 2. Прежде всего он устанавливает Не будем теперь обращать внимания на то, что Клейн переходит затем в другое пространство R, а будем продолжать вести рассуждения в том же пространстве R. Обозначим плоскость (2), т. е. образ пространства R при рассматриваемом отображении Тогда плоскость Теперь (в разделе 1) Клейн доказывает, что прообраз Для доказательства теоремы 2 остается заметить, что если Остается заметить, что в разделах 2—6 Клейн дает геометрическое описание отображения 85. Если все миноры второго порядка равны нулю, но хотя бы один из коэффициентов отличен от нуля, то соотношения (1) (или 86. Или путем разрывов на нижних (задних) ребрах, или же путем изображения этих нижних («невидимых») ребер штриховыми линиями. 87. Это фундаментальное предложение аксонометрии именуется теперь теоремой Польке — Шварца. 88. Среди которых, однако, имеются два линейно независимых. 89. Учитывал, что плоскость QRS перпендикулярна прямой 90. Строго говоря, в следующей строке Клейн в промежуточном вычислении находит модуль числа 91.. Переписав соотношение
а затем заменив 92. Клейн, таким образом, неявно предполагает здесь, что хотя бы один из коэффициентов 93. Где хотя бы одно из чисел 94. Если I — какая-либо прямая, лежащая в плоскости Е, а В результате осуществляется взаимно однозначное соответствие между точками (собственными или несобственными) плоскости Е и прямыми связки О. 95. Здесь (и иногда далее) Клейн трактует формулы (2), (3) не как задающие проективное преобразование самого трехмерного пространства R, а как проективное отображение одного пространства Я на другое пространство R (в первом из которых введены однородные координаты 96. Существенно, отметить, что речь идет о взаимно однозначном преобразовании проективного пространства. Если же речь идет о пространстве (или плоскости), не пополненном несобственными элементами (т. е. об аффинном пространстве), то любая коллинеация в нем представляет собой аффинное преобразование. Более того, если отображение сохраняет свойство трех точек лежать на одной прямой, то оно является коллинеацией 97. Справедливость этого утверждения здесь доказывать не нужно, так как оно вытекает из рассуждения, проводимого в разделе б) на с. 140—142. 98. Таким образом, у Клейна намечена лишь идея доказательства. Аккуратное доказательство имеется, например, в книге Б. Н. Делоне и Д. А. Райкова, указанной в примечании 2. 99. Это — частный случай общей точки зрения, провозглашенной Клейном в его эрлангенской программе. Именно, если задана некоторая группа преобразований (в данном случае — проективных) некоторого множества (в данном случае — проективного пространства), то она определяет некоторую геометрию (в данном случае — проективную геометрию), предмет которой составляет все, что сохраняется при этих преобразованиях. 109. Приведем еще некоторые примеры применения проективных преобразований, представляющие, например, интерес для школьной кружковой работы. Теорема о полном четырехстороннике. Пусть Для доказательства надо рассмотреть лишь первую четверку (две другие аналогичны). Далее, если Предложение Паппа. Если I и m — две различные прямые, Это предложение является частным случаем теоремы Паскаля (получающимся, если коническое сечение вырождается в пару прямых). Это предложение было высказано Паппом в III веке н. э. Теорема Дезарга. Если треугольники Доказательство теоремы Дезарга и обратной ей теоремы наиболее просто проводится, если Из теоремы о полном четырехстороннике непосредственно вытекает, что если в аффинной плоскости задан отрезок АВ и указана его середина М, то через любую точку этой плоскости можно с помощью одной линейки провести прямую, параллельную АВ. (Линейка предполагается односторонней.) Обратно, если начерчены две параллельные прямые в аффинной плоскости, то отрезок, расположенный на одной из них, можно с помощью одной линейки разделить пополам. Из указанных выше теорем можно получить и ряд других построений, выполняемых с помощью одной линейки. В прошлом веке Я. Штейнер доказал, что если в плоскости начерчена окружность и указан ее центр, то с помощью одной линейки можно решить любую задачу на построение, разрешимую с помощью циркуля и линейки (разумеется, эти построения метрические, а не проективные и даже не аффинные). Ряд других теорем и задач проективной геометрии можно найти в книгах, указанных в примечании 7. 101. Что, впрочем, само собой ясно, поскольку из симметричности определения относительно точек 102. Лучше сказать, что знаменатель оказывается бесконечно малой более высокого порядка, чем, например, максимум модулей числителей, и потому хотя бы одна из координат 103. Плоскость, к которой указанным образом присоединена одна бесконечно удаленная точка, называется плоскостью Мёбиуса, а также инверсной, или круговой плоскостью. Она является «субстратом», на котором строится круговая геометрия, о которой Клейн пишет далее. 104. Клейн для простоты изложения опускает некоторые детали. Уравнение (5) можно переписать при
откуда видно, что оно определяет сферу (не вырождающуюся в точку) при условии Таким образом, уравнение (5) следует рассматривать лишь при выполнении дополнительного условия 105. Если
106. Достаточно доказать это для случая, когда рассматриваемые поверхности являются плоскостями (а именно, касательными плоскостями рассматриваемых поверхностен в их точке пересечения). В самом деле, так как преобразование выражается непрерывно дифференцируемыми (даже аналитическими) формулами, то касание поверхностей сохраняется при инверсии. Если же а и Аналогичная теорема о сохранении углов справедлива и для линий (это может быть выведено из сохранения углов между поверхностями, если рассмотреть три плоскости, первая из которых касается обеих линий-оригиналов, а две другие ортогональны первой плоскости и каждая касается одной из линий). 107. В отличие от аффинных и проективных преобразований, при рассказе о которых Клейн останавливался на некоторых приложениях, инверсия обрисована здесь кратко и без упоминания приложений. В элементарной геометрии инверсия является, в частности, удобным аппаратом для решения определенного круга задач на построение. Речь идет прежде всего о задачах, в которых требуется построить окружность (или прямую), подчиненную условиям следующего типа: а) проходить через данные точки; б) пересекать данные прямые или окружности под данными углами (в частности, касаться данных прямых или окружностей). Типичным примером является следующая задача: построить окружность, проходящую через заданную точку О и касающуюся двух заданных окружностей О применениях инверсии можно прочитать в книгах Ж. Адамара (примечание 6), И. М. Яглома {примечание 79), В. Г. Болтянского (примечание 7). См. также книгу: Адлер А. Теория геометрических построений. — М.: Учпедгиз, 1940. 108. Купец, торговец выражается на латинском языке словом Merkator, а на немецком — Kramer. 109. Известный французский геометр (1824—1897); его трактат, в котором он рассматривает отображения одной поверхности на другую и составление географических карт, вышел в 1881 г. 110. В современной терминологии отображение (скажем, одной поверхности на другую, о чем говорит Клейн), которое является взаимно однозначным и взаимно непрерывным, называется гомеоморфизмом, а область математики, изучающая свойства фигур, сохраняющиеся при любых гомеоморфизмах, называется топологией (вместо архаичного термина «анализ положения»). Название это было предложено Листингом в его исторически первой работе, специально посвященной проблемам топологии (1847 г.). 111. См. указанную в примечании 25 книгу В. Г. Болтянского и В. А. Ефремовича, где можно также прочитать о дальнейшем развитии этих идей. 112. Подробное изложение вопросов, затрагиваемых здесь и далее Клейном, имеется в книге, указанной в предыдущем примечании. 113. В настоящее время известно, что это предложение (теорема Эйлера о многогранниках) было известно также Декарту, который владел и общим его доказательством. Эйлер впоследствии независимо сделал это открытие. В связи с этим сейчас нередко говорят о теореме Декарта — Эйлера и о характеристике Декарта — Эйлера (вместо ранее применявшегося термина «эйлерова характеристика»). 114. См. ниже общее уравнение (5). 115. О роли комплексных чисел в геометрии см. книги, указанные в примечаниях 2 и 26. 116. В частности, полезно заметить, что тригонометрические («круговые») функции 117. Иначе говоря, при 118. Иначе говоря, если т. е. соответствующая бесконечно удаленная точка лежит на перпендикулярной прямой. 119. Говоря о том, что точка Р «мнимая», Клейн имеет в виду, что ее комплексные координаты Из этого, в частности, следует, что в выписанной ниже формуле (I) хотя бы одно из чисел 120. Остановимся на этом вопросе более подробно. Пусть выбрана единица измерения длин, — скажем, отрезок
В частности, если Если же рассмотреть только те преобразования, которые являются композициями параллельных переносов, поворотов и симметрий (т. е. преобразования, составляющие группу движений D, о которой речь будет идти в дальнейших примечаниях), то относительно этой группы обе величины 121. Здесь рассуждения Клейна скорее имеют наводящий характер, нежели точный математический смысл. В особенности это относится к сказанному в п. 6). В самом деле, когда в разделе 2) Клейн говорит о метрической геометрии, он имеет в виду, что рассматривается трехмерное арифметическое пространство Этими основными четырьмя типами преобразований являются: 1) параллельные переносы; 2) повороты вокруг нулевой точки (т. е. такие преобразования, при которых координаты Это построение укладывается в следующую общую схему. Имеется некоторое основное множество М, элементы которого именуются точками, к задана некоторая группа О преобразований множества М (каждое рассматриваемое преобразование является взаимно однозначным отображением множествам на себя; композиция преобразований и обратное преобразование имеют очевидный смысл). Теперь все те свойства геометрических фигур (т. е. подмножеств основного множества М), которые инвариантны при всех преобразованиях, принадлежащих группе О, составляют предмет изучения геометрии, определяемой на множестве М группой G. Это и есть в абстрактном виде та основная идея, которая была провозглашена Клейном в его знаменитой эрлангенской программе. В случае метрической геометрии, рассматриваемой Клейном в п. 2), основным множеством М является пространство Если же перейти к проективной геометрии, рассматриваемой Клейном в п. 4), то здесь прежде всего следует отметить, что изменяется основное множество М. В самом деле, дробно-линейные преобразования не являются взаимно однозначными на пространстве «Геометрия обратных радиусов», о которой пишет Клейн в разделе 5), вновь требует для корректного ее построения изменения основного множества М. Требуемое здесь основное множество М может быть получено из Таким образом, геометрии, упоминаемые Клейном в разделах 3), 4), 5), определяются на разных основных множествах, и сравнение их между собой (и с метрической геометрией) может быть лишь условным. Например, из всех — равноправных между собой — плоскостей трехмерного проективного пространства нужно выделить одну и условиться считать ее «бесконечно удаленной»: лишь при этом условии можно будет сравнивать проективную геометрию с аффинной. С этой общей точки зрения те соображения о топологии, которые высказываются Клейном в п. 6), вряд ли допускают четкое оформление в рамках идей эрлангенской программы. Может показаться естественным рассматривать всевозможные гомеоморфные отображения пространства (Впрочем, если размерность фигуры существенно меньше размерности объемлющего его евклидова пространства, то понятие гомеоморфизма сливается с понятием изотопии; например, заузленная и незаузленная замкнутая линия в 122. Рассмотрение «главной группы» (которая в примечании 121 названа группой подобий и обозначена через Р) имеет одну тонкость, которую Клейн оставляет без внимания. Для того чтобы ее пояснить, введем еще в рассмотрение группу движений D пространства Группа D содержится в «главной группе» Р, но отличается от нее тем, что не содержит гомотетий. Теперь, согласно идеям клейновской эрлангенской программы, можно рассматривать в Тот факт, что в геометрии группы подобий (в геометрии главной группы Из этих примеров становится понятным, что метрическая геометрия (по терминология Клейна), т. е. геометрия группы подобий Р, описывает все богатство теорем элементарной евклидовой геометрии.! Именно поэтому Клейн придает этой геометрии главенствующее значение, а группу Р называет «главной группой. Рассмотрение же геометрии определяемой группой движений Однако такая точка зрения неправильна. В действительности геометрия группы движений богаче, чем геометрия группы подобий. Имеются содержательные теоремы, которые имеют место в j геометрии группы движений, но разрушаются, перестают быть справедливыми при переходе от D к большей группе Р (подобно тому, как существуют содержательные теоремы метрической геометрии, разрушающиеся при переходе от группы Р к большей группе А — группе всех аффинных преобразований. Чтобы: привести пример теоремы, отличающей геометрию группы движений от геометрии группы подобий, ограничимся для простоты рассмотрением геометрии на плоскости. Условимся называть плоскую связную фигуру линией, если она не содержит никакого круга (мы ограничимся рассмотрением связных линий, т. е. как бы состоящих из одного куска — это понятие, относящееся к области топологии, мы здесь не уточняем). Связную линию I будем называть транзитивной, если для любых двух точек А, В этой линии найдется преобразование f (принадлежащее группе преобразований, определяющей рассматриваемую геометрию), которое переводит линию I в себя, а точку А — в точку В. Транзитивная линия может как бы «скользить по себе» в рамках рассматриваемой геометрии. В евклидовой геометрии существуют только два типа связных линий на плоскости, которые могут «скользить по себе»: это прямые и окружности. И это может быть строго оформлено в виде теоремы, которая справедлива в геометрии группы движений: плоская связная линия в том и только в том случае является транзитивной, если она представляет собой прямую или окружность. Однако эта теорема разрушается, перестает быть справедливой, если мы перейдем к клейновской метрической геометрии, т. е. к геометрии группы подобий Р. В геометрии группы подобий существуют связные плоские линии, отличные от прямых и окружностей, которые могут в рамках этой геометрии «скользить по себе», т. е. являются транзитивными. Такими линиями в геометрии группы подобий являются логарифмические спирали, определяемые в полярных координатах (на плоскости) уравнением Таким: образом, то, что Клейн совсем не уделяет внимания геометрии группы движений, а ограничивает «метрическую геометрию» рамками геометрии группы подобий, не во всем соответствует «элементарно-геометрическим» представлениям. 123. В примечании 121 была отмечена недостаточность такого подхода в отношении топологии. В современных представлениях речь идет не о группе всех гомеоморфных отображений некоторого пространства М на себя, а о категории всех топологических пространств и их непрерывных отображений. Наиболее существенные топологические свойства описываются функторами; например, важнейшее значение имеют гомологические функторы (см. Стин род Н., Эйленберг С. Э. Основания алгебраической топологии.-М.: Физматгиз, 1958). 124. Клейн здесь слишком категоричен. Речь идет, конечно, не о всех возможных геометриях, а о геометриях, определяемых группами преобразований. В этот класс геометрий не входят общая. риманова геометрия, финслерова геометрия и другие понимания пространства, играющие важнейшую роль в современной математике и физике. 125. В примечании 121 эта клейновская идея выражена несколько более абстрактным и общим образом. Тот факт, что Клейн здесь рассматривает только такие группы преобразований, которые содержат «главную группу», несколько сужает общность рассмотрения геометрий, определяемых группами преобразований (но зато приближает рассматриваемые геометрии к евклидовой). Следует, однако, иметь в виду, что аффинная группа не включается в проективную однозначным и естественным образом, а получаемое вложение зависит от того, какую плоскость трехмерного проективного пространства условиться считать бесконечно удаленной. Тем не менее, несмотря на условность, это вложение позволяет проследить некоторые связи между аффинной и проективной геометриями. 126. В настоящее время указываемый Клейном принцип прослежен в своей максимальной общности и применимости и играет важную роль в геометрии и физике. О роли геометрических преобразований в построении различных геометрий и их роли в физике можно прочитать в книгах: Яглом, И. М. Геометрические преобразования. — Ч. 1: Движения и преобразования подобия. — М.: Гостехиздат, 1955. — Ч. 2: Линейные и круговые преобразования. — М.: Гостехиздат, 1956; Яглом И. М. Принцип относительности Галилея и неевклидова геометрия. — М.: Наука, 1969; более глубокое рассмотрение этого вопроса имеется, например, в книге Б. А. Дубровина, С. П. Новикова и А. Т. Фоменко, указаннойв примечании 26. См. также Визгин В. П. Эрлангенская программа и физика. — М.: Наука, 1975. 127. В самом деле, если S — сфера с центром в точке пересечения перпендикулярных друг другу прямой I и плоскости а, то окружность 128. Подробности имеются, например, в книге: Гуревич Г. Б. Основы теории алгебраических инвариантов. — М.: Гостехиздат 1948. См. также Клейн Ф, Лекции о развитии математики в XIX столетии.-М.; Л.: ОНТИ, 1937; Зарисский О., Самюэль П. Коммутативная алгебра - Т. 2. — М.: ИЛ, 1963. 129. Основная терминология теории инвариантов (инвариант, ковариант, дискриминант и др.) была введена Сильвестром. 130. Надо рассмотреть определитель четвертого порядка, в первой и третьей строках которого стоят 131. Если к уравнениям окружности сфер
присоединить уравнение плоскости
и решать полученную систему соотношений относительно однородных координат 132. Иначе говоря, речь идет о формулах аффинной геометрии, получающейся, если за бесконечно удаленную принять не плоскость 133. Компоненты этого антисимметрического тензора имеют
Коэффициенты 1, стоящие на главной диагонали, характеризуют отдельный вектор, который Клейн здесь добавляет, чтобы получающиеся формулы описывали бесконечно малый поворот. Таким образом, соотношения (8) можно записать в виде
где под 134. См. в связи с этим примечание 122. 135. Здесь следует говорить не о проективной, а об аффинной геометрии, поскольку выше Клейн допустил существование двух прямых на плоскости, не имеющих общих точек, а также двух непересекающихся плоскостей; кроме того, аксиомы понятия «между» также относятся к аффинной, а не к проективной геометрии. Видимо, Клейн говорит о проективной геометрии, имея в виду последующее присоединение несобственных точек. 136. Здесь Клейн впервые говорят не только о той метрической геометрии, которая определяется главной группой, но также о геометрий конгруэнтности, определяемой группой движений. В примечании 122 уже отмечалось, что эти геометрия отличаются друг от друга, например, отсутствием (во второй из них) плоских связных транзитивных линий, отличных от прямых и окружностей. Клейн отмечает здесь еще одно отличие: замкнутость (лучше сказать ограниченность) любой траектории любого движения, имеющего неподвижную точку (траекторией точки а относительно движения 137. Таким образом, Клейн фактически причисляет к первоначальным, неопределяемым понятиям, кроме точек и прямых, еще и движения; к аксиомам, описывающим свойства движений, относятся требования о том, что каждое движение представляет собой взаимно однозначное (биективное) отображение плоскости на себя; о том, что движение переводит прямые снова в прямые; о том, что справедлива сформулированная Клейном аксиома подвижности плоскости (рис. 104). Эта аксиома подвижности и является детализацией того, что существует 138. Это не есть новая аксиома о движениях, а лишь частный случай аксиомы подвижности: точка А переходит в Л, а луч а с началом А, содержащий точку А, переходит в тот луч а с началом А, который расположен на прямой АА и не содержит точку А (заметим, что определение луча и теорема о разбиении прямой на два луча с началом в данной точке А регламентируются аксиомами расположения). 139. Эти свойства параллельных переносов представляют собой новые аксиомы. Заметим, что в геометрии Лобачевского эти свойства параллельных переносов не выполняются (хотя аксиомы соединения, аксиомы расположения и ранее сформулированные свойства движений, включая аксиому подвижности, имеют место). 140. Это — одна из форм аксиомы Архимеда, или аксиомы измерения (уточнение наглядного выражения «достичь либо перешагнуть» осуществляется очевидным образом). 141. Это представление о «непрерывном» осуществлении параллельного переноса может быть математически строго уточнено, но пока это можно рассматривать лишь как наглядное пояснение, а траекторией параллельного переноса считать просто прямую, соединяющую точку А и ее образ А. 142. Разговор о траектории как о результате «непрерывного» выполнения параллельного переноса, возможно, удобен в целях наглядности, но в отношении строгости может только запутать рассуждения и сделать их неубедительными. Четкое доказательство можно провести, например, так. Пусть 143. Клейн обозначает композицию преобразований точкой; здесь использовано современное обозначение (кружок), 144. Согласно сформулированной выше аксиоме Архимеда. 145. Обыкновенно эту аксиому называют аксиомой Паша, который ввел ее в своих «Лекциях по новой геометрии» 1882 г. В данном случае эта аксиома применяется к треугольнику 012 и к прямой, являющейся траекторией параллельного переноса S, проходящей через точку 1 (эта траектория не может пересечь прямую 1 2, так как две траектории одного параллельного переноса не пересекаются, и, следовательно, она должна пересечь отрезок 146. Здесь и далее изложение Клейна несколько схематично. Однако он и не преследует цель дать скрупулезный вывод всех теорем геометрии из вводимых аксиом, а имеет в виду лишь обрисовать общую схему обоснования геометрии с использованием групп преобразований. 147. Точнее, одной из аксиом, описывающих свойства движений (см. примечание 137). 148. Следующие далее соображения не так просто реализовать в виде четко проведенных рассуждений аксиоматического характера. Поэтому сказанное следует рассматривать лишь как очерк дальнейшего аналитического построения геометрии. 149. Клейн записывает преобразования слева направо в той последовательности, в которой они выполняются. Однако мы в этом издании книги следуем принятой теперь традиции, используя обозначение композиции (кружок) и записывая преобразований справа налево. Например, для любой точки А имеем
150. Высказанные соображения о переходе одних осей в другие означают, в частности, что точка А (1, О) переходит в А (0, 1), а точка В (0, 1) переходит в 151. Иными словами, функции
(или, что то же самое, определяются как решения дифференциального уравнения 152. Сейчас эту шкалу принято называть радианной. 153. Из соотношений - 154. Если иметь в виду острый (или прямой) угол между двумя прямыми, то следует правые части взять по модулю. 155. Более подробно о понятии площади в элементарной геометрии (и о тех аксиомах и принципах, на которых оно основывается) можно прочитать в указанной в примечании 10 статье В. А. Рохлина, а также в книгах: Болтянский В. Г. Элементарная геометрия. — М.: Просвещение, 1985; Болтянский В. Г. Третья проблема Гильберта. — М.: Наука, 1977. 156. Этот способ вывода площади параллелограмма имеет дефект: для высокого узкого параллелограмма высота падает не на основание, а вне его, так что «отрезать» треугольник от параллелограмма не удается. Однако дополнение и параллелограмма, и прямоугольника одинаковыми треугольниками позволяет получить одну и ту же трапецию (рис. 118), что и дает не имеющий дефектов вывод формулы площади параллелограмма. 157. В которой правую часть следует взять по модулю (или же говорить об ориентированной площади, о чем Клейн пишет в начале этого тома). 158. Клейн здесь очень краток. Подробнее о понятии длины кривой 159. В предыдущем изложении Клейн считал «движениями» только те преобразования, которые сохраняют расстояния и сохраняют ориентацию. В соответствии с этим он считал конгруэнтными Только фигуры, которые переводятся одна в другую именно таким движением (сохраняющим ориентацию). Здесь же он называет конгруэнтными фигуры, которые переводятся одна в другую преобразованием, лишь сохраняющим расстояния (т. е. не делает различия между конгруэнтными в прежнем смысле и симметричными фигурами). 160. И обладает тем свойством, что точка С попадает в положение, расположенное по ту же сторону прямой АВ, что и точка С. Из этого ясно, что к числу движений здесь следует причислять зеркальные симметрии. 161. Пятый постулат Евклида не совпадает дословно с указанной выше аксиомой параллельности, но представляет собой предложение, эквивалентное ей. Об этом евклидовом постулате Клейн говорит на с. 302 (см. рис. 126 и относящийся к нему текст). 162. То есть не имеющими границы, края. Иначе говоря, речь идет о замкнутом (не имеющем краев) двумерном многообразии. Какую бы точку А на таком многообразии мы ни взяли, у нее существует окрестность, гомеоморфная кругу, внутри которого находится точка А. Поэтому из точки А можно смещаться по этому многообразию в любую сторону.. 163. Смысл этой фразы Клейна лучше всего пояснить при помощи функции Лобачевского. Пусть в плоскости Лобачевского из точки О, находящейся на расстоянии h от прямой g, проведены два луча
где R — некоторая положительная постоянная (это и есть та произвольная постоянная, которую содержит «неевклидова геометрия первого рода»; Клейн вводит аналогичную постоянную на с. 276— 278 из несколько иных соображений). Следовательно, тот угол между двумя параллельными Теперь ясно, что если параметр R (характеризующий единицы измерения длин) будет в сравнении с «расстоянием до Сириуса», о котором пишет Клейн, очень велик, т. е. с точки зрения доступных нам измерений величина 164. См. Клейн Ф. Высшая геометрия. — М.: Гостехиздат, 1939. 165. Клейн кратко упоминает о том, что геометрия Лобачевского (НГ 1) или Римана (НГ II) может быть включена в групповую схему, намеченную его эрлангенской программой. Поясним более подробно на примере геометрии Лобачевского, как это осуществляется (для случая геометрии Римана это делается аналогично с заменой действительного конического сечения мнимым). Обозначим через К действительное коническое сечение Крис. 124 на с. 166. Например, в геометрии Лобачевского можно определить параллельный перенос (или, лучше сказать, сдвиг вдоль прямой): это есть движение, которое «смещает» некоторую прямую I по себе, переводя одну точку А прямой I в другую ее точку. Однако траекториями, переходящими в себя при всевозможных сдвигах вдоль прямой I, будут не прямые, а эквидистанты, каждая из которых представляет собой множество всех точек, находящихся по одну сторону от прямой I на одном и том же расстоянии от нее. 167. Клейн не упоминает еще об одном важном применении геометрии Лобачевского — в специальной теории относительности (которое было предложено Германом Минковским уже после прочтения Клейном этого курса лекций). Рассматривается четырехмерное псевдоевклидово пространство, в котором расстояние от точки
(аналогично определяется расстояние между двумя точками). Таким образом, расстояние между двумя различными точками в этом пространстве может быть действительным, нулевым или чисто мнимым. Множество всех преобразований, сохраняющих расстояние между двумя точками в этом псевдоевклидовом пространстве, представляет собой группу; геометрия этой группы и есть специальная теория относительности (в ее кинематической части). Именно, переменная Далее, изотропные прямые (для которых любые две их точки имеют нулевое расстояние) являются траекториями световых частиц. Все световые траектории, проходящие через точку О, образуют световой конус, описываемый уравнением Группа, определяющая эту геометрию (группа Лоренца), оставляет инвариантным световой конус (если начало координат неподвижно), и это определяет связь с геометрией Лобачевского и клейновским подходом к ней. В самом деле, связка прямых в этом пространстве, проходящих через начало, задает трехмерное проективное пространство, а линейные преобразования, оставляющие неизменной квадратичную форму 168. Русский перевод: Гильберт Д. Основания геометрии. — М.: Гостехиздат, 1948. 169. При всей фундаментальности критических оценок Клейна, основанных на его глубочайшем понимании математики и огромной эрудированности, в его мнениях, разумеется, помимо объективных характеристик есть и субъективные мотивы. Можно соглашаться или не соглашаться с его оценками и трактовками творчества Евклида, Лобачевского, Гильберта и других великих математиков и отмечать расхождения его позиции с общепринятой, но вряд ли целесообразно здесь отмечать эти несогласия — представляют интерес именно взгляды самого Клейна как одного из выдающихся математиков-классиков. Что же касается современных взглядов на историю математики и роль крупнейших ученых с диалектико-математических позиций, следует обратиться, например, к фундаментальным книгам К. А. Рыбникова «История математики». 170. Итак, в этом месте Клейн заканчивает изложение математической трактовки вопроса об аксиоматике и обосновании геометрии. Он отмечает два основных направления построения аксиоматики геометрии. Первое из них «сходит из понятия движения, второе — из понятия конгруэнтности. Существуют и многие другие подходы к аксиоматизации евклидовой геометрии, связанные с работами Пиери, В. Ф. Кагана, Биркгофа, Вейля и других математиков. Представляется особенно важным отметить вейлевский подход (о котором здесь Клейн не упоминает, поскольку его лекции были прочитаны в 1908 г., а лекции Вейля, в которых Если гильбертовская аксиоматика направлена в историческое прошлое геометрии и преследует цель дать математически корректное обоснование геометрии в духе Евклида (с выходами По существу идеи вейлевской аксиоматики очень близки к теме лекций Клейна. Точка, с которой начинает изложение Клейн, является первоначальным понятием и у Вейля. Свободный вектор, рассмотренный Клейном в качестве одного из простейших геометрических образов, является первоначальным понятием и у Вейля. Но если Клейн определяет точку тремя ее координатами и вводит вектор на основе грассманова принципа, то Вейль считает эти понятия неопределяемыми и лишь описывает в аксиомах их основные свойства. Так же как у Гильберта (и у других авторов), Вейль делит свои аксиомы на группы. Их у него пять, При формулировании аксиом а, b, с означают произвольные векторы, k. I, m — произвольные числа, А, В, С — произвольные точки. I группа (аксиомы сложения векторов); неопределяемые понятия: вектор, сумма двух векторов (также представляющая собой вектор).
13) существует такой вектор 0, что а 14) для любого а существует такой вектор II группа (аксиомы умножения вектора на число); неопределяемое понятие: произведение вектора на число (также представляющее собой вектор).
III группа (аксиома размерности). Определяемые понятия: линейная зависимость и линейная независимость векторов. III1) Существуют три линейно независимых вектора;
IV группа (аксиомы скалярного умножения). Неопределяемое понятие: скалярное произведение векторов (представляющее собой число).
IV4) если V группа (аксиомы связи точек и векторов). Неопределяемые понятия: точка; сопоставление каждой упорядоченной паре точек
V3) для любых А, а существует и притом только одна точка
При первом же взгляде на вейлевскую аксиоматику бросается в глаз, что те свойства векторов, которые доказываются при обычном школьном изложении, здесь принимаются за аксиомы. Оказывается, что этот прием позволяет сделать построение курса геометрии очень кратким и простым; это — в подлинном смысле «царский путь в геометрию», существование которого по преданию подвергал сомнению Евклид в разговоре с правителем. Далее, разбиение аксиом на группы имеет очень глубокий смысл. Первую группу составляют аксиомы абелевой группы. Иначе говоря, эта группа аксиом постулирует, что множество всех векторов с заданной в нем операцией сложения векторов представляет собой абелеву группу. Первая и вторая группы аксиом вместе означают, что множество всех векторов с имеющимися в нем операциями сложения векторов и умножения векторов на числа представляет собой векторное пространство (над полем действительных чисел). Далее, присоединение к первым двум группам третьей группы аксиом определяет трехмерное векторное пространство. Эта группа очень удобна для дальнейшего обобщения — для введения многомерных (или бесконечномерных) векторных пространств. Именно, заменяя в аксиомах III1 и III2 числа 3 и 4 на Четвертая группа аксиом, вводящая скалярное произведение, приводит к определению евклидова векторного пространства — трехмерного, Вейлевская аксиоматика позволяет очень просто определить прямые, плоскости, параллельность, перпендикулярность и прочие «евклидовы» понятия, причем все построение здания геометрии оказывается простым и кратким. Подробно об изложении геометрии на базе вейлевской аксиоматики можно прочитать в книге В. Г. Болтянского «Элементарная геометрия», указанной в примечании 7. 171. На русском языке имеется издание: Евклид. Начала. Книги 172. Русский перевод: Цейтен Г. Г. История математики в древности и в середине века. — 2-е изд. — 173. В самом деле неравенство Тем самым отношение Если теперь неравенство Таким образом, евклидово сравнение отрезков 174. Об общем понятии площади и роли метода исчерпывания можно также прочитать в книге «Третья проблема Гильберта», указанной в примечании 10. 175. Тем более, что смысл слов «то», «часть», «иметь часть» совершенно не ясен (учитывая, что теоретико-множественным стилем мышления Евклид не обладал). 176. В греческом тексте этот постулат формулирован несколько иначе, а именно: «описать из любого центра окружность любым радиусом». Однако из дальнейшего евклидова текста (см. с. 306) видно, что этот постулат надо понимать именно в том более узком смысле, который указывается в формулировке Клейна. 177. См. с. 91 русского издания. 178. Например, именно такое идущее от Евклида изложение мы имеем в учебнике геометрии А. П. Киселева, хорошо известном нашим преподавателям, где отдельно рассматриваются две теоремы: «о квадрате стороны, лежащей против острого угла» и соответственно «против тупого». Различие этих случаев связано с тем, что перпендикуляр CD, проведенный из вершины С (вершина угла у. рис. 132 на с. 309) к противоположной стороне, может проходить либо внутри треугольника, либо вне его, т. е. точка D может принадлежать либо самой противолежащей стороне либо ее продолжению. 179. Ф. Бояи-старший (отец того знаменитого Яноша Боя я, который независимо от Лобачевского и Гаусса пришел к идеям неевклидовой геометрии) — известный венгерский математик. Ему принадлежит теорема (независимо от него доказанная австрийским офицером и любителем математики П. Гервином), обращающая известный из древности метод вычисления площади многоугольника разбиением на части и перегруппировкой этих частей (метод равносоставленности). Теорема Бояи—Гервина утверждает, что два многоугольника равной площади (т. е. равновеликие) являются равносоставленными, т. е. могут быть разбиты на одинаковое число соответственно конгруэнтных частей. Аналогичная теорема справедлива также в геометрии Лобачевского и в римановой геометрии (эллиптической). Гильберту принадлежит интересный пример, показывающий, что в неархимедовой геометрии понятия равновеликости и равносоставленности не являются эквивалентными. См. по поводу этого круга вопросов указанную в примечании 10 книгу В. Г. Болтянского «Третья проблема Гильберта». Примечательно, что Фаркаш Бояи также много сил потратил на попытки доказательства пятого постулата Евклида. Он отчаялся в своих попытках, и сыну, Яношу, тоже пытался отсоветовать заниматься этой проблемой. В своем письме сыну он писал: «...это может лишить тебя твоею досуга, здоровья, покоя, всех радостей жизни. Эта черная пропасть в состоянии, быть может, поглотить тысячу таких титанов, как Ньютон, на Земле это никогда не прояснится...». Письмо это написано в 1820 г. — в начале десятилетия, когда Лобачевский и Я Бояи пришли к своему открытию и опубликовали свои исследования! 180. Ряд других примеров имеется в прекрасно написанной книге: Дубнов Я. С. Ошибки в геометрических доказательствах. - 4-е изд.-М.: Наука, 1969. 181. Здесь Клейн имеет в виду, конечно, такие углы, вторые (свободные) стороны которых проходят над осью 182. Иными словами, первый роговидный угол не превосходит второго, если пересечение первого угла с достаточно малым кругом, имеющим центр О, содержится во втором роговидном угле. 183. Клейн записывает уравнение этой окружности в виде
а затем разлагает радикал в ряд вблизи точки 184. Это краткое замечание Клейна заслуживает серьезного внимания. В разделе 1 (на с. 323) Клейн пишет о генетическом методе и апелляции к живому конкретному созерцанию, причем говорит о том, что в школе нужно следовать именно этим методам, позволяющим ученику свыкнуться с понятиями геометрии. В то же время здесь в разделе В нашей школе таким рубежом можно считать 8-й класс, где вводятся векторы и координаты и, в частности, метрические соотношения в треугольнике выводятся с помощью скалярного произведения и его координатной записи. С этой точки зрения отказ от координатно-векторного метода при изучении начал стереометрии в 185. «Приложение алгебры к геометрии» состоит в том, что фиксируется отрезок, принимаемый за единицу длины, и задаются некоторые отрезки а, b, с, ..., после чего требуется построить отрезки, длины которых выражаются в виде В отдельных случаях такой способ построения, возможно, интересен, но в целом специальное изучение «построения» алгебраических выражений, несомненно, является той «боковой веточкой», тем тупиковым направлением исследования, которое уводит в сторону от генеральной линии развития науки и лишь отвлекает интересы учителей и учащихся надуманными проблемами. Следует отметить, что такие «боковые веточки» время от времени культивируются математиками-методистами, когда они пытаются выйти за рамки своих, несомненно очень важных и актуальных научных проблем, связанных с преподаванием математики, и делают попытки создать вклад в теоретическую математику, исходя не из потребностей математической науки и ее приближений, а из желания обобщить решение школьных задач до уровня математической теории. В качестве примера можно указать «теорию равносильности уравнений», одно время расцветшую в методических руководствах махровым цветом. Речь идет о том, чтобы при решении, например, иррациональных уравнений избегать появления посторонних корней (при возведении обеих частей уравнения в квадрат и других «неравносильных» преобразованиях) добавлением неравенств. В результате вместе с последовательным упрощением исходного уравнения оно «обрастает» системой дополнительных неравенств, добавление которых к упрощенному уравнению делает его равносильным исходному уравнению. Все это, разумеется, математически совершенно корректно, но представляет собой «теорию», ненужную и не применяемую нигде, кроме школьной методики, причем «теорию» вовсе не методического, а математического плана (говорящую не о том, как обучать, а о том, чему обучать). В данном случае получается что-то вроде теории исключения, хорошо известной в алгебре многочленов, но перенесенной за границы этой своей естественной области приложимости на иррациональные, тригонометрические и другие выражения, где она теряет интерес и математический смысл. Объясняется это вполне понятным стремлением учителя математики или методиста внести свой вклад не только в решение педагогических проблем, но и в саму математику. При отсутствии научно обоснованной проблематики и математической эрудиции в научном плане это и приводит к попыткам решения проблем типа великой теоремы Ферма, трисекции угла или к попыткам создания «боковых веточек», о которых пишет Клейн. Винить в этом следует не столько учителя или методика, сколько математиков-профессионалов и математиков-популяризаторов, не позаботившихся о разработке проблематики, доступной и интересной для широких проблем любителей математики и в то же время представляющей какой-то интерес для современной науки. 186. См. т. 1, с. 78—84 (семиугольник), с. 164—166 (трисекция угла). Следует также заметить, что с чисто методической точки зрения задачи на построение представляют собой прекрасный материал для закрепления теоретического материала (поскольку при поиске решения, при доказательстве и при исследовании приходится пользоваться всем арсеналом ранее изученных теорем), для развития навыков логического мышления и навыков решения нестандартных задач. Не случайно преподаватели математики очень любят задачи на построение и сожалеют о значительном снижении удельного веса задач на построение в современной шкальной программе. Из литературы о геометрических построениях следует отметить прежде всего две книги (обе, к сожалению, давно не переиздававшиеся): Александров И. И. Сборник геометрических задач на построение. — М.: Учпедгиз, 1950, Адлер А. Теория геометрических построений. — М.: Учпедгиз, 1940. 187. Здесь Клейн упоминает еще об одной из «боковых веточек», о которых говорилось в примечании 185. Правда, он здесь не так уж резко ее критикует, поскольку выше (на с. 242—243) он нашел изящный способ характеризации геометрии треугольника с точки зрения проективной геометрии. Эта область (геометрия треугольника) владела умами учителей и любителей математики и в нашей стране (см., например, Зетель С. И. Новая геометрия треугольника. — М.: Учпедгиз, 1962). Иногда по поводу критики геометрии треугольника как тупикового направления возражают, отмечая, что в геометрии треугольника известны теоремы Эйлера, Мёбиуса, Лежандра, Якоби и других выдающихся математиков. Однако эти ученые видели в геометрии треугольника не цель исследования, а побочное поле приложимости созданных ими глубоких теорий. Например, Мёбиус, которого многократно и охотно цитирует Клейн, получил некоторые новые факты геометрии треугольника как приложение развитого им «барицентрического исчисления», Лагранж и Якоби установили результаты, относящиеся к геометрии треугольника, как приложение новых важных их исследований о вращательном движении тел. И даже великий ученый древности Архимед, которому принадлежит теорема о пересечении медиан треугольника в одной точке, пришел к этому результату в виде приложения развитого им учения о центрах тяжести. В связи с этим указанная тематика (геометрия треугольника) представляет интерес для занятий школьного математического кружка не сама по себе, а как повод для рассказа о подлинно важных теориях, относящихся к геометрии и механике и дающих в виде приложения красивые теоремы геометрии треугольника. 188. Лежандр, так же как Гаусс, Лобачевский и Бояи, беспрестанно занимался теорией параллельных, но в отличие от них не пришел к дерзкой мысли о возможности построения непротиворечивой геометрии, основанной на отрицании аксиомы параллельности, а до конца жизни не оставлял попыток найти доказательство пятого постулата Евклида. В каждом почти издании своих «начал геометрии» Лежандр помещал новое доказательство евклидова постулата, но внимательный анализ показывал, что оно опиралось на совершенно «очевидное», явно не высказанное предположение, которое эквивалентно пятому постулату. Однако эти безуспешные попытки доказательства пятого постулата нельзя признать бесплодными: вместе взятые «доказательства» Лежандра составили интересное и содержательное исследование, результатом которого было нахождение ряда положений, эквивалентных пятому постулату. 189. Клейн отмечает в этом абзаце, что в гиперболической геометрии сумма углов треугольника меньше я. Но окончательное выяснение этого факта как раз и связано с именем Лежандра. Разность Легко доказывается в обратное: «ели дефект любого треугольника равен нулю, то справедлив пятый постулат, т. е. мы находимся в рамках евклидовой геометрии. Лежандр прежде всего доказывает, что если дефект какого-либо одного треугольника равен нулю, то я дефект любого треугольника равен нулю Ошибка здесь состоит в том, что Лежандр неявно использовал следующее предложение: пусть Разумеется, для человека, знакомого с геометрией Лобачевского, ошибка совершенно очевидна. Но выявление этого эквивалента пятого постулата до создания гиперболической геометрии представляет собой совершенно нетривиальное достижение. Этот и другие эквиваленты пятого постулата, открытые Лежандром (один из них Клейн упоминает ниже), сыграли определенную роль в открытии Лобачевским его геометрии. Таким образом, рольлежандровской теории параллельных не следует недооценивать. Для сравнения заметим, что в модели Кэли — Клейна перпендикулярность прямых (как и вообще величина угла) интерпретируется не очень просто и иллюстрация этого эквивалента пятого постулата в общем случае не слишком проста. Однако если рассматриваемое коническое сечение представляет собой окружность, О — ее центр (т. е. прямая ОМ изображается в этой модели диаметром окружности), то перпендикулярность прямой ОМ и некоторой другой прямой интерпретируется перпендикулярностью в обычном евклидовом смысле (это следует из соображений симметрии). Следовательно, если ON — луч, образующий с ОМ острый угол, a 190. Русский перевод учебников, представляющих переработку не только «Геометрии», но и «Арифметики» и «Алгебры» Бореля, был издан под редакцией проф. В. Ф. Кагана в 1911 г. и переиздан в 1923 г. 191. Здесь и далее «равен» понимается в смысле «равен по площади» (в этом смысле используется теперь более удобный термин «равновелик»).
|
1 |
Оглавление
|