Австрийский план Экснера и Боница (1849); забота о развитии пространственной интуиции.
Но вскоре эти педагогические идеи проникли и в среднюю школу. В этом отношении особенно характерен учебный план, составленный около 1850 г. для Австрии Экснером и Боницем.
И в этом случае надо искать в политическом положении объяснение того, почему именно здесь и именно в эту эпоху возникло рассматриваемое движение. В Австрии под влиянием многочисленных школ, принадлежавших католическим монашеским орденам, особенно иезуитскому, в преподавании математики по существу сохранялся догматический метод средневековья, и когда революционное движение 1848 г. смыло все старое, то среди наличного материала ничто не могло послужить отправным пунктом, и поэтому реформаторы вводили новое в самой чистой форме. Этим и объясняется то, что учебные планы Экснера — Боница перенесли в среднюю школу новые наглядные методы, насколько это только было возможно. Пространственное созерцание не только культивируется в классах первой ступени как подготовительный курс, но становится самоцелью. Следует не только упражнять логическое мышление на наглядных вещах, но речь идет об упражнении самого созерцания. На первой ступени (первые четыре года) логическая сторона вообще совершенно стушевывается, дети упражняются только в наглядном освоении фигур, постоянно сопровождаемом черчением. На второй ступени, на которой приобретенный таким образом материал подвергается логической переработке, черчение сохраняется в значительном объеме. Многие из вас имели, вероятно, случай заметить, как умело чертят австрийские математики, — один из результатов этой характерной структуры учебных планов.